В минувшие длительные исторические периоды туркменского народа большое значение в жизни туркменской сельской общины придавалось почитанию представителей старшего поколения в отношениях между пожилым и молодым поколениям. Случайность ли эта традиция, поднятая до ранга святости или закономерность жизни? Конечно, это закон жизни.
На наш взгляд, прежде чем приступить к анализу смысла и содержания этикета старейшинства на уровне сельской общины, и оценке ее положительного влияния на жизнь наших предков, необходимо сначала разобраться в значении терминов “аксакал”, “яшули” (“старейшина”).
Кого наши предки называли «аксакалом», «старейшиной» или «яшули»? Это кажется простым вопросом. Но если присмотреться, то между этими понятиями есть определенная разница.
В «Словаре туркменского языка» термин «аксакал» означает: 1) сельский старец, старейшина, советник, старик и 2) старик с седой бородой, старик.
В этом словаре термин «яшули» определяется как: 1) старый или престарелый человек и 2) почтенный человек, которого слушают и к которому прислушиваются. Если посмотреть на это объяснение, то кажется, что нет никакой разницы между терминами «аксакал» и «яшули». Наши предки использовали их как синонимы.
В «Словаре туркменского языка» термин «старейшина» («кетхуда») разъясняется как советник, руководитель, аксакал, участник совета. Таким образом, в языковой системе все три термина используются почти как синонимы.
В результате посещения Мангышлака немецким географом С.Г. Гмелиным в 70-х годах XVIII века, им было отмечено, что у туркмен Мангышлака есть определенные лица, выполняющих функции общинных лидеров или старейшины. Местные жители часто называют их «аксакалами» (дословно «белобородые»). На эту должность выбирали самых пожилых людей, которые зачастую с белыми бородами. Он писал, что богатые знания и многолетний жизненный опыт дают этим людям возможность выполнять роли старейшин [4, с. 207].
Некоторые авторы XVIII и начала XX вв. считали старейшинство выборной и даже наследственной служебной обязанностью.
Француз Г. Блоквиль описал, как в Мерве проявляют уважение к старейшинам: «Если два туркмена имеют разногласия или возникает какой-либо другой спорный вопрос, то обращаются к старейшине племени или кази» [3, с. 63].
О роли старейшин в истории жизни этносов в разных регионах страны на общинном и сельском уровнях даются конкретные сведения и мысли, они описываются и в трудах этнографов.
Национальный Лидер туркменского народа, наш Герой-Аркадаг Гурбангулы Бердымухамедов в своей книге «Духовный мир туркмен» пишет: «Человек народа – это человек, живущий не только для себя, но и для окружающих. Он необходимый для народа человек. Народ почитает его и мечтает о нем [1, с. 215]». Так кратко и глубоко описывается, какого человека наши предки в нашем историческом прошлом особенно почитали.
Такие личности не появляются случайно. Наш Герой-Аркадаг, Национальный Лидер туркменского народа Гурбангулы Бердымухамедов, понимающий этот исторический феномен, пишит: «Влияние общества очень важно для формирования человека [2, с. 6]». Эта философия свидетельствует о взаимном влиянии лиц, признанных «людьми народа», и народной общественности на уровне общества. Однако в историко-этнографической литературе, в нашем историческом прошлом, в туркменском обществе вплоть до 30-х годов ХХ века, в период до построения социализма, было распространено мнение о наличии в воспитании молодежи пожилыми людьми феодально-патриархальной традиции или того, что старшее поколение имело привычку властвовать над молодыми, не уважать их. Это был тезис заполитизированной советской науки, показывающей, что наш народ был отсталым в историческом прошлом и, что его развитие не отвечало современным требованиям жизни.
Все важные вопросы от наименования новорожденного ребенка до окончательного ухода из жизни человека доводились до сведения стариков, к их словам прислушивались и действовали согласно им. Необходимо обратить внимание еще на один важный вопрос-обстоятельство, говоря о почитании пожилого поколения в туркменском обществе на уровне общины в нашем историческом прошлом. Это дает нам основание уловить характерные черты нашей туркменской жизни и гордиться нашим исконным гуманистическим принципам. Этнографы основываясь на историко-этнографическую литературу, архивные источники и этнографические данные, собранные им самим, пишет, что в туркменском обществе до начала XX века право земельно-водное распределение отдавалось пожилому поколению до конца их жизни. Он также отмечает, что сами старейшины были освобождены от хозяйственных и воинских повинностей в общины.
Но у их семей сохранялись хозяйственные и военные обязанности, которые они должны были выполнять бесплатно на территории туркменской сельской общины. Если представить себе те обстоятельства и обязанности, то у вас появится возможность яснее увидеть смысл тех высоких, гуманных ценностей, которые возлагаются на старшее поколение в туркменской сельской общине. Эти принципы наших предков являются классическими традициями и руководящими принципами. Говоря сегодняшним языком, это гуманистический подход к пожилому населению, сопоставимый сегодня с заботой, которую проявляет государство и общество.
Библиографический список
- Berdimuhamedow G. Türkmeniň döwletlilik ýörelgesi. – A.: Türkmen döwlet neşirýat gullugy, 2020.
- Berdimuhamedow G. Enä tagzym – mukaddeslige tagzym. – A.: Türkmen döwlet neşirýat gullugy, 2018.
- Генри де Блоквиль. Түркменлериңкиде есирликде. – А.: Алтын гушак, 1992.
- Гмелин С.Г. Путешествие по Каспийскому морю на восточный его берег в 1773 г. // Труды Туркменского географического общества. Вып. I. – А.: Изд. АН ТССР, 1958. – С. 193-226.