В современных условиях формирования цифрового общества образовательные организации также проходят через цифровую трансформацию. Так и электронная информационно-образовательная среда, как обязательный компонент любой образовательной организации трансформируется. Но в соответствии и на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение должно создавать и обеспечивать работу электронной информационно- образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих освоению образовательных программ обучающимися в полном объеме [1].
Определяющим фактором в трансформации электронной информационно-образовательной среды современной образовательной организации является возможность для любого субъекта образовательного процесса постоянного доступа к электронным образовательным ресурсам и услугам, на территории образовательной организации и вне ее. В настоящее время спектр предлагаемых программных продуктов и систем управления обучением достаточно широк. Так платформа Яндекс предлагает достаточно обширный перечень социальных сетевых сервисов облачного типа. Рассмотрим опыт применения некоторых из них.
Яндекс.Диск представляет собой сервис для облачного хранения данных на серверах Яндекса. Данный инструмент позволяет бесплатно хранить информацию объемом до 10 Гб. Из преимуществ Яндекс.Диска можно выделить удобство классификации и возможность структурирования информации на диске, а также возможности установки различного уровня доступа к документам: только для себя (без ссылки), для просмотра и скачивания (ссылка с параметром Просмотр) и для редактирования без скачивания (ссылка с параметром Редактирование). Последний режим позволяет организовать сетевую работу нескольких пользователей над одним документом, то есть реализовать выполнение задания по заполнению тетради на печатной основе, выполнение индивидуальных (групповых) практических работ, проектных работ с техническим заданием, а также удобен в реализации педагогической технологии «работа в малых группах».
Яндекс.Диск в образовательном процессе можно применить в различных вариантах: сетевая папка для хранения и общего доступа к материалам дисциплины (модуля, практики, курсов повышения квалификации и др.), в состав которой могут войти тесты, типовые задачи, демонстрационный вариант билета к экзамену, лекции в текстовом варианте или видео-лекции, книги, учебники или ссылки на них в ЭБС и т.п.; общий диск для работы куратора с группой обучающихся и их законных представителей, содержащий анкеты, необходимые шаблоны документов, медиа-информацию о внеучебных мероприятиях и т.п.; для администрации – сетевой ресурс для хранения учебно-методической документации, отчетности и опыта диссеминации передового педагогического опыта коллег.
Яндекс.Документы представляет собой облачный офис, состоящий из трех редакторов: текстовый редактор, редактор электронных таблиц и редактор презентаций. Данные редакторы позволяют создать документ с нуля, закачать, форматировать и редактировать уже ранее созданный документ. В рамках реализации программы воспитания сервис Яндекс.Документы помогает организовать внеурочное мероприятие: совместно с коллегами и обучающимися создать план мероприятий, создать и разослать праздничные поздравления, написать статьи и оформить стенгазету и т.д. В рамках организационно-методической работы Яндекс.Документы дает возможность преподавателям выполнять совместную работу над методическими разработками к занятиям и мероприятиям, рабочими программами, учебно-методическими пособиями и т.д. как в синхронном, так и в асинхронном режимах.
Сетевой сервис Яндекс.Формы – это инструмент, позволяющий проводить опросы, тесты и квизы, собирать отзывы и принимать заявки, то есть это инструмент для организации обратной связи в рамках занятия или мероприятия. Аспекты применения Яндекс.Форм: в начале занятия – проведения краткого опроса, по окончании занятия – проведение рефлексии в виде заполненной анкеты, но чаще всего – это тестирование с выставлением оценок; в работе куратора группы – создание анкет для централизованного сбора информации (о летней занятости обучающихся, согласие родителей на фото и видео съемку, последующей трудовой занятости выпускников и др.); в организации работы журнала или газеты – заполнение заявок на печать статьи, рецензирование и др. Дополнительной возможностью является тот факт, что результаты опроса, теста, анкеты, заявок и т.д. можно скачать одним файлом в виде электронной таблицы, для последующей обработки результатов.
Таким образом, применение сетевых сервисов Яндекс в образовательном процессе делает доступ к данным и ресурсам более гибким, масштабируемым и удобным, что способствует эффективной реализации обучения с применением дистанционных образовательных технологий в рамках современной электронной информационно-образовательной среды любой образовательной организации.
Библиографический список
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Министерства образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 31.05.24).