Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент Тупикина Г.Г.,
ГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
Управление инновационными процессами в дошкольном образовательном учреждении – сложный процесс, который касается содержания, методов, средств и технологий управления, что положительно влияет на качество педагогического процесса.
В дошкольных образовательных учреждениях необходима организация инновационного процесса, но теоретические аспекты данного процесса еще недостаточно исследованы. Для управления инновационной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении, нет разработанных механизмов и алгоритмы управления этой деятельностью [1].
Развитие дошкольной образовательной организации на основе инноваций – это сложный и длительный процесс, организация которого носит стратегический характер и требует разработки соответствующей стратегии управления.
Для анализа собственных возможностей ДОУ необходим анализ материальной базы, определение рейтинга по качеству оказываемых услуг у родителей, проведение анкетирования сотрудников по выяснению удовлетворенности стилем управления, готовности инновационной деятельности, выявление трудностей и недостатков в работе учреждения, рефлексия руководителя.
Анализ аналогичных процессов, организованных в других учреждениях, их результативность. Данное направление позволит определить трудности и проблемы, которые приходится преодолевать педагогическому коллективу в рамках организации аналогичной работы.
Данная работа проводилась на базе дошкольного образовательного учреждения Кемеровской области. В исследовании приняли участие 20 педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Основной целью МАДОУ является осуществление образовательной деятельности по основной общеобразовательной программе дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Управление МАДОУ осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
Единоличным исполнительным органом МАДОУ является заведующий, который осуществляет текущее руководство деятельностью МАДОУ.
Коллегиальными органами управления МАДОУ являются:
Наблюдательный совет, Педагогический совет, общее собрание работников, деятельность которых регламентируется локальными актами МАДОУ.
Учредитель осуществляет контроль за деятельностью детского сада.
Коллегиальные органы управления функционируют согласно следующих разработанных и утвержденных локальных нормативных актов.
Педагогический состав включает: заведующую, старшего воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, 20 воспитателей.
Из 20 педагогов, высшее образование имеют 7 (35%) педагогов, среднее-специальное – 13 (65%) педагогов. Высшую категорию имеют 4 (20%) педагога, первую – 13 (65%) педагогов, без категории 3 (15%) педагогов, из них 1 имеет статус «молодой специалист».
На начальном этапе исследования определили критерии и показатели компонентов готовности педагогов к инновационной деятельности (когнитивный, деятельностный, психологический, мотивационный), и комплекс диагностических материалов по их изучению.
Для диагностики уровня сформированности инновационной компетентности педагогов использовали следующие методики:
- Диагностическая карта «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности» (автор С.Д. Вагурина) [2];
- Анкета «Психологическая готовность к инновационной деятельности» (автор В.Е. Клочко, О.М. Красноярцева) [3];
- Анкета «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств» (Н.Б. Пугачева).
Результаты исследования по методике «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности» (когнитивный компонент).
У большинства 12 (60%) педагогов выявлен средний уровень знаний в области инновационной деятельности; низкий уровень исследуемого критерия у 7 (35%) педагогов. Высокий уровень знаний современных технологий обучения выявлен у 4 (20%) педагогов, средний уровень исследуемого параметра выявлен у 9 (45%) педагогов; низкий уровень знаний современных технологий обучения показали 7 (35%) педагогов. Также 50% педагогов отметили, что они испытывают трудности в создании авторских инновационных разработок, но в то же время они готовы реализовывать уже имеющиеся инновационные разработки.
Таким образом, готовность педагогов к инновационной деятельности (когнитивный компонент) находится на среднем уровне.
Результаты исследования по методике «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности» (деятельностный компонент).
Высокий уровень умений к осуществлению инновационной деятельности не выявлен; 11 (55%) педагогов выявлен средний уровень исследуемого критерия; низкий уровень умений к осуществлению инновационной деятельности показали 8 (40%) педагогов. По критерию «Умение реализовывать современные технологии» выявлены следующие результаты: высокий уровень выявлен у 2 (10%) педагогов, средний уровень исследуемого критерия выявлен у 10 (50%) педагогов; низкий уровень показали 7 (35%) педагогов.
Таким образом, готовность педагогов к инновационной деятельности (деятельностный компонент) находится на среднем уровне. Педагоги недостаточно владеют знаниями и способами реализации инновационной деятельности и способах ее реализации.
Для определения уровня психологической готовности педагогов к инновационной деятельности использовался опросник «Психологическая готовность к инновационной деятельности» (автор В.Е.Клочко, О.М. Красноярцева).
В результате 3 (15%) педагога имеют высокий уровень готовности к инновациям, у 6 (30%) педагогов уровень готовности к инновационной деятельности на уровне выше среднего; у 10 (50%) педагогов выявлен средний уровень исследуемого параметра; у 1 (5%) педагога выявлен низкий уровень готовности к инновациям.
Таким образом, в целом у педагогов психологическая готовность к инновациям на среднем уровне, но вместе с тем, реализация инновационной деятельности требует от педагогов максимум психологических усилий, поэтому полученные данные нельзя назвать позитивными. Всего 15% педагогов продемонстрировали высокий уровень психологической готовности, а это очень низкий результат.
С целью изучения мотивационной готовности педагогов к инновационной деятельности использовали методику «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств» (Н.Б. Пугачева) [4].
На основе представленных данных, мы видим, что для педагогов значимыми являются следующие мотивы:
-потребность в контактах с интересными и творческими людьми 11 (55%);
-потребность в новизне, обновлении, смене обстановки 10 (50%);
-потребность в самовыражении и самосовершенствовании 8 (40%);
-осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их достигнуть 7 (35%);
-материальные причины: повышение заработной платы, возможность повысить свою квалификации 6 (30%).
Менее выраженными и значимыми мотивами являлись:
-сильная потребность в достижении высоких результатов;
- потребность в лидерстве;
-потребность в поиске исследования;
-желание проверить на практике полученные результаты;
- стремление быть замеченными и адекватно оцененными.
Таким образом, готовность педагогов к инновационной деятельности характеризуется средним уровнем когнитивного, деятельностного, психологического и мотивационного компонентов. Педагоги в целом понимают значимость педагогических инноваций и инновационной деятельности. Педагоги имеют поверхностные теоретическими основами исследовательской деятельности. Свои знания и умения проявляют в стандартных условиях, имеют неустойчивый интерес к инновационной деятельности. Педагоги стремятся к саморазвитию, но не всегда адекватно оценивают себя и свою педагогическую деятельность.
Для структурирования и систематизации инновационной деятельности в ДОУ разработана модель управления этой деятельностью.
Цель: Совершенствование системы управления дошкольным образовательным учреждением путем внедрения инновационных технологий.
Новизна заключается в том, что определены объективные направления и этапы внедрения управленческих инноваций, доказана их необходимость для повышения эффективности управления ДОУ.
Основные задачи:
1.Повысить качество образовательного процесса, уровень профессионального мастерства руководителя и педагогов ДОУ;
2.Осуществить информационную, научно-методическую и психолого-педагогическую поддержку творческих поисков;
3. Активизировать экспериментально-научные исследования педагогов, нацеленные на разработку перспективных технологий развития и воспитания детей.
Внедрение модели управления инновационными процессами предполагает вовлечение участников образовательного процесса: воспитанники, педагоги детского сада, родители (законные представители).
Ожидаемые результаты внедрения модели:
- Повышение качества образовательного процесса и научно – методической работы в ДОУ;
- Повышение профессионального уровня и квалификации педагогов, владеющих современными образовательными технологиями;
- Активное участие педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы в городском, региональном и федеральном масштабе;
- Развитие материально-технической базы ДОУ, совершенствование предметно-развивающей среды;
- Формирование позитивного имиджа ДОУ; повышение его престижа и конкурентоспособности по отношению к традиционным ДОУ и, как следствие, привлечение дополнительных инвестиций, расширение партнерских связей.
Этапы внедрение модели:
I ЭТАП. Выявление инновационных потребностей ДОУ и создание информационного фонда путем сбора и анализа информации; формулирование идей и возможностей инноваций в ДОУ, планирование этапов работы.
II ЭТАП. Мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности; исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов; содержание образовательной деятельности.
III ЭТАП. Разработка презентационных материалов; обобщение опыта работы на городском, региональном и федеральном уровнях.
Деятельность в рамках внедрения модели.
Направления:
1. Инновации в управленческой деятельности;
2. Инновации в работе с педагогическими кадрами;
3. Инновации в содержании образования;
4. Укрепление материально – технической базы.
Представим каждое направление.
Инновации в управленческой деятельности предполагают программно-целевой педагогический менеджмент и маркетинг. Инновационный менеджмент – это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Как и для любой другой области менеджмента, для него характерно следующее: постановка цели и выбор стратегии; планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство.
Инновационный менеджмент в ходе реализации проекта предполагает:
- разработку программы и планов инновационной деятельности;
-наблюдение за ходом разработки инновационного проекта и его внедрением; -финансовое, материально- техническое и информационно- методическое обеспечение инновационных процессов;
-управление персоналом, осуществляющим инновации; создание целевых групп для комплексного решения инновационных проблем;
-формирование структуры управления ДОУ (Модель системы управления детского сада);
создание нормативно-правовой базы, регламентирующей инновационную деятельность в ДОУ;
- разработка «Программы управления инновационной деятельностью в ДОУ».
Инновации в работе с педагогическими кадрами
Движущей силой развития ДОУ является творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности выявить потенциальные возможности своих воспитанников. В ДОУ созданы условия для профессионального развития педагогических работников, в том числе их дополнительного профессионального образования; консультативной поддержки педагогических работников по вопросам образования и охраны здоровья детей; организационно-методического сопровождения образовательного процесса, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Инновационные формы работы с педагогическими кадрами:
- Внедрение проектных моделей. Одной из таких эффективных форм является внедрение в повседневную практику проектных моделей: «Банк идей» – нацелен на формирование накопительного центра педагогических, творческих и научных идей, их обработки и применении в практике педагогов.
- «Педагогическое портфолио ДОУ», направленное на систематизацию достигнутых результатов и распространение педагогического опыта в социуме, а так же повышение имиджа ДОУ.
- Система повышения квалификации педагогов.
В деятельности ДОУ активно применяется метод взаимо посещений опытными педагогами занятий молодых воспитателей, консультаций старшего воспитателя, приглашения научных консультантов из научно – методического центра отдела образования, института.
- Мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов. Открытый показ даёт возможность устанавливать непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя.
-Проектная деятельность. Обновлено содержание образования дошкольника использованием современных технологий. Педагогами учреждения разработано и внедрено в образовательную практику более 20 проектов
В ДОУ активно используются следующие само реализационные формы повышения профессиональной квалификации:
- Творческие конкурсы.
Педагоги являются постоянными участниками и победителями конкурсов педагогического мастерства различного уровня;
- Издательская деятельность.
- Участие в научно-практических конференциях.
Учреждение является участниками региональных, всероссийских и международных научно -практических конференций. За последние 2 года педагоги участвовали в 10 НПК. Педагогами дошкольного учреждения активно создаются персональные вебсайты, где участники имеют возможность представить опыт инновационной деятельности.
Инновации в содержании образования
Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
В ДОУ разработана модель интеллектуального развития детей «Каждый ребенок талантлив!», обеспечивающая развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие и словотворчество; художественно-эстетическое развитие. «Каждый ребенок талантлив!» – эта формула является ключевой в предлагаемой модели. В ней мы пересмотрели технологию развития интеллектуальных возможностей, включив в нее различные направления деятельности развивающего и творческого характера.
В ДОУ разработана модель «Сплоченный коллектив – дети, педагоги, родители», которая кроме основных и традиционных форм работы с родителями включает и инновационные: в ДОУ работает «Школа молодой семьи», задачами которой являются: сотрудничество взрослого с ребенком; улучшение детско-родительских отношений; совместная деятельность родителя и ребенка. Заседания проводятся 1 раз в месяц, тематика различная.
«Совет отцов» помогает нам в решении многих задач.
Укрепление материально-технической базы.
ФГОС определяет требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, к развивающей предметно-пространственной среде. В детском саду создана прекрасная предметно-развивающая среда, которая служит интересам и потребностям каждого ребенка. Организация помещений детского сада педагогически целесообразна, создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей. За 3 года обновилась и материально – техническая база учреждения.
Деятельность руководителя в рамках проекта.
Профессиональное саморазвитие руководителя и повышение квалификации.
Эффективность проекта заключается в следующих направлениях:
МАДОУ детский сад № 9 «Сказка» неоднократно становилось победителем и призером Всероссийских, областных, городских и районных конкурсов:
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Участие ДОУ и отдельных педагогов в научно-практических конференциях, конкурсах, выпуске методических пособий, научных статей, в том числе, используя возможности электронных ресурсов для организации и распространения инновационного опыта.
Мониторинг процесса становления профессиональной компетентности, инновационного потенциала педагогов; расширение форм работы с детьми и родителями; дальнейшее укрепление материально-технической базы; обобщение опыта работы на городском, республиканском и российском уровнях.
Таким образом, предлагаемая модель является результатом деятельности педагогов ДОУ, которые заинтересованы в его развитии и желают реализовывать его перспективы и возможности.
Библиографический список
- Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: методическое пособие/ К,Ю.Белая.- М.: Сфера, 2018.-181 с.
- Вагурина, С.Д. Педагогическая диагностика учебно-воспитательного процесса / С.Д.Вагурина. – Белгород: Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.- 2019. – 85 с.
- Клочко В.Е., Краснорядцева О.М. Развитие многомерного профессионального мышления преподавателей исследовательского университета. – Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2022. – 196 с.
- Пугачева, Н.Б. Управление общеобразовательным учреждением инновационного типа/ Н.Б.Пугачева … автореферат. Казань. Удмуртский университет, 2003.- 43 с.