КРИЗИСЫ И ВЫЗОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ»

Петляева Дарья Павловна1, Галиуллин Марат Зуфарович2
1Казанский (Приволжский) федеральный университет, бакалавр направления «Зарубежное регионоведение» Института международных отношений
2Казанский (Приволжский) федеральный университет, к.и.н., доцент кафедры регионоведения и цифровой гуманитаристики Института международных отношений

Аннотация
Инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП) поражает своими масштабами ресурсов, участвующих стран и целями, которые она ставит перед собой. Инициатива «Один пояс, один путь» направлена на то, чтобы вывести Азию и страны Ближнего Востока, Европы и Африки на новую траекторию более высоких темпов роста и развития человеческого потенциала за счет подключения инфраструктуры, расширения торговли и инвестиций. Цель данной статьи состоит в проведении анализа реализации ОПОП с учетом связанных с инициативой кризисов и вызовов для Китая и других стран мира.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Петляева Д.П., Галиуллин М.З. Кризисы и вызовы реализации инициативы «Один пояс, один путь» // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/05/102048 (дата обращения: 12.10.2024).

Китайская инициатива «Один пояс, один путь» представляет собой амбициозный проект, который направлен на создание огромной сети инфраструктуры и торговых маршрутов, которые соединяют Китай с остальным миром. С момента начала своей реализации в 2013 году ОПОП вызвала большой интерес, а также немало споров, поскольку инициатива имеет потенциал для значительного изменения глобальной экономики и геополитического ландшафта.

Реализация ОПОП не лишена вызовов, с которыми ей приходится сталкиваться. Во-первых, ОПОП подразумевает огромные инвестиции, что вызывает обеспокоенность по поводу потенциальных долговых кризисов и невозврата кредитов странами-участницами. Во-вторых, ОПОП пересекает множество границ и может создать или обострить региональные конфликты и напряженность. В-третьих, инфраструктурные проекты в рамках ОПОП могут привести к перемещению населения, нарушению экосистем и социальным потрясениям.

По прогнозам, амбициозная стратегия Пекина по объединению Востока и Запада через инициативу «Один пояс, один путь» приведет к увеличению мирового ВВП на 4,2% [1]. План включает в себя шесть экономических коридоров: сухопутный «Пояс» и морская «дорога», которые соединят Китай с регионами Юго-Восточной Азии, Африки и, в конечном итоге, Европы. Расчеты показывают, что инфраструктурные проекты в рамках инициативы могут сократить время перевозок на 12% [1] и увеличить объем международной торговли на 4-12% [1].

Однако, несмотря на оптимистичное отношение некоторых к проекту ОПОП и его потенциалу для привлечения инвестиций, создания рабочих мест, модернизации инфраструктуры и общего экономического развития, многие выражают растущую тревогу из-за неэффективного использования активов и возможных негативных последствий, связанных с неспособностью некоторых стран выполнить свои долговые обязательства.

Фактически, некоторые страны-получатели помощи уже начинают ощущать негативные последствия финансирования со стороны Китая в рамках ОПОП из-за менее строгих и прозрачных условий инвестирования, отличающихся от тех, что предлагает Международный валютный фонд (МВФ). Кроме того, избыточный капитал, особенно в сфере финансирования инфраструктурных проектов, часто не приносит ожидаемой экономической отдачи. По данным из открытых источников [2], за период с 2008 по 2021 годы Китай направил около 240 миллиардов долларов США на помощь более чем 20 странам, находившимся в финансовых затруднениях, включая Аргентину, Пакистан, Украину, Шри-Ланку и Замбию, причем 80 процентов этого финансирования было предоставлено в период с 2016 по 2021 год. Другие страны, такие как Гана, Кения, Эфиопия и Непал, пытаются добиться более выгодных условий, в то время как Италия официально объявила о своем выходе из Инициативы.

«Более того, по оценкам, китайские займы на реструктуризацию долга и спасательные операции предоставляются под средней процентной ставкой примерно в 5%, в то время как МВФ предлагает 2%» [1]. В результате страны начинают опасаться возможных последствий и рисков, связанных с финансированием инициативы «Пояс и путь», включая попадание в долговую ловушку и превращение в инструмент в геополитической игре.

Один из наиболее хорошо задокументированных примеров китайской «дипломатии долговой книги» связан с постройкой порта Хамбантота на острове Шри-Ланка. Затраты на этот проект составили около 1,3 миллиарда долларов США, однако он не приблизил страну к желаемому экономическому прогрессу. В результате правительство Шри-Ланки оказалось не в состоянии погасить свой долг перед Китаем, что вынудило его передать порт в китайскую аренду на 99 лет.

Еще одним выдающимся примером того, как геополитические решения могут перевесить экономическое развитие, является ситуация в Непале. Эта страна была готова воспользоваться возможностями, связанными с инициативой ОПОП, но пока не удалось осуществить ни одного амбициозного проекта, включая Трансгималайскую многомерную сеть связи. Несмотря на заявления о реализации этих проектов после присоединения Непала к ОПОП в 2017 году, пока ничего не было достигнуто. На уровне правительства Непала и Китая наблюдается разногласие относительно того, являются ли некоторые проекты, финансируемые Китаем и уже находящиеся в процессе реализации, действительно честными инвестициями в рамках инициативы ОПОП. Например, Китай называет международный аэропорт Покхара проектом ОПОП, в то время как министр иностранных дел Непала утверждает обратное, опровергая такие утверждения [1].

Инициатива «Один пояс, один путь» не обошлась без противоречий, и на фоне экономических последствий для ее проектов, вызванных пандемией COVID-19, траектория развития ОПОП остается неопределенной. В связи с усилением конкуренции со стороны Европейского Союза и G7(Group of 7), а также недавними изменениями масштабов и расходов инициативы, остается открытым один вопрос: есть ли вероятность, что «проект века» будет кратковременным?

«Существующие проекты сталкиваются с целым рядом сложностей, причем 35% инициатив сталкиваются с различными видами проблем при реализации» [3]. Кроме того, наблюдается увеличение числа проектов, которые отменяются из-за недовольства со стороны стран-заказчиков. Это происходит из-за коррупционных скандалов, нарушений трудовых прав и игнорирования требований по охране окружающей среды.

В последние годы наблюдается определенное неприятие по отношению к инициативе «Один пояс, один путь» со стороны местных органов власти и населения. Политическое и общественное противодействие замедляет или мешает осуществлению проектов, что влечет за собой недостаток спроса в странах-участницах [4]. В общественных дебатах наиболее заметны обвинения о том, что ОПОП может стать ловушкой для захвата местной инфраструктуры, однако эти утверждения остаются спорными. Хотя опасения относительно увеличения влияния Китая сформировали отрицательное отношение к этой инициативе, фактических доказательств существования долговых ловушек крайне мало, и в некоторых конкретных случаях утверждения о них были опровергнуты [5].

В свете отмены нескольких крупных проектов в различных странах, таких как Боливия, Кения и Малайзия [6], а также нерешенных проблем с крупнейшим проектом – Китайско-пакистанским экономическим коридором, китайское руководство признало наличие проблем и выразило намерение пересмотреть стратегию КПЭК [7].  Новая стратегическая ориентация будет уделять особое внимание росту, установлению стандартов и улучшению взаимодействия с Юго-Восточной Азией [8].

«Более того, инициатива «Один пояс, один путь» практически исчезла из официальных заявлений и выступлений китайского руководства. Си Цзиньпин в своих ключевых выступлениях ограничивал упоминание этой инициативы до простого «продвижения высококачественного сотрудничества в рамках инициативы «Пояс и путь»», по мнению некоторых наблюдателей.

Китайское руководство не собирается полностью отказываться от инициативы ОПОП, вместо этого они стремятся к переосмыслению и трансформации этой инициативы. На данный момент вместо ОПОП китайское руководство акцентирует внимание на концепции «развития мира» через две новые программы: Инициативу глобального развития [9], представленную в сентябре 2021 года, и Инициативу глобальной безопасности [10], официально объявленную в апреле 2022 года. Обе эти инициативы отражены в разделе «Внешняя политика» проекта отчета о партийном съезде, при этом ОПОП не получила упоминания [11]. Ван И охарактеризовал Инициативу глобального развития и ОПОП как «движущие силы-близнецы» [12]. Можно сказать, что данные события свидетельствуют о том, что ОПОП была «смещена на второй план во внешнеполитической стратегии Китая» [11].

Несмотря на значительный потенциал инициативы «Один пояс, один путь», сначала необходимо решить ряд проблем для того, чтобы инициатива продолжила приносить государствам-участникам выгоду. Геополитическая напряженность в регионах реализации инициативы, уровень задолженности стран-участниц, прозрачность реализации, риски для безопасности и воздействие на окружающую среду являются основными препятствиями, требующими внимания. Отдавая приоритет инклюзивным и устойчивым практикам, поощряя многостороннее взаимодействие и учитывая уже более чем десятилетний опыт существования инициативы, Китай может расширить перспективы инициативы «Один пояс, один путь» для достижения своей цели мирного развития и общего процветания во всех регионах-участниках. Постоянный диалог, сотрудничество и приверженность решению проблем заинтересованными сторонами окажут существенное влияние на решение этих проблем и максимизацию позитивного воздействия ОПОП на глобальное развитие и стабильность.


Библиографический список
  1. Geopolitics, not economic development, drives China’s Belt and Road Initiative // Geographical. URL: https://geographical.co.uk/geopolitics/geopolitics-not-economic-development-drives-chinas-belt-and-road-initiative (дата обращения: 25.04.2024).
  2. China spent $240 billion bailing out ‘Belt and Road’ countries – study // Reuters. URL: https://www.reuters.com/markets/china-spent-240-bln-bailing-out-belt-road-countries-study-2023-03-27/ (дата обращения: 25.04.2024).
  3. China’s Belt and Road is facing challenges. But can the US counter it? Simone McCarthy Analysis by Simone McCarthy, CNN // CNN World. URL: https://edition.cnn.com/2022/08/22/china/china-belt-and-road-us-infrastructure-overseas-development-intl-hnk-mic/index.html (дата обращения: 27.04.2024).
  4. Lack of Demand: The Coronavirus Pandemic and China’s Belt and Road Initiative // Foreign Policy Research Institute. URL: https://www.fpri.org/article/2020/04/lack-of-demand-coronavirus-pandemic-belt-and-road/ (дата обращения: 26.04.2024).
  5. Road To Nowhere? Prospects for the BRI In 2023 and beyond // 9Dashline. URL: https://www.9dashline.com/article/road-to-nowhere-prospects-for-the-bri-in-2023-and-beyond (дата обращения: 28.04.2024).
  6. China’s belt and road plans face new EU, US competition, but ‘space for cooperation’ remains // South China Morning Post. URL: https://www.scmp.com/opinion/china-opinion/article/3260347/us-and-eu-china-uses-subsidies-it-just-does-it-more-effectively?campaign=3260347_4c924100-049f-11ef-954d-424a7df79dac&module=perpetual_scroll_2_AI&pgtype=article (дата обращения: 26.04.2024).
  7. The China-Pakistan Economic Corridor—Hard Reality Greets BRI’s Signature Initiative // Council on Foreign Regions. URL: https://www.cfr.org/blog/china-pakistan-economic-corridor-hard-reality-greets-bris-signature-initiative (дата обращения: 26.04.2024).
  8. China’s Belt and Road Initiative – Strategy: China’s Evolving Ambitions // International Institute for Strategic Studies. URL: https://www.iiss.org/online-analysis/online-analysis//2022/11/bri-dossier-chapter-one (дата обращения: 26.04.2024).
  9. China’s Global Development Initiative is not as innocent as it sounds // The Economist. URL: https://www.economist.com/china/2022/06/09/chinas-global-development-initiative-is-not-as-innocent-as-it-sounds (дата обращения: 26.04.2024).
  10. Китай обнародовал Концепцию глобальной безопасности, включающую 6 основных принципов международного сотрудничества // Российская газета. URL: https://rg.ru/2023/03/21/davajte-zhit-druzhno.html (дата обращения: 26.04.2024).
  11. Xi’s Work Report to the 20th Party Congress: 5 Takeaways // The Diplomat. URL: https://thediplomat.com/2022/10/xis-work-report-to-the-20th-party-congress-5-takeaways/ (дата обращения: 26.04.2024).
  12. What Happened to the Belt and Road Initiative? // The Diplomat [Электронный ресурс]. – URL: https://thediplomat.com/2022/09/what-happened-to-the-belt-and-road-initiative/ (дата обращения: 26.04.2024).


Все статьи автора «Петляева Дарья Павловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: