БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Ячникова Анастасия Евгеньевна
Сибирский Институт Управления- филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
студент

Аннотация
В рамках исследования автором рассматривается проблематика проведения бюджетной политики Российской Федерации. Выделяются основные направления развития бюджетной политики на период 2025-2026 годов, определяются некоторые проблемы, препятствующие эффективной реализации поставленных государством целей. Проблематика исследования имеет всеобъемлющий характер, непосредственно влияющий не только на экономику, но и на граждан непосредственно.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ячникова А.Е. Бюджетная политика в системе обеспечения экономической безопасности государства // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/06/102138 (дата обращения: 29.05.2025).

Взвешенная и обеспечивающая интересы публичных и частных интересов бюджетная политика является основой стабильности и развития государства, реализации социально-экономических целей и государственных программ. Научный дискурс исходит из плюрализма понятия «Бюджетная политика», что позволяет проводить разносторонние теоретические исследования исследуемого явления. Т.М. Ковалева, например, определяет бюджетную политику, как систему отношений публичных органов государственной власти РФ в области управления бюджетным процессом с целью достижения определенного экономического и социального эффекта [1, с. 23]. В свою очередь, Р.Г Сомаев определяет это же понятие, как совокупность мероприятий органов государственной власти и местного самоуправления в области бюджетного устройства и межбюджетных отношений, бюджетного процесса, формирования доходов и финансирования расходов региональных и местных бюджетов [2, с. 173]. Оба понятия так или иначе исходят из того, что целью бюджетной политики является реализация субъектами бюджетным правоотношений социально-экономических задач на уровне соответствующих бюджетов

Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 формирует основные направления государственной политики РФ в области экономической безопасности, среди которых: развитие системы государственного управления; прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики, а также обеспечение экономического роста [3]. Вместе с тем, Минфин РФ указывает следующие основные направления развития бюджетной политики РФ на 2025-2026 г. : повышение деловой активности одновременно с ориентацией на социальную поддержку нуждающихся граждан, укрепления обороноспособности страны, технологическое развитие и поддержку инфраструктуры; повышении операционной эффективности; развитие системы межбюджетных отношений путем увеличения общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности; компенсация расходов регионов на оплату труда работников-бюджетников. Соответственно, можно распределить группы мер бюджетной политики на финансовые и организационные. Финансовые меры направлены на софинансирование федеральным бюджетом обязательств нижестоящих бюджетов посредством межбюджетных трансфертов. В свою очередь, организационные меры выражаются в создании органов и реформировании нормативной базы, реализующих соответствующие направления бюджетной политики.

Сама идея бюджетной политики состоит в создании необходимых условий для стабильного и эффективного проведения государственной политики, направленной на ликвидацию негативных последствий от внутриэкономического и внешнеэкономического давления, что особенно характерно в сегодняшних условиях, на фоне санкционного давления недружественных стран на экономику Российской Федерации.

Реализация поставленных целей и направлений деятельности невозможно без решений некоторых проблем, непосредственно влияющих на эффективность и действенность бюджетной политики.

Одной из главных проблем, оказывающих негативное влияние на скорость реализации и действенность обозначенных государством целей в области бюджетной политики, является несбалансированности бюджетов РФ на всех уровнях. По итогам 2023 года дефицитность бюджета РФ оценивается в 2,6 трлн. рублей [4], внутренний долг на момент 01.01.2023 составил 18 079, 29 млрд. рублей, что в купе создает сложности для реализации поставленных государством целей бюджетной политики в виду невозможности в полной мере удовлетворить потребности нуждающихся в государственной поддержке субъектов, а также совершенствованию инфраструктуры и др. объектов, нуждающихся в государственной поддержке.

При этом сильно выделяется проблематика «перекоса» налоговых доходов федерального бюджета, 41% которых составляют отчисления Ханты-Мансийского АО, и г. Москвы [5, с. 49]. Анализируя сложившуюся ситуацию, Пинская М.Р и Тихонова А.В. указывают, что одновременно с проблемой «перекоса» отчислений одновременно сосуществует проблема фактической невозможности исполнения своих расходных обязательств большей части субъектов РФ [5, с.50], что негативным образом влияет на возможность исполнения субъектами своих полномочий и способность самостоятельного обеспечения собственных нужд. Несмотря на проводимую РФ политику борьбы с коррупцией, ее уровень все еще остается высоким

Неэффективность работы органов государственной власти негативным образом влияет на эффективность проведения бюджетной политики РФ и реализации поставленных перед государством задач [6, с. 198]. Коррупциогенный фактор, вытекающий из недостаточности обеспечения служащих, непосредственно обеспечивающих реализацию бюджетной политики ведет к совершению преступлений и увеличению дефицитности бюджетов вследствие недополучения денежных средств бюджетной системой.

Энергозависимость или так называемая «сырьевая игла» определяет централизацию отечественной бюджетной политики вокруг цен на энергоресурсы. Конечно, налоговые поступления в соответствующие бюджеты бюджетной системы способны в некоторой степени обеспечить выполнение расходных обязательств субъектов бюджетных правоотношений, однако основная часть поступлений происходит за счет экспорта сырья торговым партнерам РФ. Так, в 2023 году общий объем нефтегазовых доходов РФ составил 8 822,3 млрд. рублей. За аналогичные периоды 2022 и 2021 годов бюджетом было получено 11 586, 2 и 9 056,5 млрд. руб. соответственно [7].

Для ликвидации указанных проблем необходимо проведение государственных реформ, направленных на сглаживание экономического неравенства субъектов РФ, повышения уровня вовлеченности субъектов ( например, через расширение программ поддержки предпринимателей) в государственную экономику (имеется в виду выход за пределы территориальных образований на более высокий уровень). Вместе с тем, необходимо обеспечить снижение уровня энергозависимости страны и обеспечить повышение уровня бюджетных доходов от реализации высокотехнологичных товаров, т.е. необходимо обеспечить переход экономики с сырьевой фазы в высокотехнологичный сектор. В целом, указанные проблемы особенно выявились в период проведения специальной военной операции, что послужило необходимым толчком для развития не только отечественного ВПК, но и других секторов экономики, что уже сегодня начинает приносить свои плоды.


Библиографический список
  1. Ковалёва Т. М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации : учеб. пособие. 2-е изд., стер. М. : КНОРУС, 2019. 128 с
  2. Сомоев Р. Г. Субфедеральная бюджетная политика и проблемы бюджетно-налогового федерализма : монография. Махачкала : Формат, 2021. 245.
  3. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 // Официальный интернет портал правовой информации: гос. система правовой информации.  — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&vkart=card&nd=102027595&rdk= (дата обращения: 21.05.2024)
  4. Дефицит бюджета России 2023: Fin-plan [Электронный источник] URL -https://fin-plan.org/blog/investitsii/defitsit-gosbyudzheta/ (дата обращения: 21.05.2024)
  5. Пинская М. Р., Тихонова А. В. Налогово-бюджетная политика Российской Федерации: ответы на главные вопросы //Международный бухгалтерский учет. – 2020. – Т. 23. – №. 1. – С. 45-65.
  6. ВятГУ К. Основные проблемы бюджетной политики в сфере обеспечения экономической безопасности страны //Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования Вятский государственный университет (ВятГУ). – 2023. – С. 196.
  7. Сведения о формировании и использовании дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2018-2024 годах: Мин. Фин. России [Электронный источник] URL - https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=122094-svedeniya_o_formirovanii_i_ispolzovanii_dopolnitelnykh_neftegazovykh_dokhodov_federalnogo_byudzheta_v_2018-2024_godakh (дата обращения: 21.05.2024


Все статьи автора «Ячникова Анастасия Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: