Следует отметить, что проблемам развития дополнительного образования детей (ДОД) в сельской местности уделяется внимание как в науке, так и сфере управления данной системой.
В частности, в зарубежной литературе можно обнаружить исследования двадцати-тридцатилетней давности, в которых описываются отличительные черты сельской местности, в контексте обучения детей в целом и отдельно вопросов дополнительного образования, в частности. Например, Beeson E., Strange M. [8], Brasington D. M. [9] говорят о необходимости учета сельской специфики при разработке образовательных программ. В многочисленных исследованиях отмечается существенная разница в обеспечении и доступности дополнительного образования для детей в сельской местности [10], подчеркивается необходимость государственного вмешательства в данную сферу [11, 12]. Сказанное позволяет отметить высокий интерес к данной теме, сохраняющийся по сей день.
Анализ современных российских источников, посвященных изучению дополнительного образования детей в сельской местности, также позволил выделить несколько направлений научной мысли в данной сфере.
В частности, ряд ученых комплексно исследуют возможность онлайн образования для нивелирования существенной дифференциации доступности ДОД в городской и сельской местностях, например, об этом говорит Духанина Л. Н. [2]. С другой стороны Тищенко А. С., Токарева Г. С. отмечают наличие цифрового неравенства, что соответственно снижает доступность дополнительного образования [6]. Байбородова Л. В., Лушникова Т. В. [1], Низкова Е. Р. [3] говорят о наличии проблем доступности дополнительного образования для детей, проживающих в сельской местности. Ряд работ направлен на разработку механизмов обеспечения доступности ДОД в сельской местности, например, Шобонов Н. А. [7], Ситкалиева Д. [5] и другие.
Таким образом, как зарубежные, так и российские ученые уделяют внимание изучению проблемы доступности и эффективности дополнительного образования детей в сельской местности, предлагая различные механизмы повышения его эффективности. Вместе с тем следует отметить единодушное признание учеными проблемы доступности дополнительного образования в сельской местности, а также существенную дифференциацию территорий по перечню и обеспеченности программами ДОД.
Следует отметить, что реализация дополнительного образования детей в сельской местности в настоящее время осуществляется под влиянием совокупности факторов, от которых зависит поступательное развитие данной системы. С целью комплексной характеристики особенностей реализации дополнительного образования детей в сельской местности, дадим оценку статистическим данным об объекте исследования. На рисунке 1 представлены данные об общем количестве организаций, осуществляющих дополнительное образования в разрезе типа расселения (сельские и городские).
Рисунок 1. Общее количество организаций, осуществляющих дополнительное образования, данные приведены в разрезе типа расселения (сельские и городские) [13]
Исходя из данных рисунка 1 наблюдаем медленный положительный тренд количества организаций дополнительного образования в сельской местности и отрицательный тренд в городской.
Далее приведем данные о численности обучающихся по программам дополнительного образования детей в разрезе городских и сельских территорий (рисунок 2).
Рисунок 2. Численность обучающихся по программам дополнительного образования детей в городских поселениях и сельской местности, всего, человек [13]
Исходя из представленных данных наблюдаем весьма медленный темп роста количества обучающихся. Указанная тенденция реализуется на фоне интенсивного стратегического планирования развития анализируемой системы, что свидетельствует о довольно сдержанных результатах развития детского дополнительного образования.
При этом темпы изменения всех показателей практически совпадают, что говорит об отсутствии положительных тенденций и росте охвата дополнительным образованием детей. Относительно положительной тенденцией является лишь то, что обеспеченность детского населения дополнительным образованием в сельской местности соответствует городским трендам (во всяком случае статистика об этом свидетельствует).
Однако, интерес представляют направления образовательных программ, по которым имеют возможность обучаться дети в городской и сельской местности. На рисунке 3 соотнесена доля обучающихся по направлениям дополнительных программ в разрезе типа территории.
Рисунок 3. Доля обучающихся по направлениям дополнительных программ в разрезе типа территории [13]
Исходя из данных рисунка 3 видно, что общие тенденции совпадают, однако, очевидно, что сельские дети в меньшей степени имеют возможность освоения программ, требующих применения сложных технологий или оборудования (например, технические направления) и напротив, спортивные программы общего уровня, практически не требующие дополнительного оборудования, реализуются более интенсивно.
Также отдельно следует подчеркнуть, что Росстат приводит усредненные показатели по стране, что очевидно нивелирует проблемы маленький сельских поселений в изучаемой сфере.
Анализ многочисленных подходов к характеристикам дополнительного образования в сельской местности позволил систематизировать социально-экономические факторы, влияющие на систему ДОД и дать характеристику их влияния (рисунок 4).
Рисунок 4. Основные социально-экономические факторы влияющие на интерес населения к дополнительному образованию детей (составлено автором)
Очевидно, сельская местность обладает собственной существенной спецификой, диктующей характеристики системы дополнительного образования детей. Она напрямую связана с демографической ситуацией, низкой плотностью населения, слабым развитием транспортной сети, территориальной разобщенностью сельских поселений, высоким уровнем миграционных процессов при незначительном приросте населения и многими другими факторами. С целью выявления особенностей реализации дополнительного образования в сельской местности, сформируем классификацию населенных пунктов, и дадим характеристику процесса обучения в рамках каждой из выделенных групп (рисунок 5). Отдельно подчеркнем, что на рисунке приведена условная классификация, не зафиксированная в законодательства, а сформулированная для целей настоящего исследования.
Рисунок 5. Условная классификация сельских населенных пунктов в зависимости от условий реализации образовательного процесса (составлено автором)
Основываясь на приведенной классификации, отметим, что условия проживания и образования, в том числе и дополнительного, сельских школьников существенно различаются. По результатам анализа опыта реализации дополнительного образования детей в сельской местности, были выделены проблемы, признаваемые как в научном сообществе, так и органами государственной власти и местного самоуправления, сгруппируем данные проблемы в виде схемы (рисунок 6).
Рисунок 6. Условная группировка проблем реализации дополнительного образования детей в сельской местности (составлено автором)
Вместе с тем, следует отметить, что органы государственной власти осознают проблему доступности дополнительного образования детей в сельской местности. Сказанное подтверждается, например тем, что в рамках многочисленных стратегических документов, посвященных образованию, выделяются отдельные целевые индикаторы, ведется самостоятельное целеполагание.
В частности, в уже закончившим свое действие Приоритетном проекте «Доступное дополнительное образование для детей» [4] зафиксирована указанная проблема, на ее решение направлены отдельные мероприятия (например, для более 700 тыс. мест обновлены условия предоставления дополнительного образования, обеспечено оснащение современным оборудованием и средствами обучения, в том числе в сельской местности) и закреплены самостоятельные индикаторы (например, количество вновь оснащенных мест дополнительного образования в том числе в организациях, осуществляющих обучение по дополнительным общеобразовательным программам в сельской местности (тыс. мест с нарастающим итогом)).
Обобщая проведенный анализ, отметим, что в настоящее время сложилась некоторая совокупность общесистемных противоречий в сфере дополнительного образования детей, требующих скорейшего разрешения, в частности:
-
Противоречие между растущей потребностью общества во всестороннем развитии детей и недостаточным уровнем доступности дополнительного образования в сельских территориях;
-
Диссонанс между необходимостью внедрения новых технологий и использования новейших организационно-педагогических механизмов, повышающих доступность дополнительного образования (в том числе дистанционные технологии) и недостаточной квалификацией педагогических кадров, а также неготовностью осваивать новейшие способы реализации дополнительного образования;
-
Противоречие между существующим пониманием образовательного сообщества, государственной власти, власти субъектов РФ и органов местного самоуправления необходимости учета специфики сельской местности и отсутствием реальных действенных шагов к выработке модели сельского дополнительного образования, способного нивелировать дифференциацию сельской и городской местностей по степени доступности, качеству и современности программ дополнительного образования детей.
Библиографический список
-
Байбородова Л. В., Лушникова Т. В. Концептуальные основы и механизмы доступности дополнительного образования сельских детей //Педагогика сельской школы. – 2021. – №. 33. – С. 9.
-
Духанина Л. Н. Доступность и качество дополнительного образования детей в сельской местности //Эффективные модели и практики организации дополнительного образования детей, проживающих в сельской местности, в условиях цифровизации и глобального технологического обновления. – 2022. – С. 19-27.
-
Низкова Е. Р. Особенности обеспечения доступности дополнительного образования детей из сельской местности для их социализации посредством дистанционного обучения //Роль организации дополнительного образования в успешной социализации детей: материалы научно-практической конференции [22 апреля 2021 г.]/под науч. ред. ТН Гущиной. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2021. 264 с.
-
Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей»: утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. N 11. – URL: https://internet.garant.ru
-
Ситкалиева Д. Развитие системы дополнительного образования в сельской местности //Закономерности и тенденции инновационного развития общества. – 2021. – С. 212-214.
-
Тищенко А. С., Токарева Г. С. Дополнительное образование детей: проблемы цифрового неравенства //Экономическое развитие России. – 2022. – Т. 29. – №. 4. – С. 39.
-
Шобонов Н. А. Основные характеристики и векторы развития системы дополнительного образования детей //развитие современного образования: опыт теоретического и эмпирического анализа. – 2021. – С. 27-47.
-
Beeson E., Strange M. Why Rural Matters, 2003: The Continuing Need for Every State To Take Action on Rural Education. – 2003.
-
Brasington D. M. Differences in the production of education across regions and urban and rural areas //Regional Studies. – 2002. – Т. 36. – №. 2. – С. 137-145.
-
Ebert, Ph., Freibichler, W. Nudge Management: Applying Behavioural Science to Increase Knowledge Worker Productivity // Journal of Organization Design. 2017. № 6 (4).
-
Lembani R. et al. The same course, different access: the digital divide between urban and rural distance education students in South Africa //Journal of Geography in Higher Education. – 2020. – Т. 44. – №. 1. – С. 70-84.
-
Mitchem K., Kossar K., Ludlow B. L. Finite resources, increasing demands: Rural children left behind? Educators speak out on issues facing rural special education //Rural Special Education Quarterly. – 2006. – Т. 25. – №. 3. – С. 13-23.
-
Минпросвещения России. Официальный интернет ресурс. – URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/additional_edu