Любой предприниматель ставит целью своей деятельности получение прибыли, вследствие этого обращение к инновациям является одним из аспектов успешности бизнеса. «Характеристика предпринимательства “Опора на инновации” означает, что предпринимательство основывается на создании и внедрении новых идей, технологий, продуктов и услуг на рынке. Это означает, что предприниматель должен быть инноватором, который постоянно ищет новые способы улучшения своего бизнеса и удовлетворения потребностей своих клиентов. Опора на инновации в предпринимательстве может проявляться в различных формах, например:
- создание новых продуктов и услуг. Предприниматель может разрабатывать новые продукты и услуги, которые ранее не существовали на рынке, или улучшать уже существующие.
- внедрение новых технологий. Предприниматель может использовать новые технологии для улучшения своего бизнеса, например, автоматизации процессов, улучшения качества продукции и т.д.
- использование новых методов маркетинга. Предприниматель может использовать новые методы маркетинга для привлечения клиентов, например, использование социальных сетей, контекстной рекламы и т.д.
- развитие новых рынков. Предприниматель может искать новые рынки для своих продуктов и услуг, например, экспорт за рубеж или развитие новых сегментов рынка» [4].
«Для развития предпринимательства необходимы следующие условия:
1) Наличие свободного рынка и конкуренции, которые стимулируют предпринимательскую активность и инновации.
2) Наличие квалифицированных кадров, способных создавать и развивать новые бизнес-проекты.
3) Наличие доступных источников финансирования, таких как кредиты, инвестиции и гранты.
4) Наличие благоприятного правового и налогового регулирования, которое обеспечивает защиту прав собственности и стимулирует инвестиции.
5) Наличие инфраструктуры, такой как транспортная, энергетическая и коммуникационная, которая обеспечивает доступность и эффективность бизнес-процессов.
6) Наличие инновационной среды, которая стимулирует развитие новых технологий и идей.
7) Наличие культуры предпринимательства, которая способствует развитию предпринимательского мышления и повышению уровня предпринимательской активности в обществе» [2].
Институтом экономического роста им. П.А. Столыпина был составлен рейтинг сдерживающих факторов развития малого и среднего предпринимательства (таблица 1).
Таблица 1. Сдерживающие факторы развития малого и среднего предпринимательства (оценка по пятибалльной шкале) [2]
«Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов» [2].
«Основным принципом государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является разграничение полномочий и ответственности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. Закон также предполагает участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства в формировании и реализации государственной политики по поддержке малого и среднего бизнеса, а именно их экспертное участие в проектировании нормативных правовых актов, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства» [1].
«Принципиальным является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами)» [1].
Государство создает соответствующую инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, а также стимулирует частный сектор к созданию таковой инфраструктуры. Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства – это совокупность инструментов и мер, которые создаются государством и другими организациями для облегчения развития малых и средних предприятий.
На рисунке 1 представим объекты инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Рисунок 1. Перечень объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства
«Инструменты государственного регулирования бизнеса могут включать в себя:
- налоговые льготы и субсидии – государство может предоставлять налоговые льготы и субсидии для малых и средних предприятий, чтобы помочь им выжить на рынке.
- кредитные программы – государство может предоставлять кредиты на более выгодных условиях, чем коммерческие банки, чтобы помочь малым и средним предприятиям получить доступ к финансированию.
- обучение и консультации – государство может предоставлять обучение и консультации для малых и средних предприятий, чтобы помочь им улучшить свои навыки и знания в области бизнеса.
- упрощение процедур – государство может упростить процедуры регистрации и лицензирования для малых и средних предприятий, чтобы снизить бюрократические барьеры.
- развитие инфраструктуры – государство может инвестировать в развитие инфраструктуры, такой как дороги, электроэнергия, водоснабжение и т.д., чтобы обеспечить более благоприятные условия для бизнеса.
- защита прав собственности – государство может обеспечить защиту прав собственности для малых и средних предприятий, чтобы обеспечить их безопасность и стабильность» [3, 4].
«К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства относятся:
1) формирование и осуществление государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;
2) определение принципов, приоритетных направлений, форм и видов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) разработка и реализация федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) определение основных финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы на основе прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации;
5) создание координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства при федеральных органах исполнительной власти, наделенных отдельными полномочиями по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции;
6) формирование единой информационной системы в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;
7) финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам развития малого и среднего предпринимательства за счет средств федерального бюджета;
8) содействие деятельности общероссийских некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства;
9) пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности за счет средств федерального бюджета;
10) поддержка региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
11) представительство в международных организациях, сотрудничество с иностранными государствами и административно-территориальными образованиями иностранных государств в области развития малого и среднего предпринимательства;
12) организация официального статистического учета субъектов малого и среднего предпринимательства, определение порядка проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;
13) ежегодная подготовка доклада о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию, включающего в себя отчет об использовании средств федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства, оценку эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, и опубликование в средствах массовой информации этого доклада;
14) методическое обеспечение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации и на территориях муниципальных образований;
15) установление порядка ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки, а также установление требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами;
16) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечение ее деятельности» [6].
В завершение параграфа отметим, что государство активно использует с 2018 года цифровые технологии. Например, была создана Цифровая платформа МСП. По сути, это система персонального подбора услуг, которые можно оформлять дистанционно.
Цель платформы — объединить в экосистеме все сервисы для МСП и позволить предпринимателям выбирать и получать необходимые меры поддержки дистанционно. Цифровая платформа обеспечивает адресный подбор и проактивное одобрение мер поддержки, а также предоставление услуг, которые требуются на разных этапах развития бизнеса, без личного присутствия предпринимателей. В 2023 году на платформе доступны более 20 различных онлайн-сервисов и порядка 350 мер поддержки.
У каждого пользователя платформы формируется свой цифровой профиль. Благодаря этому федеральные и региональные инструменты поддержки и сервисы предлагаются участникам с учетом потребностей и стадии развития бизнеса.
Библиографический список
- Баскакова О. В. Экономика и организация малого и среднего предпринимательства : учебник / О. В. Баскакова, М. Ш. Мачабели, Т. В. Рудакова. – Москва : Дашков и К, 2023. – 316 с. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1927407 (дата обращения: 14.05.2023).
- Государственное и муниципальное управление: учебник / под ред. Н. И. Захарова. – Москва: ИНФРА–М, 2019. – 288 с.
- Игнатова И.В. Развитие предпринимательства в регионе: факторы и проблемы /И.В. Игнатова //Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2017. – № 5. – Т. 10. – С. 143-157.
- Кокин А. Н. Формирование системы инфраструктурного предпринимательства: цели развития, ключевые бизнес-функции и параметры устойчивости /Кокин А.Н. – Москва: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2020. – 132 с.
- Комарова О.В. Институт поддержки малого и среднего бизнеса: опыт Германии и уроки для России /О.В. Комарова //Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2018. – №11. – С. 45-53.
- О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 31.12.2020 № 494-ФЗ). – Текст: электронный. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.04.2023).