Туркменскому народу удавалось продолжать и совершенствовать музыкальное искусство во все периоды истории, даже во время непрерывных войн и различных трудностей. Во второй половине XIX века интерес к туркменской музыке стал усиливаться. В этот период увеличилось количество иностранных туристов, путешествующих по туркменским землям. Они оставили ценные сведения о туркменских обычаях, общественных отношениях, материальной и духовной культуре. Одним из таких путешественников является Армени Вамбери. Он родился 19 марта 1832 года в Словакии. В 1861 году Вамбери путешествовал по туркменским землям под именем Решит Эфенди. По итогам поездки он пишет труд под названием «Путешествие по Центральной Азии». В своей книге путешественник говорит о туркменской музыке следующее: «Музыкальные инструменты, которые они используют, называются киджак. Он чем-то напоминает нашу скрипку. У него только длинная ручка, одна металлическая и две шелковые нити. Его смычок такой же, как наш. По мнению автора, киджак должен стать одним из широко распространенных в туркменах музыкальных инструментов. В творчестве Армени Вамбери «есть также деп и дутар, которые бахши также используют, когда поют».
А. Вамбери рассказал о свадебных традициях туркмен, уделив особое внимание тому, что музыка играет в них важную роль. Он рассказал: «По вечерам, особенно в зимние дни, любят слушать интересные легенды и истории. Они очень радуются, когда приходят бахши, со своими двухструнными дутарами поют песни из «Героглы» и на стихи Амана Моллы и Махтумкули. Рассказав об этом автор также выделяет ценные информации о предпочтении людей того времени. Вышеупомянутые строки, напоминающие сведения, данные А. Вамбери, встречаются и в книге французского путешественника Гулибефа де Блоквиля, бывавшего в конце XIX века среди туркмен и видевшего их образ жизни. В 1860-1861 годах французский дворянин попал в плен к текинским туркменам. На основе информации, собранной во время плена, он издает книгу под названием «Четырнадцать месяцев плена у туркменцев». Он с большим удивлением отметил, что среди туркмен бахши пользуются большим уважением и существует традиция звать бахши, когда туркмены устраивают свадьбу.
Вильгельм Наполеонович Гартевельд, шведский студент-музыкант, дирижер, композитор, родился 5 апреля 1859 года в Стокгольме, Швеция. Учился в Лейпцигской консерватории. После окончания консерватории в 1882 году уехал в Россию. Свое произведение «Летучая музыка» он пишет в Московском театре. В 1894 году Гартевельд создал оперу «Песнь о величайшей любви» по рассказу Тургенова. Большого успеха композитору опера не принесла. Начало его популярности связано с путешествиями по XX веку.
В начале 20 века Гартевельд путешествовал по многим странам, чтобы собрать информацию о музыкальном искусстве. По итогам поездки в Туркменистан в 1913 году композитор издал книгу «Среди сыпучих песков и отрубленных голов». Книга содержит интересную информацию о туркменской музыке. Композитор записал ряд туркменских песен.
Во время поездки Гартевельда в Туркменистан Федор Андреевич Михайлов был главой Ашхабадского уезда. 5 января 1913 года, когда композитор встретился с главой района, Ф. А. Михайлов сообщил, что устроит в своем доме вечер с пениями бахши родом племени теке. В результате Гартевельд записал несколько туркменских песен и высказал в своей книге следующую информацию: «Ни один туркменский праздник не обходится без музыки. Они рождаются с музыкой и живут музыкой. В результате поездки мне представилась возможность послушать в Ашхабаде две известные народные песни. 5 января в 18:00 мы пошли в дом главы района Михайлова послушать вечер бахши. Я видел там несколько людей Российско-Ашхабадского общества, а также певцов и музыкантов. Мы, европейцы, перешли к красиво приготовленному чаю. Именно на этот стол я положил чистый лист бумаги, на котором собирался написать песню.
Два теке бахши сидели друг против друга на востоке. У каждого из них был инструмент дутар. Они также играли на этом инструменте свою музыку. Музыканты сидели в углу дома с длинными бамбуковыми флейтами в руках. После того, как песня закончилась, музыканты отдохнули. А когда бакши пели, они брали в руки свистульки. Таким образом, была исполнена вокально-инструментальная песня.
Обеим певцам (бахши) было около 30 лет. Они выглядели красиво и красиво в своих праздничных нарядах, а именно шелковых халатах и маленьких шапочках (тельпеках). Кроме них, рядом с ними сидели еще 5-6 туркменских парней. Самое главное, они уважали бахши и их песни. Рядом с ними на полу стояла чашка зеленого чая. Они часто пили этот чай. Я никогда не видел таких певцов, который говорил и пел бы с такой страстью и энтузиазмом, как эти два певца. Могу с уверенностью сказать, что ни один европейский певец не сможет исполнять песни в стиле туркменского пения. Когда бахши начинают петь, их лица проясняются еще сильнее. Они сидят, играют музыку и показывают своими песнями. Но что привлекло мое внимание, так это то, что голос всегда сохранял одно и то же звучание. Я никогда не слышал такого огромного голоса. Звук не был приглушенным и искусственным, а исходил из утробы. После окончания каждой песни они подходили к бакши и вытирали ему лицо. Они спели мне свои самые известные песни. Среди них: «Гранатовое дерево», «Досмямемет и Биби» (о девушке по имени Биби и ее смерти), «Гюльмяммет и Гульсейда», «Шасенем-Гарып». «Айджамал». Эти песни существенно отличаются от музыки кавказских и русских народов. В основном тема песен была о жизни, героизме и любви.
Музыканты на трубах играли стоя, а иногда кланялись друг другу и нам. Их лица были суровы и внимательны. Эти музыканты исполнили свадебную песню «Молодая невеста» (Курте гейми). Мне очень понравилось то, что я слушал. Я наслаждался этим не только ушами, но и глазами».
Путешественники, посетившие туркменские земли в конце XIX века, описывают в своих воспоминаниях интересные и ценные сведения о туркменском музыкальном искусстве.
Библиографический список
- Гартевельд В.Н. Среди сыпучих песков и отрубленных голов. Путевые очерки Туркестана. Изд. I. A. Маевскаго. Москва, 1913.
- Успенский В.А., Беляев В.М. Туркменская музыка. т. 1. Москва., 1928.
- Genri de Blokwil. Türkmenleriňkide ýesirlikde. Aşgabat, 1992.
- Arminus Vambery. Bir sahte dervişin orta asiya gezisi. (N. Ahmet Özalp). -Istanbul, 1993.