ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НЕРАВЕНСТВА)

Рожков Евгений Викторович

Аннотация
Новизна статьи определённая автором определяется в новых изысканиях по практическому применению современных IT-разработок в регионе. Материал статьи может учитываться при необходимости обоснования выделения денежных средств на развитие цифровых платформ, как на уровне регионов, так и на уровне муниципальных образований.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Рожков Е.В. Внедрение цифровых платформ (экономические неравенства) // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/05/101945 (дата обращения: 20.07.2024).

Во всём мире и в нашей стране экономистами всё больше уделяется внимание на проникновение цифровых технологий не только в экономику, производство, но и в сферу услуг. Цифровизация экономической системы находится в начале цикла своего развития. Наблюдается усиление виртуализации экономики и усложнение экономических отношений в целом, переход на активное использование информационных технологий во всех секторах экономики [4].

Суть происходящих трансформаций, беспрецедентных по темпам и глубине происходящих изменений, принято называть «Промышленная революция 4.0» и она оказывает системное воздействие на все области жизни, ведёт к качественным преобразованиям во всех секторах экономики и социальной сферы, в структуре общественных отношений [8, С. 85].

Преобразование маркетинга в «цифру» формирует проблемы взаимодействия зон ответственности структур, вовлечённых в процессы оценки результативности интернет-маркетинговой деятельности. И достаточно большое количество причин формируют проблемы взаимодействия зон ответственности внешних маркетинговых субъектов, выполняющих интернет-маркетинговую деятельность организаций, обладающих компетенциями в избранной сфере деятельности [9, С. 159].

Сегодня, под влиянием процессов по внедрению цифровизации, всё больше финансовые институты стимулируют предоставление своих услуг и распространение продуктов не через физические офисы, а посредством цифровых технологий. Таким образом, уберизацию в финансовом секторе можно охарактеризовать как отказ от традиционного посредника в пользу цифровых платформ [20, С. 33].

Большое количество проблем по переходу на цифровые платформы связано с отсутствием в муниципальных образованиях цифровой инфраструктуры, в отсутствии цифровых практик в ключевых сферах экономики и отсутствии системы мониторинга цифровизации процессов в социально-экономических отношениях в обществе [14].

Проблема – без дополнительных инвестиций не внедрить цифровые платформы.

Объект исследования – процессы по внедрению цифровых платформ.

Предмет исследования – цифровые платформы.

Цель исследования – определить текущее значение направление денежных потоков при трансформации экономки.

Практическая значимость статьи заключается в выявлении необходимости доступа к дополнительным инвестициям при внедрении новых технологий.

Вопросы, связанные с цифровыми платформами изучались такими авторами как: Didry C., Lagrange N., Lokiec P., так и российские: Болотов А.М., Дубровский В.Ж., Пыткин А.Н. и другие.

Основная часть

Гриценко А.А. и Липов В.В. [5] изучая историю возникновения и внедрения цифровых платформ, уделяют внимание работам Дж. Рочта и Дж. Тироле, определившим особенности платформ как бизнес-модели создания двухстороннего, двойного рынка, в которой одновременно клиентами выступают как производители определённых услуг, продвигаемой через платформу, так и её потребители [22].

Смирнов Е.Н. и Лукьянов С.А. определяют модель платформенного типа стоимости и ценности, которая создаётся за счёт подключения производителей и потребителей к онлайн-сети. При этом, учитывается, что у создаваемой цифровой платформы отсутствуют средства производства, а основным конкурентным преимуществом будет способность преодолевать торговые барьеры [16, С. 60].

Архипова З.В. в своей работе анализирует применение цифровых платформ в различных секторах экономики и выявляет, что платформенная структура наиболее распространена на рынках розничных банковских услуг, секторов «бизнес-потребитель» и менее распространена на рынках с более низкой цифровой зрелостью, таких как фармацевтика и здравоохранение [1, С. 107].

Сибиряев А.С. и другие учёные рассматривают проблемы сельского хозяйства и возможности российских компаний предоставляющих единую IT-платформу со специализированным программным обеспечением, а именно: «AggreGate» от компании «TibboSystem» и «kSense» от компании «Компонента» – платформу «Агросигнал. Управление» [15, С. 101].

Степанова И.С. и Воротников А.М. считают, что преимуществом цифровизации общества становится создание цифровых платформ, собирающих данные населения и образующих обратную связь с государством на основе цифровых технологий [18, С. 53].

Понятие «цифровая платформа» определяется как система взаимовыгодных алгоритмизированных взаимоотношений необходимого количества независимых участников отдельной сферы деятельности, реализуемых в единой информационной системе [2].

В России 7% компаний относятся к компаниям-лидерам по цифровой трансформации, 19% компаний относятся к цифровым новаторам и только 1 % к компаниям, отстающим в цифровой трансформации [19, С. 248].

Разработкой цифровых платформ и их внедрением в экономику должны заниматься отдельные IT-компании. И в Пермском крае создаётся для них возможность, благодаря созданию «Цифровой долины». В свою очередь «Цифровая долина» сможет объединить экспертов и отраслевые организации для поиска лучших проектов в IT-отрасли.

В основном применение цифровых платформ сводится к приобретению каких-либо товаров (в особенности это заметно при объявлении «локдануна» в связи с объявленными 1-й, 2-й и 3-й волнами распространения заражения «Covid-19»). Потребление цифровых товаров и услуг населением происходит через показатели торговли данными товарами и услугами, а также показатели выручки и (или) оборота компаний, предоставляющих услуги по подключению к интернету, использованию сотовой связи и т.д. При этих условиях измерение цифровизации производственным подходом не будет учитывать лишь потребление людьми импортных товаров, купленных через цифровые платформы [10, С. 382].

Применение платформ в цифровой экономике Пермского края состоит из двух составляющих, это предприятия и население региона. Есть пять направлений реализация которых позволяет достичь цель концепции развития цифровой экономики в Пермском крае:

- Создание инфраструктурных и организационных условий для развития цифровой экономики (устранение «цифрового неравенства» для всех муниципалитетов в крае, создание технопарков в сфере высоких технологий);

- Обеспечение кадрового и научного развития цифровой экономики (создание и развитие «ИТ-университета», «Кванториума», «Яндекс-лицея»). Создание супер-сервиса для повышения цифровой грамотности с возможностью применения теории при решении практических задач. Так, например, с 2020 года жители Пермского края получили возможность получить бесплатное дополнительное образование по компетенциям цифровой экономики (онлайн – обучение IT-специальностям) на портале «Цифровая экономика» национальных проектов России. Создание Пермского сетевого IT-университета;

- Внедрение цифровых технологий в производственной сфере (создание и внедрение на производствах промышленных предприятий: цифровой платформы «Производственный UBER», центров компетенций (по технологиям блокчейна, аддитивным производствам, сервисной и промышленной робототехнике, платформами BI, ERP, Big Data, Analitics, технологиями умного города и телекоммуникации));

- Применение цифровых технологий в бюджетной сфере («Библиотека сервисов», «Электронное образование», «Электронное здравоохранение», «Безбумажный документооборот», «Государственные услуги в электронном виде», «Автоматизация финансовых процессов – системы планирования и учёта»). В государственных и муниципальных структурах отказ от бумажного документооборота, а также предоставление различных справок в электронном виде. Финансовая поддержка на конкурсной основе компаний, использующих высокие технологии в медицине. Оказание своевременной технологичной медицинской помощи по месту требования. Внедрение региональной медицинской информационной системы и автоматизации работы скорой медицинской помощи;

- Комплексное внедрение технологий «Умного города» в муниципальных образованиях (проекты «Умный город», «Умный транспорт», «Умное освещение», «Умная энергетика», «Умное водоснабжение», «Чистый город», «Безопасный город», «Экологичный город»). Интеллектуальное управление городским общественным транспортом. Внедрение фото- и видео- фиксации в дорожном движении. Оцифровка инфраструктуры, чистая вода и воздух. Внедрение систем интеллектуального учёта коммунальных ресурсов, автоматизированного контроля исполнения заявок потребителей и устранения аварий. Энергоэффективное городское освещение, включая архитектурную и художественную подсветку. Использование возможностей интернета в парадигме Интернета вещей даёт возможность автоматизации парковочных мест в центральной части как города Перми, так и других городов региона. Управление водными и энергетическими ресурсами и т.д. [13].

При проведении исследования были использованы общенаучные методы структурного, логического и функционального анализа, а также специальные методы исследования цифровой экономики на основе международных рейтингов [19].

Одним из примеров выбора системы управления базы данных и определения методики исследования эффективности записи данных в условиях ограниченности вычислительных ресурсов [7]:

- инициализация виртуальных машин;

- загрузка массива данных в оперативную память виртуальной машины генератора клиентских запросов;

- последовательная запись инвариантного набора данных;

- последовательная запись тестового набора данных;

- получение результатов о количестве сохранённых записей;

- анализ результатов и выбор эффективного варианта [7].

Кризис управления и применения современных методов учёта, направленных на внедрение и расширение функциональных возможностей информационно-аналитических систем и новых программных средств, суть которых ориентирована на управление на основе современных требований экономики. Применение процессного подхода позволит более оперативно решать возникающие экономические вопросы и воздействовать на будущий результат [6, С. 139]. Целью методики является обоснованное проведение оценки цифровизации на основе ключевых параметров внедрения цифровых платформ.

В соответствии с данными рейтинга электронного правительства ООН, наша страна, в 2018 году заняла 32 место по развитию информационного общества [19, С. 249]. А исследователи Бостонской консалтинговой группы, рассчитывая индекс цифровизации экономик, определили, что в нашей стране протекает отрицательный тренд, который заключается в том, что развитие цифровых технологий слабо трансформируется в увеличение выпусков товаров и услуг, т.е. не приводит к росту цифровой добавленной стоимости и ВВП [19, С. 250].

Также, проблемы по внедрению цифровизации в нашей стране, определяет индекс развития информационно-коммуникационных технологий, ежегодно измеряемый на основании статистических данных Международным союзом электросвязи [19, С. 250].

Классификация некоторых действующих цифровых платформ представлена в табл. 1 [21]:

Таблица 1. Классификация цифровых платформ*

п/п

Класс платформы

Дополнительный функционал

Фирма (компания)

1

Технологические Доступ к IT-ресурсам и технологиям

Computing

Microsoft Azure

2

Функциональные Доступ к специализированным инструментам

SAP

Exact farming

3

Инфраструктурные Доступ к цифровой инфраструктуре

Яндекс-карты

4

Информационные Доступ к информационному рынку

Яндекс-маркет

Avito

* Источник: [21].

Как видно, из таблицы 1, уже достаточно много цифровых платформ внедрены и успешно работают на рынках, но доступ к ним, возможно, может быть ограничен из-за не качественной связи или недоступности интернета в той или иной местности.

Например, для решения многих проблем связанных с социальным и экономическим неравенством муниципальных образований по доступности к интернет-трафику и покрытия сотовой связи, в т.ч. по доступности к использования платформ, в 2021 году, между руководством Пермского края и ПАО «МегаФон» было подписано Положение, предусматривающее совместную реализацию проектов по развитию цифровых сервисов и телеком-инфраструктуры в рамках национальной программы «Цифровая экономика». Также, Положение, предусматривает цикл мероприятий, направленных на рост скорости доступа пользователей к электронным государственным ресурсам и муниципальным услугам.

Кроме того, если цифровые платформы не связывать с государственной деятельностью, то можно представить несколько классификаций платформ: по масштабам, функционалу, области использования. На следующий актуальный этап выходит разработка, создание и внедрение цифровых платформ для сбора, анализа и учёта мнения граждан и т.д. [18, С. 54].

Основной задачей регулятора при разработке нормативных требований к деятельности цифровых платформ и цифровых экосистем в сфере оборота данных является определение основных принципов, направленных на установление прозрачных требований при работе с данными [3, С. 45].

Не смотря на имеющиеся национальные программы развития цифровых технологий и цифровых платформ в нашей стране, на практике, цифровизация рассматривается в большей степени с позиции прикладного инструментария и представляют собой развитие коммуникационных и информационных сетей и сервисов для получения услуг [19, С. 248].

К положительным моментам применения цифровых платформ можем отнести следующие моменты:

- снижение времени затраченного на какой-либо процесс;

- доступность с любого цифрового устройства;

- постоянная конкуренция между цифровыми платформами за клиента[11].

Кроме того, к положительному моменту на уровне региона, можно представить Концепцию развития цифровой экономики Пермского края, которая предполагает наличие серьёзных налоговых льгот для компаний IT-отрасли (1,1 % – налог на имущество; 0 % – налог для собственников имущества IT-технопарка) [18]. А на территории города Перми находятся два IT-технопарка, это: ООО «Морион Диджитал» (основные резиденты: АО «ЭР-Телеком Холдинг» – федеральный телеком-оператор и ПАО «Морион» – производитель автономных сервисных роботов «Promobot») и ООО «Технопарк Пермь» [12].

Ещё одним положительным моментом, можно отнести компанию «Фотоника» расположенную на территории города перми. Ведущие учёные и компании объединились, чтобы создать первый в России центр компетенций по этому направлению («Фотоника») и разрабатывают технологии медицинской диагностики многих заболеваний.

Можно отметить и негативное влияние цифровой платформы:

- снижение рабочих мест;

- недостаточная поддержка государства;

- долгий временной период завоевания доверия клиентов [11].

Кроме того, имеются и определённые недостатки при внедрение цифровой платформы, и к основным из них можно отнести следующие [17]: процессы тестирования влияния цифровой платформы по предоставлению той или иной услуги не совершенны. Не достаточное количество регулируемых нормативных документов.

Кроме того, на примере Пермского края, так, с учётом развития IT-технопарков в городе Перми, стала проявляться нехватка опытных специалистов в области «IT-технологий». И учебные заведения высшего профессионального образования, территориально находящиеся на территории муниципалитета получают только лишь претензии о том, что они не выпускают таких специалистов, но при этом, они не получают ни муниципального заказа, ни заказа на уровне региональных властей, ни тем более федерального. Соответственно, если нет заказа от органов власти по выпуску высоко квалифицированных специалистов для определённой отрасли, нет и бюджетного финансирования. А в связи с тем, что IT-отрасль только-только начинает развиваться, в основном коммерциализирована и находится в частных руках, частный бизнес пока не готов финансировать высшие учебные заведения для подготовки кадров – а это уже институциональная проблема, которая не решится в ближайшие год – два без целенаправленной поддержки государства.

Вывод

Экономические неравенства, при внедрении той или иной цифровой платформы отражаются на всех уровнях, это и зависит от сферы деятельности, в которую внедряется цифровая платформа. Торговля через интернет различными товарами самая развивающаяся и самая окупаемая сфера деятельности, поэтому именно в этом направлении происходит конкуренция среди крупных игроков в этом бизнесе. А в других сферах, в производстве, в промышленности, в сельском хозяйстве внедрение цифровых платформ за счёт бизнеса происходит очень медленно, т.к. денежные затраты на производство и внедрение цифровой платформы могут окупаться долгие годы.

Экономические неравенства ощущаются в муниципальных образованиях в сфере услуг, чем крупней муниципалитет, тем больше у него потребность в наличие цифровых платформ в различных сферах экономики и социального обеспечения, чем меньше, соответственно, наоборот и по этой же причине влияние покрытия сотовой связи и доступности интернета. И непосредственное участие государства в виде финансирования проектов связанных с внедрением цифровых платформ будет одобрен населением и все экономические препятствия при этом уйдут на второй план.

Конфликт интересов

Автор декларирует отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи. 


Библиографический список
  1. Архипова З.В. Анализ и критерии выбора цифровых платформ для бизнеса  / З.В. Архипова // Развитие российского общества: вызовы современности. Национальная научно – практическая конференция с международным участием, посвящённой 90-летию Байкальского государственного университета. Иркутск. – 2021. – С. 106 – 113.
  2. Баранов Н.А. Открытость vs безопасность: приоритеты для государства и гражданского общества в условиях цифровизации / Н.А. Баранов // Управленческое консультирование. – 2019. – № 10 (130). – С. 28-36.
  3. Болобонова М.О. Правовое регулирование оборота данных в деятельности цифровых платформ: спорные вопросы теории и практики / М.О., Болобонова, В.А. Хрупалов // Бизнес, менеджмент и право. – 2020. – № 2 (46). – С. 42-46.
  4. Гретченко А.А. Оценка готовности экономики России к внедрению цифровых технологий / А.А. Гретченко, О.Г. Деменко, Н.П. Савина // Плехановский научный бюллетень. – 2018. – № 2(14). – С. 14 – 20.
  5. Гриценко А.А. Информационные платформы как сетевая институциональная трансформация / А.А. Гриценко, В.В. Липов // Journal of Institutional Studies. – 2020. – no. 12(2). – pp. 132-148.
  6. Гузиекова С.М. Роль процессного подхода в построении учётной информационно-аналитической системы при реализации стратегии цифровой трансформации / С.М. Гузиекова, В.В. Салий, О.В. Ищенко // Международный журнал Естественно-гуманитарные исследования. – 2020. – № 29 (3). – С. 138 – 143.
  7. Дубровский В.Ж. Опыт и перспективы программно-целевого управления сложноорганизованными экономическими системами / В.Ж. Дубровский, А.А. Бурак // Современные управленческие технологии: от теории и методологии к практическим решениям. Монография. Под научной редакцией И.Н. Ткаченко. Екатеринбург, 2016. Уральский государственный экономический университет. – С. 60 – 78.
  8. Каренов Р.С. Инновационные решения на основе создания, внедрения и коммерциализации цифровых технологий / Р.С. Каренов, Г.С. Баймухамедова // Вестник Карагандинского университета. Серия «Экономика». – 2019. – № 1 (93). – С. 84-97.
  9. Коваленко А.Е. Исследование зон ответственности за внедрение технологий интернет-маркетинга в малом бизнесе / А.Е. Коваленко, Ю.Г. Кузменко, И.Ю. Окольнишникова // Друкеровский вестник. – 2020. – № 2. – С. 158-175.
  10. Миролюбова Т.В. Цифровая экономика: проблемы идентификации и измерений в региональной экономике / Т.В. Миролюбова, Т.В. Карлина, Р.С. Николаев // Экономика региона. – 2020. – Т. 16. – Вып. 2. – С. 377-390.
  11. Мулярчик К.С. Анализ цифровых платформ для управления взаимоотношениями между заказчиками и подрядчиками, рисками в сфере ИТ / К.С. Мулярчик, В.И. Сотников // Компьютерные технологии и анализ данных (CTDA 2020) материалы II международной научно-практической конференции. Минск, 23-24 апреля 2020 года. – С. 262-265.
  12. Рожков Е.В. Особенности цифровизации российского региона и его столицы (кейс Пермского края) / Е.В. Рожков // Вестник Челябинского государственного университета. – 2021. – № 3 (449). – Экономические науки. – Вып. 72. – С. 275-283.
  13. Рожков Е.В. Цифровизация российских регионов, возможности и проблемы (на примере Пермского края) / Е.В. Рожков // Экономический журнал. – 2021. – № 2 (62). – С. 19 – 29.
  14. Свиридова В.В. Мониторинг внедрения цифровых технологий в экономическую и социальную сферы регионов / В.В. Свиридова // MODERN SCIENCE. – 2020. – № 8-2. – С. 316 – 320.
  15. Сибиряев А.С. Цифровая трансформация и цифровые платформы в сельском хозяйстве / А.С. Сибиряев, В.Л. Зазимко, Р.Х. Додов // Вестник НГИЭИ. – 2020. – № 12(115). – С. 96-108. DOI: 10.24411/2227-9407-2020-10124.
  16. Смирнов Е.Н. Императивы управления глобальными цифровыми платформами / Е.Н. Смирнов, С.А. Лукьянов // Управленец. – 2020. – Т. 11. – № 4. – С. 59-69. DOI: 10.29141/2218-5003-2020-11-4-5.
  17. Стеблюк И.Ю. Типизация платформенных концепций / И.Ю. Стеблюк // Инновации и инвестиции. – 2020. – № 2. – С. 93-96.
  18. Степанова И.С. Новые возможности для гражданского общества, представляемые цифровыми платформами, на примере цифровой платформы «Арктика 2035» / И.С. Степанова, А.М. Воротников // Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. – 2020. – № 1. – С.51-57.
  19. Ткаченко И.Н. Цифровая экономика: основные тренды и задачи развития / И.Н. Ткаченко, Е.Н. Стариков // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. – 2020. – Т. 20. – Вып. 3. – С. 244-245. DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2020-20-3-244-255.
  20. Хмыз О.В. Цифровая институциализация на глобальном, международном и национальном уровнях / О.В. Хмыз // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2021. – № 1 (53). – С. 31-40.
  21. Федорова Т.А. Цифровые бизнес-модели: цифровые платформы, разновидности и функции / Т.А. Федорова // Znanstvena misel journal. – 2019. – № 33. – С. 28-33.
  22. Rochet J.-C. Two-Sided Marcets: A Progress Report / J.-C. Rochet, J. Tirole // The RAND Journal of Economics. – 2006. – no. 37 (3). – pp. 645-667.


Все статьи автора «Рожков Евгений Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация