РОЛЬ СКАКУНА В ЖИЗНИ ТУРКМЕНСКОГО НАРОДА

Акмурадов Мухаммет1, Перенов Гурбанназар2
1Туркменский государственный университет имени Махтумкули, преподаватель
2Туркменский государственный университет имени Махтумкули, студент

Аннотация
В прошлом лошади занимали достойное место в жизни туркменского народа. В результате раскопок, проводившихся на территории страны в течение многих лет, были обнаружены находки, связанные с лошадьми. В данной статье анализируются сведения о роли лошади в жизни туркмен. Лошадь занимает особое место в жизни туркменского народа. Скакун – чудо духовного богатства туркмен. Потому что наши предки, соединившие лошадь с душою, возвели ее на уровень святости. Если вы прислушаетесь к звукам прошлого по этому поводу, вы сможете увидеть очевидную истину.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Акмурадов М., Перенов Г. Роль скакуна в жизни туркменского народа // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/05/102142 (дата обращения: 21.04.2025).

С давних времен туркменские лошади были одним из центральных персонажей верований. Такое положение можно объяснить его большим значением в туркменской семье. Туркменские кони, считались символом богатства и государственности,  связанные с ними верования пережили многие века и перетерпели множество изменений. Но изучение этих верований помогает раскрыть духовный мир того времени.

Ценные записи о красивых парфянских конях на территории Туркменистана, не имеющих себе равных по красоте, оставили и греко-римские авторы древних источников. В походах Огуз-хана, Алп-Арслана, Тогрул-бека, Чагры-бека и многих других исторических личностей конь был верным спутником и покровителем туркменских правителей. Будучи верным другом и спутником юноши, туркменская лошадь сыграла важную роль в жизни и судьбе этого человека. Поэтому лошадь была возведена у туркмен в ранг святости. Его считали самым дорогим и близким другом. Даже в эпосе «Гёроглы», священный небесный конь помогает своему хозяину побеждать. Куда бы Гёроглы ни пошел, Гырат всегда был рядом, его доверенным лицом когда он сидел и когда он сражался. Когда Гёроглы пришел к Гырату в своей рыцарской одежде и собирался последовать за Овезом, при виде этого из  глаз верного коня потекли слезы. Гёроглы обратился к Гырату со словами: «Мой доверенный человек, мой друг, мой спутник в трудные дни».

Жизнь и психология туркмен сосредоточены на скакунах.  Венгерский путешественник и востоковед Арминий Вамбери писал о туркменских скакунах следующее: «Туркмены храбро разводят свою лошадь, защищают ее от холода и жары, а красивое украшение седла поражает воображение. Самыми популярными и отличающиеся высоким статусом из скакунов Ахалтеке являются благородные кони особенно так называемые героглы и ахал. Они очень дружелюбны и полезны. Лошади этого типа гордо держат свою прекрасную голову и шею…».

В истории лошади были основным средством миграции туркмен. Потому что, помимо красоты, туркменские лошади отличаются силой и выносливостью в беге на несколько километров без отдыха. Туркмены считали коня своим самым дорогим верным другом и верным помощником. Поэтому они взяли за правило окружать своих лошадей особой заботой и украшать их различными украшениями.

Чувство гордости поднимается в сердце, когда смотришь на великолепных ахалтекинских скакунов. Путешественники, пришедшие на туркменскую землю, в своих воспоминаниях отмечали стойкость скакунов. Российский дипломат и путешественник Н. Муравьев в своей книге «Путешествие в Туркменистан и Хиву» пишет: «Бывают случаи, когда ахалтекинским лошадям не дают воды по четыре дня. «900 миль (954 км) туркмены преодолевают на лошадях за 12-15 дней, а на верблюдах — за три недели». Также Н. Муравьев в своих воспоминаниях писал: «Лошади Бехишди несут груз весом до 8 фунтов (128 кг) отдельно от лошади при прохождении 160 стадий (169,6 км). «Туркмены любят своих лошадей, которые имеют столь высокую репутацию», – отметил он.

Среди коневодов мира существуют разные мнения о происхождении туркменских ахалтекинских лошадей. Известные ученые отмечают, что для изучения происхождения ахалтекинских лошадей следует сначала изучить историю народа, создавшего породу. Это вполне справедливо.

Изучение происхождения туркменских лошадей начинается с тщательного изучения истории нашего народа. Результаты научных исследований доказывают, что предки туркмен жили на Алтае, в Монголии и на юге Сибири, в Туркестане, и разводили там всемирно известных ориентальных лошадей.

Проблемы, связанные с возникновением культа лошади у туркмен, находились в центре внимания многих ученых. В V тысячелетии до нашей эры все племена, жившие на равнинах, были известны как «арийцы» и обзавелись большим количеством лошадей. Культ лошади, должно быть, зародился сначала именно в этих племенах. Еще следует отметить, что древние предки туркмен были сформированы оседлыми племенами, такими как арии, хорезмы и другие. Другую часть составляли скифские племена (скифы) и массагеты, скотоводы и полускотоводы. Их называли «туранцами». По мнению Академика В.В. Бартольда, «туранцы, будучи еще одной ветвью ариев, были менее культурными». В Авесте их называют «быстрые туры».

Профессор,  С.Н.Богомовский отмечает, что богатая историческая культура Средней Азии,  в частности Туркменистана, известного на весь мир своей древней анауской культурой,  которая близка хеттской и миттанийской культурам.


Библиографический список
  1. Baýramow K., Gulnyýazow R. Türkmenleriň atly oýunlary. Aşgabat, 2003.
  2. Гундогдыев О. Конь и конница у туркмен. Ашгабат, 1999.
  3. Gündogdyýew Ö. Atçylygyň döreýşi we ösüşi // Behişdi ahalteke atlary. 2013. № 1.


Все статьи автора «Автор»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: