СТРАНА ХОРЕЗМ В НАУЧНОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ В.В.БАРТОЛЬДА

Реджепов Байрам, Довлетгелдиев Вепа

Аннотация
Хорезм древняя историко-культурная земля Средней Азии. На этой исторической земле происходили обшественные этнокультурные мероприятия. Хорезмийцы оказали большое влияние на развитие этнополитической и культурной истории страны. По этой причине учёные интересовались историей региона с древнейших времен. Среди таких иследователей интересно мнение всемирно известного востоковеда Василия Владимировича Бартольда. Письменные источники, которые основаны на научных взглядах Бартольда, представленные на разных языках заслуживают изучения.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Реджепов Б., Довлетгелдиев В. Страна Хорезм в научном представлении В.В.Бартольда // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/05/102096 (дата обращения: 21.04.2025).

Хорезм – древняя историческая и культурная страна Центральной Азии. Внутри этой исторической страны происходили этнокультурно-социальные события. Почти со всех сторон Хорезм окружен пустыней. Юг покрыт Каракумами, восток-Гызылкумом, а запад-Каспийским морем. Только cевер граничит с Аральским морем [6 с.15]. Население Хорезма Оказало большое влияние на развитие этнической, политической и культурной истории страны. Также академик Бартольд в свое время писал, что этот исторический регион был родиной зороастризма, первой мировой религии [4, с.544]. Именно по этому учёные с давних времён глубоко интересовались историей этого региона. Среди этих исследователей интересные идеи всемирно известного востоковеда Василия Владимировича Бартольда.

В.В.Бартольд (1869-1930 гг.) в первые приехал в Среднюю Азию в 1893 году, после окончания факультета восточных языков Петербургского университета. Сведения о Хорезме историк описывает в своей работе «Сведения об Аральском море и низовьях Амударьи с древних времен до XVII века» (Ташкент,1902), проводя тщательные исследования. Эта работа ученого была также опубликована в Германии в 1910 году на немецком языке. При донесении сведений об истории Хорезма историк преимущественно использовал труд Бируни «История Хорезма».

Академик Бартольд ищет Арьянем-Ваэджо, то есть арийские пространства, упомянутые в Авесте, в Хорезме. Он считает, что взгляды Дж.Марквардта по этому вопросу верны. Чтобы проиллюстрировать это, Авеста утверждает, что это место является самым северными считается самой холодной страной. Здесь он выдвигает идеи о рождении Заратуштры, основателя огнепоклонничество.

В.Бартольд не приводит никаких сведений о происхождении и значении исторического топонима «Хорезм».

Ученый разделил династии, имевшие статус Хорезмшax ,на четыре группы: Афригитов (305-995гг.н.э.), Мамунов (995-1017гг.), правления Алтындаша (1017-1035гг.н.э.) и Ануштегинов (1097-1231гг.н.э.). В конце XI века чин «хорезмша» имели Икинчи Кочгар, ставленник Хорезма. В XIX веке хивинский хан Ильдузер-хан (1804-1806 гг.) называл себя на монетах «наследником Хорезмшax». Помнению В.Бартольда, сохранение имени этого доисламского местного правителя после правления монголов даже в новейшей истории является уникальным для Хорезма в истории Средней Азии [3, с.535]. В период правления монголов хорезмийские ставленники не получили титула «хорезмша», и даже суфийская династия, образовавшаяся в 60-70-х годах XIV века, не получила этого титула.

Сведения о ранней истории Хорезма изложеныв трудах Аль-Бируни. Он отмечает, что «народ Хорезма начал свою историю за 980 лет до Александра (Селеука)». Это соответствует 1292 году до нашей эры. Ученый Роулинсон считает, что это скорее астрономическая, чем политическая эпоха. Немецкий ученый Захау связывает возникновение Хорезма свосшествием на престол Сиявушав 1200 г. до н.э [4, с.26].

После этого мы знаем не так много сведений об истории Хорезма. На oсновании сочинений Геродота В.Бартольд первым предположил, что до Ахеменидов Хорезм играл важную роль в жизни Средней Азии. Он поддерживает взгляды Дж.Марквардта по этому вопросу [3, с.554; 2, с.110.].

Греческий ученый Гекатей Милецкий первым предоставил сведения о Хорезме. В его сочинениях упоминается город Хорезмия и хорезмийцы, что этот город находился на севере Парфии и что эти местности состояли из гори равнин. После этого Геродот даетнам информацию об этом историческом регионе. Согласно егосочинениям, в 16-ю сатрапию Ахеменидского государст вавовремена правления Дария I вошли парфяне, арии, согдийцы вместе с хорезмилийцами. Источниковотом, как были присоединены хорезмийские землик государству Ахеменидов, недостаточно. Геродот не предоставил никаких сведений о место нахождении Хорезма. Во времена Ксеркса Хорезм входил в состав империи Ахеменидов. Вовремя походов Александра Македонского Хорезм уже был независимым.

По сообщению историка Арриана, весной 328 года, когда Александр Македонский находился в Бактрии, к нему прибыл правитель Хорезма Фарасманс 1500 всадниками. Фарасман сообщил, что его страна граничит с Колхидами и что он готов предоставить войска, провиант и проводников, если Александр Македонский пойдет к Черному морю. Но Александр отказался от этого предложения и сохранил дружеские отношения с Хорезмом. Город Гургенч, один из центральных городов Хорезма, упоминается под именем Юегянав китайском труде «История дома Великого хана». В этой работе Юегян указан как одно из «небольших владений пятикангю». В произведении «История династии Тан» Хорезм (Хосюн) расположен на юге реки Уху, а на северо-западе граничит с народом, называемым Геса (т.е.девят-Огузы).

Арабы начали вторгаться на земли Хорезм а с VIII века. В 712 году арабы Заняли Хорезм. Согласно сочинениям Табари, арабы оккупировали только города Кати Хазарасп. После захвата столицы были покореныи другие части региона. На севере арабы невстретили никакого сопротивления. В результате Хорезм разделился на две части. Одна часть принадлежит давней Африканской династи и в этой стране (столица—Кат), а другая часть переходит под контроль арабов (столица—Гургенч). Ученый В.Бартольд отмечает, что границы этих государст в нигде не показаны [4, с.163]. После того как арабы заняли Хорезм, эта страна стала процветать. В частности, принадлежащая арабам часть Хорезма развивалась быстрее посравнению с другими частями.

Основная причина его высоко гороста–установление торговых связей со скотоводческими племенами. С этого периода начал возрождаться и Великий Шелковый путь. Поэтому пути купцы из Гургенч и постепенно приносили на берега Волги влияние мусульманской культуры. Хорезм оказал большое влияние на принятие ислама волжскими булгарами. Развитие торговли также помогло эмиру Гургенджа улучшить свой политический и экономический статус. Макдиси пишет, что Гургендж растет с каждым днем.

В.Бартольд пишет, что народу Хорезма удалось сохранить турецкий язык во время арабского правления. Это было уникальное явление для Хорезма среди территорий, находящихся подвластью арабов. Но мнение ученого о том, что Хорезмийский язык представляет собой отдельную ветвь ичто этот язык с течением времени был постепен но вытеснен туркменским языком, требует разъяснения [5, с.116].

В 995 году эмир Гургенджа Абил Аббас Мамун оккупировал Южный Хорезм и основал династию Мамунов. Эту династию разорвал Махмыт Газналы в 1017 году. Правителем этих место назначил своего полководца Алтындаша и дал ему титул Хорезм шаx. Потомки Алтындаша просуществовали до 1034 года и были свергнуты Шамаликом Баранлы.

В.Бартольд отмечает, что словосочетание «от Даргана до моря» использовалось в XI веке для обозначения широких границ Хорезма [4, с.163]. Ануштегин был основателем династии Ануштегинов «четвертой и самой замечательной» династии Хорезма. Атсыз считается основателем этого государства. Помнению В.Бартольда его сын Иль-Арслан несомненно, является самым могущественным правителем восточной части мусульманского мира. Но как бы ни был силен Хорезм, он платил дань черно китайцам. Лишь во время правления Мухаммеда II (1200-1220 гг.н.э.) страна стала полностью свободной от налогов. Лишь в этот период своей истории хорезмийцы объединили Хорезми Иран под одним государственным флагом. Первым правителем, добившимся этого, был султан Текеш [1, с.696].

В 1221 году монголы завоевали Хорезми цветущая культура была уничтожена. Согласно записям академика В.Бартольда, Джучи, старший сын Чингисхана, погиб, спасая Хорезм от разрушения [5, с.134]. Но ход событий доказывает обратное. Главной целью Джучи было захватить Хорезм вместе с отданными ему землями (в том числе и землями западнее реки Селенги). После разрушения монголами Ургенч вскоре восстановился и монголы стали называть город Ургенчем.

В XIV веке Хорезм вошел в состав Золотой Орды. С этого периода Хорезм снова начал процветать. Одна из главных его причин–возрождение торговых путей. Арабский путешественник Ибн Баттута, приехавший сюда в 1333 году и увидевший его своими глазами, назвал город Ургенч «одним из самых красивых и крупных городов» [5, с.120]. Около 1340 года Бальдуччи Пеголотти прибыл в Ургендже, столицы Хорезма. По слов амакадемика В.Бартольда, в этот период Ургенч был одним из главных центров пути из Восточной Европы в Восточную Азию. Наряду сразвитием экономики процветали также искусство и наука. В то время Хорезм был «местом, где советовались известные люди». К этом уже периоду относитсяи могила всемирно известной дамы Торебег [3, с.548]. Тамерлан в свое время тоже проводил марш и в этой стране. Согласно «Зафарнаме» Шерефеддина Йезди, первый поход Тамерлана состоялся в 1372 году. Чуть раньше здесь был аоснована суфийская династия.

Суфии – это один из родов гонратинцов. Второй марш Тамерлана состоялся в 1373 году, третий—в 1376 году, четвёртый—в 1379 году и пятый—в 1388 году. Он полностью уничтожает Ургендж в своем последнем марше. Лишьв 1391 году он разрешил восстановить один район города. Крайом, наиболее пострадавшей во время походов Тамерлана, справедливо считать Хорезма. Одной из главных причин, почему Хорезм так сильно пострадал, являетсяего неповиновение Тамерлану. Во время своего первого визита в Хорезм (1372 г.) Тамерлан послал представителя для переговоров, но населениене подчинилось. Даже после завоевания Хорезм несколько раз восставали переходил на сторону Тогтамыша, хана Золотой Орды. Даже монета была отчеканена в его имя. Именно по этому Хорезм, особенно Ургенч, был разрушен и вместо него посажен ячмень.

Исторический факт В.Бартольд писал, что «Хорезм так и не достиг прежнего уровня после походов Тамерлана» [2, с.160]. Однако, по мнению ученого, Хорезм был наиболее развитым культурным регионом среди стран, завоеванных Тамерланом. Даже хорезмийские мастера работали на строительстве Белого дворца в Шахрисебзе, построенном для Тамерлана. Историческим фактом является то, что В.В.Бартольд отмечал, что Хорезм развивался на наиболее высоком уровне в период Конеургенчского государства в начале XII-XIII веков по сравнению с X-XI веками. Об этом наглядно свидетельствуют источники, описывающие историю государства Конеургенча, высотные здания, ставшие памятниками, и найденные вещественные доказательства. Заслуживают изучения научные взгляды В.В.Бартольда на историю Хорезма, основанные на письменных источниках на разных языках. Эта информация дает нам толчок для новых исследований.


Библиографический список
  1. Бартольд В.В. Сочинения. т I. / Бартольд В.В. –  М.: Издательство Восточной литературы, 1963. – 760 с. – Текст: непосредственный.
  2. Бартольд В.В. Сочинения. т II, ч 1. /  Бартольд В.В. – М.: Издательство Восточной литературы, 1963. – 1020 с. – Текст: непосредственный.
  3. Бартольд В.В. Сочинения. т II, ч 2. / Бартольд В.В. – М.: Издательство Наука, 1964. – 657 с. – Текст: непосредственный.
  4. Бартольд В.В. Сочинения. т III. / Бартольд В.В. – М.: Издательство  Наука. Главная редакция Восточной литературы, 1965. – 711 с. – Текст: непосредственный.
  5. Бартольд В.В. Работа по истории и филологии тюркских и монгольских народов. / Бартольд В.В. – М.: Восточная литература РАН, 2002. – 754 с. – Текст: непосредственный.
  6. Хорезм в истории государственности Узбекистана. – Ташкент. Узбекистон файласуфлары миллий җамияти, 2013. – 336 с. – Текст: непосредственный.


Все статьи автора «author32»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: