КИТАЙСКАЯ МИГРАЦИЯ В РОССИЮ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИКИ МОДЕРНИЗАЦИИ И ОТКРЫТОСТИ

Гаделшина Азалия Ильдаровна
Казанский (Приволжский) федеральный университет
студент

Аннотация
Данная статья посвящена изучению китайской миграции в Россию в условиях политики открытости Китая. В условиях экономической глобализации число людей, переезжающих за рубеж, растет. Многие люди покидают страну для получения лучшего образования, некоторые ищут работу в другой стране. Анализируя текущую динамику китайской миграции в Россию и китайско-российское сотрудничество в данной сфере, мы можем предложить перспективы дальнейших миграционных процессов из Китая в Россию.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гаделшина А.И. Китайская миграция в Россию в контексте политики модернизации и открытости // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/05/102051 (дата обращения: 22.04.2025).

Активное развитие китайской миграции на территорию России берет свое начало в 1990-х годах. С распадом Советского союза в 1991 году, границы России становятся открытыми. Это поистине значимое и масштабное событие привело к различным изменениям в политической, экономической и социальной сферах государства. Открытость России и переход к рыночной экономике способствовали активизации миграционных потоков из других стран. Особенно большим количеством притоков миграционного населения отличался Китай. Особенно большое развитие получила коммерческая (челночная) торговля

В ходе исследования, мы рассмотрели несколько трактовок термина «миграция населения». Миграция населения – это перемещение людей из родной страны в другую страну с различными целями. На основе определения термина «миграция населения» была создана классификация миграции населения, которая помогает ученым по всему миру. С помощью нее можно классифицировать мигрантов по целям въезда в другую страну, способу миграции, роду деятельности, возрасту и т.д. Миграция населения – это крайне многогранное явление, которое требует структуризации.

В ходе исследования было обнаружено, что образовательная миграция набирает обороты. В настоящее время образовательная миграция составляет значительную долю в общей структуре миграции. По данным Организации Объединенных Наций, в 2000 году в мире насчитывалось около 175 миллионов мигрантов. По данным Международной организации по миграции (МОМ), в 2002 году около 130 миллионов человек проживали за пределами своих стран происхождения. По данным Организации Объединенных Наций, в 2005 году в мире насчитывалось около 191 миллиона мигрантов. По данным международных организаций в 2005 году в мире насчитывалось 2,7 миллиона студентов университетов, обучающихся за рубежом, а в 2007 году эта цифра увеличилась до 3 миллионов. Доля студентов-мигрантов, среди всех международных мигрантов составляет около 1,5 %, то есть каждый десятый мигрант в мире -  мигрант, получающий образование.

По данным исследования, иностранные студенты, обучающиеся в российских вузах, сталкиваются со следующими проблемами: во-первых, они не могут легально трудоустроиться в России. Согласно исследованиям, около 28 % иностранных студентов постоянно работают неполный рабочий день из-за небольшого количества стипендий, ограниченного числа мест на бюджетное обучение, а также высокой стоимости питания и проживания. Большинство иностранных студентов работают без официального разрешения на работу, а предприятия и организации, желающие их нанять, не могут оформить трудовые отношения с иностранными студентами трудовыми договорами.

В Российской Федерации принято законодательство, гарантирующее право на образование в Российской Федерации для образовательных мигрантов. Статья 78 Закона РФ «Об образовании» гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства (далее – иностранные граждане) имеют право на получение образования на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и действующим федеральным законодательством». Иностранные граждане пользуются равными с гражданами Российской Федерации правами и имеют право на получение дошкольного, начального общего (соответствующего начальному образованию в КНР), основного общего (соответствующего неполному среднему образованию в КНР) и среднего общего (соответствующего полному среднему образованию в КНР) образования, а рабочие и служащие, занятые на работах, связанных со средним общим образованием, имеют право на бесплатное профессиональное обучение в соответствии с программой профессионального обучения».

В ходе исследования мы выявили, что с развитием трудовой миграции из Китая в Россию, среди российских граждан начали появляться опасения по поводу Дальневосточного вопроса. Некоторые считают, что китайские мигранты в ближайшем будущем будут способны вытеснить и российское население с территории Дальнего Востока и внедрить там свое влияние. Данные опасения вполне оправданы, но угроза китайской экспансии не представляется реальной. В Китае последние десятилетия наблюдается старение населения, которая приводит к тому, что в стране не хватает работников. Следовательно, трудовая миграция из Китая в Россию будет развиваться, но не в сильно ускоренном темпе и не будет представлять угрозы для России.

Рабочие и педагогические работники, занятые в сфере среднего общего образования, имеют право на бесплатное профессиональное обучение в соответствии с программой профессионального обучения». В Российской Федерации создана комплексная система обучения русскому языку и ускорения процесса образования иммигрантов. Федеральный закон устанавливает, что иностранные граждане могут получить бессрочный вид на жительство только при условии, что они прошли определенный уровень изучения русского языка, истории России и российского права. Принятие этого закона повысило мотивацию иностранных граждан к изучению русского языка. Кроме того, благодаря продуманной системе преподавания русского языка в российских вузах, большинство иностранных студентов в России владеют русским языком.

Первый год довузовской подготовки дает иностранным студентам прочную основу для изучения русского языка, что облегчает общение с русскими, позволяет свободно выражать свои мысли, устанавливать широкий круг контактов, а также помогает в трудоустройстве и приобретении профессиональных навыков. В настоящее время право на трудоустройство без разрешения на работу имеют только иностранные студенты высших учебных заведений и только на предприятиях, установивших партнерские отношения с образовательным учреждением, заявив о необходимости расширения сферы легального трудоустройства образовательных мигрантов.

Большинство иностранных студентов хорошо адаптируются к условиям обучения и жизни в России. Об этом свидетельствует их общая удовлетворенность качеством образования и преподавания, а также условиями обучения и проживания в российских университетах и колледжах. В географическом контексте частого взаимодействия, транснациональность и транслокальность постепенно становятся одними из наиболее важных концепций для понимания миграции и мобильности в современной социокультурной географии.

Таким образом, в настоящее время Россия ориентирует свою миграционную политику на привлечение мигрантов. Большое развитие получает образовательная миграция, в связи с тем, что КНР и РФ укрепляют сотрудничество в сфере образования. В пример стоит привести открытие совместного университета в городе Шеньчжень, поощрение студенческих обменов. Также, можно наблюдать как обороты набирает трудовая миграция из КНР. В целом, китайская миграция положительно влияет на развитие многих сфер России. России и Китаю следует и дальше развивать сотрудничество в области регулирования китайских миграционных потоков.


Библиографический список
  1. Ларин А.Г. Китайские мигранты в России. М.: Восточная книга. 2009. С.122.
  2. Лихачев В. Россия и Китай: вектор международного права // Журнал «Международная жизнь» жизнь [Электронный ресурс]. – URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/1394 (дата обращения 25.01.2023).
  3. Мясников В.С. Взаимоотношения России с Китаем: тенденции, динамика, перспективы // Вестник Омского университета. – 1999. – №1. – С. 56–62.
  4. Рыбаковский Л.Л. К уточнению понятия «миграция населения» // Социологические исследования. 2016. № 12. С. 82.
  5. Рязанцев, С. В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии: тенденции, последствия, регулирование. М.: Формула права, 2007. С. 25
  6. Тарасов А. П. Китайцы в Забайкалье // Проблемы Дальнего Востока. М.: 2003. № 5. С. 69.
  7. Balzer, H, Dower J. Migration between China and Russia // Post-Soviet Affairs, 2010. № 26, С. 10–17.
  8. Promotion of Chinese Culture in Russia (Отчет БРИКС по развитию китайской культуры в России) // BRICS Information Portal [Электронный ресурс]. – URL: http://infobrics.org/post/36806# (дата обращения 20.04.2023).
  9. 于涛. 移民网络、本土化适应与俄罗斯华商新移民—基于莫斯科的实地分析 // 华侨华人历史研究.- 2016 年.04 期. – 第 49~57 页 (Юй, Т. Миграционная сеть и адаптация к местным условиям китайских торговых мигрантов в России – по материалам полевых исследований в Москве // Исследования истории зарубежных китайцев. 2016. №4. С.49-57).


Все статьи автора «Гаделшина Азалия Ильдаровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: