С давних времен туркменские лошади были одним из центральных персонажей верований. Такое положение можно объяснить его большим значением в туркменской семье. Туркменские кони, считались символом богатства и государственности, связанные с ними верования пережили многие века и перетерпели множество изменений. Но изучение этих верований помогает раскрыть духовный мир того времени.
Ценные записи о красивых парфянских конях на территории Туркменистана, не имеющих себе равных по красоте, оставили и греко-римские авторы древних источников. В походах Огуз-хана, Алп-Арслана, Тогрул-бека, Чагры-бека и многих других исторических личностей конь был верным спутником и покровителем туркменских правителей. Будучи верным другом и спутником юноши, туркменская лошадь сыграла важную роль в жизни и судьбе этого человека. Поэтому лошадь была возведена у туркмен в ранг святости. Его считали самым дорогим и близким другом. Даже в эпосе «Гёроглы», священный небесный конь помогает своему хозяину побеждать. Куда бы Гёроглы ни пошел, Гырат всегда был рядом, его доверенным лицом когда он сидел и когда он сражался. Когда Гёроглы пришел к Гырату в своей рыцарской одежде и собирался последовать за Овезом, при виде этого из глаз верного коня потекли слезы. Гёроглы обратился к Гырату со словами: «Мой доверенный человек, мой друг, мой спутник в трудные дни».
Жизнь и психология туркмен сосредоточены на скакунах. Венгерский путешественник и востоковед Арминий Вамбери писал о туркменских скакунах следующее: «Туркмены храбро разводят свою лошадь, защищают ее от холода и жары, а красивое украшение седла поражает воображение. Самыми популярными и отличающиеся высоким статусом из скакунов Ахалтеке являются благородные кони особенно так называемые героглы и ахал. Они очень дружелюбны и полезны. Лошади этого типа гордо держат свою прекрасную голову и шею…».
В истории лошади были основным средством миграции туркмен. Потому что, помимо красоты, туркменские лошади отличаются силой и выносливостью в беге на несколько километров без отдыха. Туркмены считали коня своим самым дорогим верным другом и верным помощником. Поэтому они взяли за правило окружать своих лошадей особой заботой и украшать их различными украшениями.
Чувство гордости поднимается в сердце, когда смотришь на великолепных ахалтекинских скакунов. Путешественники, пришедшие на туркменскую землю, в своих воспоминаниях отмечали стойкость скакунов. Российский дипломат и путешественник Н. Муравьев в своей книге «Путешествие в Туркменистан и Хиву» пишет: «Бывают случаи, когда ахалтекинским лошадям не дают воды по четыре дня. «900 миль (954 км) туркмены преодолевают на лошадях за 12-15 дней, а на верблюдах — за три недели». Также Н. Муравьев в своих воспоминаниях писал: «Лошади Бехишди несут груз весом до 8 фунтов (128 кг) отдельно от лошади при прохождении 160 стадий (169,6 км). «Туркмены любят своих лошадей, которые имеют столь высокую репутацию», – отметил он.
Среди коневодов мира существуют разные мнения о происхождении туркменских ахалтекинских лошадей. Известные ученые отмечают, что для изучения происхождения ахалтекинских лошадей следует сначала изучить историю народа, создавшего породу. Это вполне справедливо.
Изучение происхождения туркменских лошадей начинается с тщательного изучения истории нашего народа. Результаты научных исследований доказывают, что предки туркмен жили на Алтае, в Монголии и на юге Сибири, в Туркестане, и разводили там всемирно известных ориентальных лошадей.
Проблемы, связанные с возникновением культа лошади у туркмен, находились в центре внимания многих ученых. В V тысячелетии до нашей эры все племена, жившие на равнинах, были известны как «арийцы» и обзавелись большим количеством лошадей. Культ лошади, должно быть, зародился сначала именно в этих племенах. Еще следует отметить, что древние предки туркмен были сформированы оседлыми племенами, такими как арии, хорезмы и другие. Другую часть составляли скифские племена (скифы) и массагеты, скотоводы и полускотоводы. Их называли «туранцами». По мнению Академика В.В. Бартольда, «туранцы, будучи еще одной ветвью ариев, были менее культурными». В Авесте их называют «быстрые туры».
Профессор, С.Н.Богомовский отмечает, что богатая историческая культура Средней Азии, в частности Туркменистана, известного на весь мир своей древней анауской культурой, которая близка хеттской и миттанийской культурам.
Библиографический список
- Baýramow K., Gulnyýazow R. Türkmenleriň atly oýunlary. Aşgabat, 2003.
- Гундогдыев О. Конь и конница у туркмен. Ашгабат, 1999.
- Gündogdyýew Ö. Atçylygyň döreýşi we ösüşi // Behişdi ahalteke atlary. 2013. № 1.