Миллионы и миллиарды рублей, вкладываемые в разработку и использование цифровых инструментов ежегодно, дают результат в виде повышения оборота капитала, уменьшения операционных расходов в связи с оптимизацией штаба и количества офисов кредитных организаций.
Вложения в цифровизацию и роботизацию банковских процессов в России с каждым годом растут. Например, в 2022 г. затраты на диджитализацию Сбербанка составили 24,7 млрд. руб., а выручка от ИИ-решений за тот же год составила около 93,8 млрд. руб. ВТБ, в свою очередь, вложил почти в 300 раз меньше – 80 млн, а выручка от вложений в цифровизацию составила 23,7 млрд. руб. [2].
К настоящему моменту времени пользователи банковских услуг не представляют свою жизнь без следующих удобных «новшеств»: использование систем дистанционного банковского обслуживания; система быстрых платежей (СБП); единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА), в том числе с использованием биометрии; использование ИИ для взаимодействия с клиентом.
Эксперты по итогам 2023 г. провели оценку уровня цифровизации банков []. Результаты балльной оценки кредитных организаций (топ-5) представлены в таблице 1.
Согласно данным таблицы 1, лидером в топе стал Райффайзенбанк. Использование чат-ботов в социальных сетях и в приложении банка, автоматизированная телефонная система, скорость оформления продукта и способ его получения клиентом (с помощью курьера), использование СБП и ЕБС позволили банку стать лидером рейтинга.
На втором месте – ВТБ. Он опережает Райффайзенбанк по коммуникациям (так как использует больше каналов распространения с участием лидеров мнений) и платежным сервисам и технологиям, однако уступает в оформлении продуктов (банк не доставляет продукты клиентам).
Таблица 1. Балльная оценка кредитных организаций по уровню цифровизации
Место |
Банк |
Коммуникации |
Платежные сервисы и технологии |
Оформление продуктов |
Сумма баллов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Райффайзенбанк |
24 |
37,1 |
20 |
81,1 |
2 |
ВТБ |
26 |
39,1 |
15 |
80,1 |
3 |
Тинькофф Банк |
18 |
39,7 |
20 |
77,7 |
4 |
Уральский Банк Реконструкции и Развития |
21,3 |
32,1 |
20 |
73,5 |
5 |
МТС Банк |
18 |
38,3 |
15 |
71,3 |
Тинькофф банк расположился на 3-м месте. Он опережает Райффайзенбанк и ВТБ в группе «платежные сервисы и технологии» – банк запустил свой сервис для оплаты смартфоном – Tinkoff Pay, однако уступает лидеру в коммуникациях – Тинькофф не проводит масштабные рекламные компании, как Райффайзенбанк.
Уральский Банк Реконструкции и Развития на 4-м месте, опережая ТинькоффБанк в коммуникациях, он все же уступает Райффайзенбанку и ВТБ (у рассматриваемого банка ниже упоминаемость в цифровом пространстве).
Наконец, на 5-м месте МТС банк, он, опережает Уральский Банк Реконструкции и Развития, только в платежных сервисах и технологиях, используя в качестве своего преимущества электронный кошелек [6], по другим параметрам сравнения от уступает лидерам.
Если говорить о перспективах развития банковского сектора, то среди них можно выделить следующие. Во-первых, отказ от увеличения операционных офисов банка, как следствие, сокращение операционных расходов банка.
Во-вторых, возможно внедрение технологии блокчейна для совершенствования шифрования данных и получения информации о совершённых клиентом переводах.
В-третьих, расширение своих возможностей крупнейшими российскими банками посредством превращения их в экосистемы. Здесь ярким примером, является Сбер со своей экосистемой: Мегамаркет, Самокат и пр. направлениями.
В-четвертых, удобство и безопасность работы сервисов обеспечит развивающаяся биометрия, с помощью которой клиент будет уверен в надежности переводов и других действий в банковском приложении.
При планировании дальнейшего развития банковской системы нужно учитывать и возникающие ограничения. Во-первых, это дефицит финансовых ресурсов. Внедрение и развитие цифровых технологий требуют больших вложений, которые банки рассматривают как барьер к следующему шагу диджитализации.
Во-вторых, нехватка готовых технологических решений. В условиях перестройки рынка из-за ухода западных компаний, предоставляющих цифровые услуги потребителям приходится искать пакетные решения (модули), которые готовы к использованию или могут быть настроены под конкретные цели организации, но предложение подобных решений в настоящий момент не может полностью удовлетворить возрастающий спрос [5].
В-третьих, недоверие потребителей. Около 41 % россиян не доверяют банковским приложениям, а 18 % считают, что пользоваться онлайн-банкингом опасно [4]. Возможно, это можно объяснить низким уровнем финансовой грамотности населения. Также одной из причин может быть и недостаточный уровень развития инфраструктуры в некоторых регионах страны. Следствием чего является отказ от совершения ряда операций из-за страха оказаться обманутым кибермошенниками.
В-четвертых, нехватка квалифицированных кадров. В связи с утечкой IT-работников за рубеж, рынок труда виспытывает «кадровый голод».
Резюмируем, цифровизация банковской системы в России переживает время своего расцвета. Внедрение инновационных технологий в деятельность банка обеспечивает не только повышение конкурентоспособности на рынке, но и оптимизацию операционных расходов.
Библиографический список
- Инциденты информационной безопасности: итоги I квартала 2023 года. URL: https://cbr.ru/eng/press/event/?id=15814 (дата обращения: 24.03.2023).
- Сбербанк, «Яндекс», ВТБ и VK заработали 137,3 млрд рублей на решениях ИИ в 2022 году. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6068991 (дата обращения: 25.03.2024).
- Новый этап развития банковской системы: влияние цифровизации/ О.Г. Семенюта, Е.В. Добролежа, И.Г. Воробьева. – Ростов н/Д: ИП Добролежа Е.В., 2020. – 103 с.
- Более половины россиян сочли рискованным использование онлайн-банкинга. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/6420f14a9a79472ecdb9a69f (дата обращения: 22.05.2024).
- Абдрахманова Г.И., Зинина Т.С., Киселева Е.В., Нечаева Е.Г., Рудник П.Б., Фролов М.С. Цифровые технологии в бизнесе: практики и барьеры использования. Мониторинг цифровой трансформации бизнеса. – 2024. – №1. – С. 10.
- Уровень цифровизации банковских услуг. URL: https://www.banki.ru/news/research/?id=10950478 (дата обращения: 22.05.2024).