ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ТУРКМЕНСКОЙ СЕЛЬСКОЙ ОБЩИНЫ

Эмиров Ысламберди1, Ёламанова Огулбахар2
1Туркменский государственный университет имени Махтумкули, преподаватель
2Туркменский государственный университет имени Махтумкули, студент

Аннотация
В минувшие длительные исторические периоды туркменского народа большое значение в жизни туркменской сельской общины придавалось почитанию представителей старшего поколения в отношениях между поколением пожилых людей и молодежью. Старейшины не получали и не ждали никакого вознаграждения, так как они считали служением обществу святым долгом. Все важные вопросы от наречения именем новорожденного ребенка до окончательного ухода из жизни человека доводились до сведения представителей старшего поколения, к их словам прислушивались и действовали согласно их наставлениям. В данной статье анализируются и вводятся в научный оборот сведения о традициях почитания и уважения старшего поколения в туркменской сельской общине, основанных на благородных принципах наших предков.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Эмиров Ы., Ёламанова О. Традиции и обычаи туркменской сельской общины // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/05/102151 (дата обращения: 18.07.2024).

В минувшие длительные исторические периоды туркменского народа большое значение в жизни туркменской сельской общины придавалось почитанию представителей старшего поколения в отношениях между пожилым и молодым поколениям. Случайность ли эта традиция, поднятая до ранга святости или закономерность жизни? Конечно, это закон жизни.

На наш взгляд, прежде чем приступить к анализу смысла и содержания этикета старейшинства на уровне сельской общины, и оценке ее положительного влияния на жизнь наших предков, необходимо сначала разобраться в значении терминов “аксакал”, “яшули” (“старейшина”).

Кого наши предки называли «аксакалом», «старейшиной» или «яшули»? Это кажется простым вопросом. Но если присмотреться, то между этими понятиями есть определенная разница.

В «Словаре туркменского языка» термин «аксакал» означает: 1) сельский старец, старейшина, советник, старик и 2) старик с седой бородой, старик.

В этом словаре термин «яшули» определяется как: 1) старый или престарелый человек и 2) почтенный человек, которого слушают и к которому прислушиваются. Если посмотреть на это объяснение, то кажется, что нет никакой разницы между терминами «аксакал» и «яшули». Наши предки использовали их как синонимы.

В «Словаре туркменского языка» термин «старейшина» («кетхуда») разъясняется как советник, руководитель, аксакал, участник совета. Таким образом, в языковой системе все три термина используются почти как синонимы.

В результате посещения Мангышлака немецким географом С.Г. Гмелиным в 70-х годах XVIII века, им было отмечено, что у туркмен Мангышлака есть определенные лица, выполняющих функции общинных лидеров или старейшины. Местные жители часто называют их «аксакалами» (дословно «белобородые»). На эту должность выбирали самых пожилых людей, которые зачастую с белыми бородами. Он писал, что богатые знания и многолетний жизненный опыт дают этим людям возможность выполнять роли старейшин [4, с. 207].

Некоторые авторы XVIII и начала XX вв. считали старейшинство выборной и даже наследственной служебной обязанностью.

Француз Г. Блоквиль описал, как в Мерве проявляют уважение к старейшинам: «Если два туркмена имеют разногласия или возникает какой-либо другой спорный вопрос, то обращаются к старейшине племени или кази» [3, с. 63].

О роли старейшин в истории жизни этносов в разных регионах страны на общинном и сельском уровнях даются конкретные сведения и мысли, они описываются и в трудах этнографов.

Национальный Лидер туркменского народа, наш Герой-Аркадаг Гурбангулы Бердымухамедов в своей книге «Духовный мир туркмен» пишет: «Человек народа – это человек, живущий не только для себя, но и для окружающих. Он необходимый для народа человек. Народ почитает его и мечтает о нем [1, с. 215]». Так кратко и глубоко описывается, какого человека наши предки в нашем историческом прошлом особенно почитали.

Такие личности не появляются случайно. Наш Герой-Аркадаг, Национальный Лидер туркменского народа Гурбангулы Бердымухамедов, понимающий этот исторический феномен, пишит: «Влияние общества очень важно для формирования человека [2, с. 6]». Эта философия свидетельствует о взаимном влиянии лиц, признанных «людьми народа», и народной общественности на уровне общества. Однако в историко-этнографической литературе, в нашем историческом прошлом, в туркменском обществе вплоть до 30-х годов ХХ века, в период до построения социализма, было распространено мнение о наличии в воспитании молодежи пожилыми людьми феодально-патриархальной традиции или того, что старшее поколение имело привычку властвовать над молодыми, не уважать их. Это был тезис заполитизированной советской науки, показывающей, что наш народ был отсталым в историческом прошлом и, что его развитие не отвечало современным требованиям жизни.

Все важные вопросы от наименования новорожденного ребенка до окончательного ухода из жизни человека доводились до сведения стариков, к их словам прислушивались и действовали согласно им. Необходимо обратить внимание еще на один важный вопрос-обстоятельство, говоря о почитании пожилого поколения в туркменском обществе на уровне общины в нашем историческом прошлом. Это дает нам основание уловить характерные черты нашей туркменской жизни и гордиться нашим исконным гуманистическим принципам. Этнографы основываясь на историко-этнографическую литературу, архивные источники и этнографические данные, собранные им самим, пишет, что в туркменском обществе до начала XX века право земельно-водное распределение отдавалось пожилому поколению до конца их жизни. Он также отмечает, что сами старейшины были освобождены от хозяйственных и воинских повинностей в общины.

Но у их семей сохранялись хозяйственные и военные обязанности, которые они должны были выполнять бесплатно на территории туркменской сельской общины. Если представить себе те обстоятельства и обязанности, то у вас появится возможность яснее увидеть смысл тех высоких, гуманных ценностей, которые возлагаются на старшее поколение в туркменской сельской общине. Эти принципы наших предков являются классическими традициями и руководящими принципами. Говоря сегодняшним языком, это гуманистический подход к пожилому населению, сопоставимый сегодня  с заботой, которую проявляет государство и общество.


Библиографический список
  1. Berdimuhamedow G. Türkmeniň döwletlilik ýörelgesi. – A.: Türkmen döwlet neşirýat gullugy, 2020.
  2. Berdimuhamedow G. Enä tagzym – mukaddeslige tagzym. – A.: Türkmen döwlet neşirýat gullugy, 2018.
  3. Генри де Блоквиль. Түркменлериңкиде есирликде. – А.: Алтын гушак, 1992.
  4. Гмелин С.Г. Путешествие по Каспийскому морю на восточный его берег в 1773 г. // Труды Туркменского географического общества. Вып. I. – А.: Изд. АН ТССР, 1958. – С. 193-226.


Все статьи автора «Автор»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация