КРУПНЕЙШИЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ IT-КОМПАНИИ США

Виноградова Дарья Валерьевна
Казанский (Приволжский) федеральный университет
студентка 3 курса, Институт международных отношений

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Виноградова Д.В. Крупнейшие транснациональные IT-компании США // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/04/101895 (дата обращения: 23.04.2025).

Говоря об активно развивающейся IT-индустрии, стоит выделить две наиболее известные на сегодня транснациональные корпорации, которые достигли больших успехов в этой сфере: «Microsoft» и «Apple». Начать стоит по нашему мнению с корпорации «Microsoft». Корпорация «Microsoft» имеющая за своими плечами длительную историю существования (корпорация была создана в 1975 году Биллом Гейтсом и Полом Алленом) на сегодняшний день известна более чем по всему миру за счет филиалов и офисов, расположенных в 40 странах мира.

Она является мировым лидером в сфере разработки программного обеспечения, в сфере предоставления и разработки интернет-технологий для персональных пользователей и других компаний.  В состав разрабатываемого программного обеспечения компании входят: операционные системы, серверные приложения для клиент-серверных сред, настольные бизнес-приложения и офисные приложения для работы пользователей, интерактивные программы и игры, средства для работы в сети Интернет и инструменты разработки программного обеспечения.  Но в чем же секрет успешности маркетинговой стратегии «Microsoft»? Стоит сказать, что корпорация огромное внимание уделяет разработке новейших информационных технологий.  Продукты данной корпорации переведены на 25 языков мира.  Для продажи своего товара потребителю, «Microsoft» решает множество непростых задач, среди которых: знание потребности покупателя, выпуск нужных товаров потребителю и их умелое предложение на рынке, корпорация использует самые разные способы распространения своих маркетинговых сообщений.  В основе успешной маркетинговой стратегии «Microsoft» лежит 6 принципов:

1) Инвестировать в научные исследования больше, чем все остальные;

2) Передовые технологии формируют будущее;

3) Развивать капитал интеллектуальной собственности;

4) Обучение– это признак «умной организации», элемент, обеспечивающий постоянное совершенствование ее внутренних процессов;

5) «Сиди и думай» (Принцип, разработанный Билом Гейтсом, который основан выплате денег людям для того, что они со слов самого Била Гейтса «сидели и думали»);

6) «Заимствуй и приспосабливай».  В адрес корпорации часто звучат обвинения в плагиате и копировании продукций и идей, и что сама корпорация строит свою репутацию новатора за счет других.  Однако со слов самих руководителей корпорации она не копирует или ворует идеи, а распознает и развивает их потенциал в продаже на рынке.

Данные принципы, положенные в основу маркетинга данной корпорации дают свои плоды, согласно данным с 24 января 2023 года общая капитализация самой корпорации на торгах составила порядка 3 трлн. долларов, единственной компаний, чей уровень капитализации смог подняться выше этой отметки является корпорация «Apple», ей удалось это сделать в конце июня 2023 года.

Переходя к корпорации «Apple», можно выделить следующие моменты: данная корпорация, как и корпорация «Microsoft» осуществляет разработку и производство программного обеспечения, оборудования. Как заявляют Федотов Д.А., и Охотникова Л.В в своей работе: «Apple-лучший пример стратегий производства и продаж». Компания была основана в 1976 году Стивом Джобсом и Стивом Возняком в Калифорнии. Отличительной особенностью маркетинговой стратегии компании является превосходный уровень клиентоориентированности компании, хороший уровень обслуживания клиентов стал золотым стандартом. Однако выделить можно далеко не только это:

1)    В процессе создания своих продуктов корпорация придерживается принципа «разработка продуктов как для самих себя», суть принципа заключается в проецировании ситуации использования этих продуктов самими сотрудниками корпорации в повседневной жизни;

2)    Разработанные продукты корпорации должны быть крайне простые и не сложные в процессе эксплуатации потребителем, легкими для понимания и обучения;

В своей сфере деятельности компания значительно опережает своих конкурентов на годы (за исключением корпорации «Microsoft»). Те продукты компаний, которые только находятся на стадии формирования уже разработаны корпорацией «Apple» процент общих затрат компании на рекламу и маркетинг гораздо выше, чем у остальных корпораций, например «Microsoft» выделяет всего 11% от своих общих затрат  (Тем самым Apple пытается воспользоваться своим главным преимуществом в сфере использования рекламного бюджета и настройками каналов дистрибьюции чтобы выровняться в показателях финансовой успешности со своим главным конкурентом «Microsoft», однако пока это безуспешные попытки).

В результате изучения этих IT-корпораций, следует, что маркетинговые стратегии каждой изученной корпорации уникальны, непохожи друг на друга и являются продуктом разработки основателей корпораций (к примеру принципы маркетинговой стратегии компании «Microsoft» разработанные Биллом Гейтсом или принципы «Apple Inc.» основу которым положим Стив Джобс). именно уникальность и новаторство введённых и апробированных стратегий стало результатом возвышения изученных нами корпораций, однако эффективность заложенных когда-то принципов или основ маркетинговых стратегий со временем теряется, результатом чего становятся финансовые убытки на примере корпорации «Apple Inc.».  Тоже самое можно сказать и про политику в отношении расходов, выделяемых на маркетинг и продажи, абсолютно все маркетинговые стратегии корпораций за исключением стратегии «Apple Inc.» не стремятся к значительному расходованию средств на рекламу и маркетинг, так как они не являются их движущей силой.  Однако корпорация активно пользуется рекламой (рекламный бюджет используется наиболее эффективно), помимо этого корпорация пользуется широкими каналами дистрибьюции: интернет-магазины, прямые продажи, и розничные магазины.

Также корпорация активно совершенствуется в сфере инновационных технологий, активно вкладываясь наряду с «Microsoft» в сферу развития искусственного интеллекта, а также стремится расширить сферы охвата и потеснить даже своих китайских конкурентов на их собственном рынке.  Среди потребителей корпорация выбирает следующие целевые сегменты: Главным целевым сегментом являются люди со средним и высоким уровнем доходов, которым необходимо одно устройство для координации их напряженного графика, общения с коллегами, друзьями и семьей.

В корпоративном секторе главными целями корпорации являются: партнерство с операторами связи: «AT&T», «Verizon», «Sprint» и «Cellular One» и с крупными поставщиками информационных услуг, информация которых имеет большое значение для конечных пользователей. Вторая цель – средние корпорации, которым необходимо, чтобы руководители и сотрудники постоянно оставались на связи и имели доступ к критически важным данным.

Основатель компании Стив Джобс в интервью американскому журналу «Rolling Stone» в 1996 году сказал следующую цитату, заложившую будущую основу для всей маркетинговой стратегии корпорации: «Чтобы сделать качественные изменения, революционные изменения, необходима комбинация технических знаний, бизнеса, маркетинга, и культуры, которая совпадет с причиной, по которой вы создали продукт, причиной, по которой люди захотят его купить». общий процент затрат корпорации «Microsoft» на проведение маркетинга и продаж своей продукции составляет 11% или 6,25 млрд. долларов от общих затрат корпорации, что говорит о том, что сфера маркетинга играет существенную роль в жизни корпорации «Microsoft».

Корпорация «Apple Inc.». в отличии от корпорации «Microsoft»  на протяжении долгого времени сохраняла и сохраняет приверженность своему основному отличительному свойству эффективного применения рекламы и маркетинга, развития каналов дистрибьюции постоянно выделяя на   их поддержку большие средства (26% общих затрат компании), тем самым не придавая внимания или обделяя иные сферы деятельности, компания не хочет развивать или совершенствовать свою маркетинговую стратегию, менять ее по изменяющиеся условия, не хочет предпринимать какие-либо рисковые действия, считая что удержать долю рынка можно посредством значительной  финансовой поддержки рекламы и продаж.

Остальные же корпорации, как например: «Microsoft» смогли сохранить внедренные принципы маркетинговой стратегии и адаптировать их под изменяющиеся условия, в данном случае роль сыграла стремление руководства идти на риск, который в конечном счете себя окупит, это как мы можем видеть сегодня и случилось.

Будучи главным конкурентом корпорации «Apple Inc.» «Microsoft» значительно опережает компанию по уровню финансовой общей прибыли и является лидером среди остальных корпораций, главными отличительными особенностями данной корпорации является инвестирования в будущие технологии, тем самым корпорация стремится развивать сферу НИОКР, однако корпорация также адаптирует новые перспективные технологии, которые с точки зрения корпорации могут помочь занять определенную долю рынка. Большая часть современных успехов корпорации является результатом умелого преобразования заимствованных инновационных и потенциально успешных технических идей в рыночные маркетинговые стратегии, а также умелого сочетания творчества с технической проницательностью, руководство корпорации всегда шло на адекватные риски в сфере расширения и инновации своей сферы деятельности, например, в интервью Билла Гейтса, которое он дал американскому журналу «Rolling Stone», говорилось о цели перехода Майкрософт на телефоны и «облачные технологии», в частности было сказано: «Office» и другие активы «Microsoft», которые мы создали в девяностые годы и постоянно совершенствовали, прослужили долгое время. Теперь им нужно нечто большее, чем просто настройка. Но это очень интересная идея для сотрудников корпорации, которые говорят: «Нам нужно рискнуть и сделать что-то новое».  Также примером успешной реализации заимствованных инновационных и потенциально успешных технических идей корпорации является развитие своей линейки продуктов на основе технологии искусственного интеллекта «OpenAI», корпорация выделила 10 миллиардов долларов на развитие технологии, корпорация сразу же начала обновлять свою линейку продуктов с помощью инструментов, основанных на технологии «OpenAI». В сентябре 2023 года компания представила помощника на базе искусственного интеллекта «Copilot» для приложений «Windows» и «Office», которые вышли в продажу для рядовых пользователей и компаний как результат инновационной технологии. В своем опубликованном годовом отчете, компания акцентирует внимание на наступивший век искусственного интеллекта и важность AI.

Компания не столь сосредоточена на финансовой поддержке сферы маркетинга и рекламы (общий уровень затрат на эти сферы составляет 11%), сколько на инвестировании в сферу высоких технологий больше чем остальные корпорации, на обучении и приспосабливании к новым потребностям и спросам рынка, иначе говоря компания не сосредоточена на какой-то одной сфере, в которой она значительно лучше, чем остальные корпорации, наоборот корпорация стремится развиваться во всех сферах одинаково, тем самым формируя соответствующие цели разрабатываемой маркетинговой стратегии, которая приспособлена значительно лучше, и тем самым наиболее эффективная, чем маркетинговые стратегии остальных корпораций.

Однако в маркетинговой политике озвученных корпораций явления глокализации, то есть адаптации (соединения) глобального (продукция, разработкой которой занимается ТНК) и локального (экономические, культурные, социальные и политические факторы которые играют роль при реализации товара на рынке) не наблюдается или наблюдается не так очевидно. такое явление маркетинговой политики как «клиентоориентированность» наблюдается и в ходе реализации политики  «Apple Inc.», однако   «Apple Inc.», не стремится к формированию гибкой маркетинговой политики, не стремится к возможности адаптации своей цепочки производства под нужды потребителей.

Тем самым, мы можем сказать, что путем анализа и обобщения всех маркетинговых стратегий корпорация, наиболее эффективной и с нашей точки зрения маркетинговой стратегии, которая более всего способствует максимальному эффективному росту и наибольшему успеху в достижении целей компаний является стратегия «Microsoft».

Маркетинговая стратегия этой корпорации наиболее выверенная, наиболее адаптированная и инновационная. Данная маркетинговая стратегия учитывает все возможности рынка, на которые она претендует, стратегия прежде всего стремится стать лучше, чем ее аналоговые конкуренты в плане развития НИОКР, и технологий будущего, с этой целью она пока справляется намного успешней чем корпорация «Apple Inc.». Корпорация «Microsoft» учитывает все ошибки, которые совершает ее конкурент, тем самым и финансовые показатели корпорации соответственно опережают финансовые результаты корпорации «Apple Inc.»,

Исходя из полученной нами информации, можно сказать, что маркетинговые стратегии взятых нами транснациональных IT- корпораций Северной Америки уникальные и разные между собой.

Каждая маркетинговая стратегия учитывает особенности деятельности корпорации, и исходят прежде всего от основателей взятых нами корпораций. Заложенные ими принципы до сих пор составляют основу, на которой базируется вся деятельность корпораций. Однако нельзя не отметить, что заложенные принципы также становятся и причиной финансовых убытков корпораций. В связи с чем необходима их дальнейшая модернизация и адаптация под новые меняющиеся условия и требования рынка.

Маркетинговые стратегии изучаемых транснациональных корпораций также не формировались сразу, они проходили долгий путь становления и апробации, благодаря чему в конце концов и возникли всем знаменитые корпорации «Microsoft», «Apple Inc.». Они выработали свои принципы, положившие основу проводимой ими маркетинговой стратегии, каждая разработанная маркетинговая стратегия исходила из целей заложенной корпорацией, это могла быть адаптация перспективных идей способных покорить рынок («Microsoft»), изменение позиций конкурентов за счет достижения возрастного соперничества или активное продвижение линейки своей продукции за счет усиленного финансирования рекламы и маркетинга («Apple Inc.»).



Все статьи автора «Виноградова Дарья Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: