Трансплантология – принципиально новая сфера медицинской науки и практики, открывающая возможность лечения людей с помощью пересадки (трансплантации) органов и тканей, т. е. хирургической замены погибшей или дефектной части организма человека (реципиента) трансплантантом – здоровым фрагментом организма, изъятым из тела донора.
В настоящее время в Уголовном кодексе РФ (далее по тексту УК РФ) содержится несколько статей, посвященных преступлениям, связанным с трансплантацией. Эти преступления предусмотрены:
1) п. «м» ч. 2 ст. 105 «Убийство в целях использования органов или тканей потерпевшего»;
2) п. «ж» ч. 2 ст. 111 «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное в целях использования органов или тканей потерпевшего»;
3) ст. 120 «Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации»;
4) п. «ж» ч. 2 ст. 127.1 «Торговля людьми в целях изъятия у потерпевшего органов или тканей».
Появление в современном уголовном законодательстве вышеобозначенных составов преступлений обусловливается расширением возможностей в современной медицине и необходимостью охраны отношений, связанных с пересадкой органов и тканей от одного человека к другому. Однако, в смысле ст.ст. 105, 111, 127.1 УК РФ цель использования органов и тканей нужно понимать более широко, равно как и органы и ткани, образующие предмет этих преступлений, могут не являться объектами трансплантации. В частности, цели использования органов и тканей могут быть связаны с каннибализмом, садизмом, половым фетишизмом, проведением опытов, экспериментов [1, с.128].
В этой связи в теории уголовного права предлагается расширить и сферу действия ст. 120 УК РФ, исключив указание в этом составе на специальную цель – трансплантацию. Такая корректировка позволила бы квалифицировать по данной статье случаи принуждения к согласию на отчуждение фрагментов организма для проведения научных экспериментов, для изготовления лекарственных препаратов, косметических средств и т. д. [2, с. 73]. Существующее же ограничение области применения ст. 120 УК РФ сферой трансплантологии представляется нам неоправданным. Кроме того, диспозицию ст. 120 УК РФ мы предлагаем дополнить указанием на принуждение к даче согласия на изъятие органов или тканей, что позволили бы однозначно толковать момент окончания преступления и соответствовало бы законодательству РФ о трансплантации, согласно которому уголовно-правовая норма должна обеспечивать правомерность получения согласия донора на удаление анатомических сегментов.
Кроме того, предлагаем дополнить уголовное законодательство новыми составами преступлений, которые обеспечивали бы охрану общественных отношений в сфере трансплантации и использования биологического и генетического материала человека.
Во-первых, предлагаем ввести уголовную ответственность за незаконную торговлю органами или тканями человека. Подчеркнем, что предлагаемое нововведение не тождественно п. «ж» ч. 2 ст. 127.1 УК РФ, а будет предполагать уголовную ответственность за совершение незаконных сделок в отношении органов или тканей человека, уже изъятых из организма донора (посмертно или прижизненно).
Во-вторых, необходимо разрешить вопрос о юридической ответственности использования абортивного плода без согласия женщины, которой сделан аборт для целей трансплантации или в других целях, а также случаев зачатия и аборта только с целью получения материала для трансплантации. На наш взгляд, такие действия должны быть запрещены законодательством под угрозой уголовной ответственности.
В – третьих, законодательством так и не разрешен вопрос запрета, в том числе уголовно-правового в отношении создания трансгенных животных в целях пересадки человеку фрагментов их организма (пересадка в эмбрионы животных человеческих клеток в целях получения промежуточных по генотипу существ, органы и ткани которых могут быть изъяты для трансплантации человеку). Сюда же мы относим вопросы уголовно-правового запрета клонирования человека. УК Грузии, например, в ст. 136 предусматривает такой состав преступления как «Генные манипуляции», под которым законодатель понимает «создание существа подобного человеку». Подобные нормы существуют в УК Франции, Эстонии, Испании. По нашему мнению, общественно опасные деяния в области медицинской генетики должны получить уголовно-правовую оценку и в России.
Одним из возможных вариантов решения проблем злоупотреблений в области трансплантации органов или тканей может стать, на наш взгляд, преодоление дефицита органов для трансплантации путем их продажи живыми донорами. Платное донорство легализовано в Индии, Турции, Иране, ЮАР. Хотя введение такой нормы в законодательство России потребует тщательного изучения социально-правовой готовности нашего общества к такому институту.
Библиографический список
- Уголовное право России. Общая и Особенная части: учебник / под ред. В. К. Дуюнова. М., 2023. 780 с.
- Чернышева Ю.А. Проблемы уголовной ответственности за преступления в сфере донорства органов и тканей человека и их трансплантации (пересадка) в РФ // Журнал юридических исследований. 2019. Том 4. №1. С.70-74.