ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Юкс Диана Сергеевна
Уральский государственный университет путей сообщения
студент

Аннотация
Объект и предмет познания являются основополагающими понятиями как в философии, так и в науке. Понимание их взаимосвязи и различий имеет решающее значение для эпистемологии и методологии научных исследований. Этот вопрос затрагивает основы научного и философского познания, а также влияет на понимание природы действительности (реальности) и места человека в ней. В данной статье проведён сравнительный анализ проблемы объекта и предмета познания в философии и науке, выявлены их сходства и специфика.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Юкс Д.С. Проблема объекта и предмета познания в философии и науке: сравнительный анализ // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/06/102154 (дата обращения: 01.05.2025).

Философия и наука находятся в постоянном диалоге относительно того, что именно и каким образом доступно человеческому познанию. Философы обращают внимание на фундаментальные вопросы, касающиеся того, какими должны быть объекты познания и каким образом их можно познать, если есть такая возможность. Наука же, сосредотачиваясь на «конкретных исследованиях», ставит перед собой задачу исследовать определенные объекты и явления в мире.

В философии объект познания относится к тому, что существует независимо от сознания субъекта и может быть познано, а предмет познания как то, что именно исследуется в данном объекте. Таким образом, объект познания – это объективная реальность, которая существует независимо от нашего сознания [1], в то время как предмет познания – это то, что наше сознание анализирует и пытается постигнуть, конкретная область объекта, на которую направлена познавательная деятельность субъекта.

Итак, объект и предмет познания в философии – это:

объект познания: весь мир в его целостности, существующий независимо от познающего субъекта;

предмет познания: ограниченная область объекта, которая является целью конкретного познавательного процесса.

В науке объект и предмет познания часто совпадают, поскольку научные исследования направлены на изучение конкретных объектов и явлений. Например, в физике объектом познания могут быть атомы, а предметом исследования – их структура и взаимодействие. Однако, иногда объект и предмет познания в науке могут не совпадать, особенно в случае, когда исследователи сталкиваются с проблемой определения объекта и предмета познания.

В науке объект познания определяется как часть объективной реальности, которая изучается данной научной дисциплиной. Предмет познания представляет собой концептуальную структуру, разработанную для изучения объекта, тем самым определяя область и границы научного исследования.

Итак, объект и предмет познания в науке – это:

объект познания: конкретная область реальности, которую изучает данная наука;

предмет познания: система понятий, принципов и законов, которая отражает существенные характеристики объекта и направляет научное исследование.

Таким образом, сравнительный анализ философии и науки по объекту и предмету исследования позволяет выделить как общие черты, так и специфику (уникальные особенности) данных типов познавательной активности человека.

Общими чертами является следующее:

  1. оба понятия относятся к тому, что познается;
  2. субъект и объект познания всегда находятся во взаимодействии;
  3. познание как в философии, так и в науке является активным процессом, включающим как субъективные, так и объективные факторы.

Уникальные особенности – это:

  1. область охвата изучаемого явления: философия стремится к всеобъемлющему пониманию объекта познания, в то время как наука фокусируется на более конкретных и ограниченных областях;
  2. цель познания: философия ищет фундаментальные истины и принципы, а наука стремится объяснить и предсказать природные явления;
  3. методология: в философии преобладают дедуктивные методы, основанные на логических аргументах, в то время как наука (в отличие от философии) использует эмпирические методы, основанные на наблюдениях и экспериментах.

В заключение отметим: решение проблемы объекта и предмета познания в философии и науке, направленный на выявление как общих, так и уникальных черт, имеет важное значение для развития и совершенствования как философского, так и научного знания. Соотношение объекта и предмета познания определяет направление и границы исследований, а также влияет на интерпретацию и представление достигнутых результатов. Сравнительный анализ подходов к этой проблеме позволяет лучше понять сущность познания и его границы, а также способы преодоления ограничений гносеологических (философских, научных, научно-философских) поисков человека.


Библиографический список
  1. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм URL: http://www.kprf-sverdlovsk.ru/books/V_I_Lenin_Materializm_i_empiriokrititsizm.pdf (дата обращения: 15.05.2024).


Все статьи автора «Юкс Диана Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: