ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ В АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ИСТОРИЯ, РОЛЬ И СОВРЕМЕННЫЕ ЧЕРТЫ

Копытина Карина Сергеевна
Казанский (Приволжский) федеральный университет
бакалавр направления «Зарубежное регионоведение» Института международных отношений

Аннотация
Данная научная статья рассматривает историю, роль и современные черты транснациональных корпораций в автомобильной промышленности. С учетом быстрого развития глобализации и международной торговли, транснациональные корпорации стали ключевыми игроками в автомобильной отрасли. Статья охватывает период с появления первых транснациональных корпораций в автомобильной промышленности до настоящего времени. Историческое исследование позволяет более глубоко понять эволюцию их роли в сфере производства автомобилей и влияние на глобальную экономику. Цель данного исследования - проанализировать современные черты транснациональных корпораций в автомобильной промышленности. Особое внимание уделяется стратегии и деятельности этих компаний на международном уровне, включая их вовлеченность в глобальные цепочки поставок, международное сотрудничество и институциональные отношения. Анализируются также влияние транснациональных корпораций на технологические инновации, сборочные процессы и маркетинговые стратегии в автомобильной промышленности. Научная статья использует различные методы исследования, включая исторический анализ, эмпирическое исследование и сравнительный анализ данных. Это позволяет получить полную картину о роли и влиянии транснациональных корпораций в автомобильной промышленности. Результаты исследования представляют значение для академического сообщества и практической сферы. Познание истории, роли и современных черт транснациональных корпораций в автомобильной промышленности сможет способствовать улучшению политики и практики в сфере международного бизнеса и созданию более устойчивой и конкурентоспособной автомобильной отрасли.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Копытина К.С. Транснациональные корпорации в автомобильной промышленности: история, роль и современные черты // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/04/101855 (дата обращения: 24.07.2024).

Понятие Транснациональных корпораций (ТНК), которое в течение полувека активно употребляется специалистами экономического профиля, в последние годы всё чаще используется исследователями в совершенно разных научных отраслях: политологами, юристами, социологами, историками, философами и др. Согласно определению, данному Шагуриным С.В. и Шимко П.Д. «Транснациональная корпорация — это комплекс, использующий в своей деятельности международный подход и предполагающий формирование транснационального производственного, торгового и финансового комплекса с единым центром принятия решений в стране базирования и с филиалами в других странах»[1].

Во время глобализации все более значимыми становятся роль и влияние транснациональных корпораций, как ключевые факторы развития экономик ведущих стран. Процесс их развития, актуальные черты и место в структуре современного общества представляют интерес не только с точки зрения экономической и социальной сферы, но и в контексте политической и культурной антропологии.

История формирования и развития транснациональных корпораций в автомобильной промышленности уходит корнями в конец XIX века, когда появились первые международные автомобильные компании. Они сыграли важную роль в становлении отрасли, определяя технологические и инновационные направления, устанавливая стандарты качества и безопасности. В ХХ веке транснациональные корпорации были двигателем глобализации автомобильного рынка, активно участвуя в международной торговле и формировании глобальных цепочек поставок.

Эволюция транснациональных корпораций в автомобильной индустрии прошла долгий путь развития, начиная с территориально-организационной структуры и приводя к новым модификациям в соответствии с изменяющимися экономическими условиями. Нужно отметить, что изменения в ТНК в Западной Европе, США и Японии были обусловлены особенностями их исторического развития в конце XIX – начале XXI вв.[2].

В целом можно выделить следующие этапы становления и развития автомобильных ТНК, каждый из которых связан с преобладанием определенного типа ТНК:

1.1886 – 1913 гг. формирование основ ТНК;

2. 1914 -1930 гг. «всемирный» тип ТНК;

3. 1931-1960 гг. мультинациональный тип ТНК;

4. 1961 -1990 гг. мультирегиональный тип ТНК;

5. после 1990 г. трансрегиональный тип.

Со второй половины 80-х годов XIX века начался новейший этап глобализации мирового производства. Первый период с 1886 по 1913 годы характеризовался тем, что компании имели территориально-организационную структуру с концентрацией производства на определенных территориях. Процесс производства автомобилей в это время был весьма ручным и трудоемким. Многие детали автомобилей изготавливались вручную, а сборка происходила на небольших заводах. Технологии были еще не совершенными, и производство автомобилей было дорогостоящим и медленным процессом. Индустриальная революция привела к увеличению производства и росту спроса на автомобили. Технологические инновации, такие как появление бензиновых двигателей (1883г.) и конвейерной ленты Генри Форда (1913г.), сыграли ключевую роль в ускорении производства и снижении издержек. В этих странах появились первые крупные автомобильные компании, такие как Ford (1903г.), General Motors (1908г.), Daimler-Benz (1886г.) и другие.

В связи с изменением экономических условий и техническим прогрессом во второй выделенный период с 1914 по 1930 годы, ТНК начали подвергать глобализации собственную деятельность, расширяя производство и диверсифицируя свои операции по всему миру. В это время автомобильная промышленность стала более организованной и механизированной, что привело к увеличению производства и снижению издержек. Были внедрены новые технологии, такие как конвейерные ленты, стандартизация деталей и процессов, что позволило существенно увеличить производительность и снизить стоимость производства автомобилей. После Первой мировой войны многие страны стали активно восстанавливать свою экономику, что способствовало увеличению спроса на автомобили. Также было заметно увеличение международной торговли и конкуренции на мировом рынке. В период с 1914 по 1930 годы автомобильная промышленность активно развивалась в США, Германии, Франции, Великобритании, Японии и других индустриально развитых странах. Появились новые крупные автомобильные компании, такие как Chrysler (1925г.), Citroën (1919г.), Nissan (тогда Datsun в 1931г.) и другие.

В третий указанный период с 1931 по 1960 годы корпорации стали более интегрированными, объединив свои производственные, технологические и организационные элементы для оптимизации эффективности и конкурентоспособности. Были внедрены новые технологии, такие как роботизированные линии сборки, компьютерное управление производственными процессами, использование новых материалов и технологий. Это позволило ещё сильнее увеличить производительность, снизить стоимость производства и повысить качество автомобилей.

В период Второй мировой войны и послевоенного восстановления многие страны нуждались в модернизации своей инфраструктуры, что способствовало увеличению спроса на автомобили. Важным фактором было также увеличение уровня жизни населения и рост городского населения, что привело к увеличению потребления автомобилей. В это время появились новые крупные автомобильные компании, такие как японская компания Toyota (1937г.) и немецкий концерн Volkswagen (1937г.) и другие, которые стали лидерами на мировом рынке автомобилестроения.

Например, в этот период машиностроительная промышленность Японии претерпела сильный скачок развития машинного производства, в результате чего она стала катализатором роста экономики государства. Япония была страной, которая с самого начала ориентировалась на экспорт своей продукции, что позволило автопроизводителям завоевать долю на мировых рынках и стать конкурентоспособными. Фактически, автомобильная промышленность Японии базировалась на массовом производстве и получила сформированный вид после окончания Второй мировой войны в течение пяти лет.

Толчком для развития автомобильной промышленности Японии также стала война в Корее в 1950-1953 годах и участие в ней Соединенных Штатов в качестве крупного заказчика оборонных заказов, причем японские компании экспортировали грузовики и некоторые легковые автомобили для поддержки вооруженных сил США.

Кроме того, уже существовали первые крупные корпорации Toyota (1937г.) и Nissan (1933г.), которые стали ведущими индустриальными компаниями и интегрировали часть своего производства в промышленные структуры других крупнейших стран[3]. При этом ведущую роль в развитии японского автомобилестроения в Японии сыграла программа восстановления американских автомобилей, которая стимулировала развитие отрасли, и позволяла восстанавливать более 4000 автомобилей ежегодно.

После 1950-х годов легковые автомобили стали производиться более интенсивно, увеличив рост поставок иномарок в разобранном виде из Японии в 40 раз, что также усилило роль японских автомобильных гигантов в мировой экономике. В 1960-е годы производители из США, Германии и Японии стали ведущими национальными компаниями в автомобильной промышленности. Toyota и Nissan заняли восьмое и девятое места в мире. Произошла консолидация компаний, работающих на рынке, что привело к транснационализации автомобильного рынка. В начале 2000-х годов 25 ведущих компаний автомобильной промышленности были включены в список 500 крупнейших ТНК мира. Так, к началу 2000-х, 25 ведущих компаний автомобильной промышленности вошли в список 500 крупнейших ТНК мира[4].

Необходимо отметить, что формирующиеся компании в автомобилестроении приняли транснациональный тип, продолжая открывать дочерние компании подразделения за рубежом, изыскивая рынки сбыта.

Четвертый этап с 1961 по 1990 годы соотносится с модернизацией ТНК на основе сочетания в себе элементов всех предыдущих этапов, а также применения гибридных моделей производства и управления, усовершенствованных с помощью применения цифровых технологий. Были внедрены новые методы производства, такие как использование роботов на производственных линиях, компьютерное моделирование и управление процессами, применение новых материалов и технологий. Рост мировой экономики, увеличение потребления, развитие новых рынков, а также изменения в законодательстве по экологии и безопасности стали ключевыми факторами в развитии автомобильной промышленности. Усиление конкуренции между автопроизводителями способствовало инновациям и улучшению качества продукции. В это время Япония стала одним из лидеров в автомобильном производстве, благодаря компаниям Toyota, Honda, Nissan. США и Германия также оставались крупными производителями автомобилей.

Концепция автомобильной промышленности после 1990 года включала в себя не только производство автомобилей, но и новые направления развития, такие как электрические и автономные автомобили. В 1990-е годы началось активное исследование и разработка электрических автомобилей как альтернативы традиционным автомобилям с двигателями внутреннего сгорания. Компании, такие как Tesla, Nissan, GM, BMW, начали выпускать электрические модели, что способствовало росту интереса к этому сегменту рынка.

По сравнению с началом развития автомобильной промышленности, когда в Соединенных Штатах насчитывалось 80 автомобильных компаний, к началу 2000-х годов из-за слияний и поглощений число таких компаний в мире сократилось до 10. Однако важно отметить, что анализ этого распределения компаний помогает делать выводы о долгосрочных тенденциях и закономерностях в отрасли. Активно меняющийся характер географических структур ТНК постепенно трансформируется, только за период 2002-2010 годов список был фактически обновлен на четверть. В 2000-х годах список гигантов автомобильной промышленности возглавляла ТНК из США – Ford Motors Company, которая стала одной из крупнейших в результате слияний и поглощений большого количества сделок.

Компании вкладывали средства в исследования по созданию автономных систем управления, что позволило появлению прототипов самоуправляемых автомобилей и тестированию таких технологий на дорогах.

На начало 21 века в списке крупнейших автомобильных компаний по размерам их параметров деятельности выделялись четыре ведущих корпорации – «Дженерал Моторс» (США), «Ford» (США), «Крайслер» (США) и «Toyota» (Япония). Суммарно их активы достигали более 900 млрд. долларов, ежегодный объем продаж составил более 600 млрд. долларов. При этом количество занятых на производстве и в процессе реализации товаров людей составило более 1,3 млн. человек[5].

Другие крупные автомобильные ТНК ограничены западноевропейскими и японскими компаниями. Позиции перечисленных выше корпораций сохраняются, но Volkswagen (Германия) занял четвертое место в 2010 году, отодвинув американскую компанию Chrysler на ступеньку ниже. Стоит также отметить, что современные лидеры автомобильной промышленности отличаются идеологией. Таким образом, крупнейшие корпорации США в большей степени ориентированы на удовлетворение потребностей национального рынка, в результате чего три четверти продаж General Motors в США приходится на внутренний рынок.

В отличие от США, японская компания Toyota продает более половины своей продукции за рубежом. Кроме того, для большинства автомобильных транснациональных корпораций показатели занятости за рубежом играют важную роль по отношению к показателю активов за рубежом.

Индекс транснационализации этих компаний недостаточно высок по сравнению с другими отраслями. Более того, стоит отметить, что он составляет около 30-35%. В то же время, для решения задач экономико-географических сравнений показателя TNK Index, который традиционно используется в отчетных и статистических публикациях, проводится дополнительный анализ сетевого распределения. По совокупному рассмотрению индекса транснационализации и распространения сети, на первое место выходят первопроходцы «Дженерал Motors» (США) и «Volkswagen» (Германия)[6].

Современные транснациональные корпорации в автомобильной промышленности сталкиваются с рядом проблем и вызовов. Во-первых, в условиях быстро меняющейся глобальной экономики они вынуждены приспосабливаться к различным рыночным условиям и потребностям стран-партнеров, что требует от них гибкости и высокой степени адаптации. Во-вторых, транснациональные корпорации сталкиваются с растущими экологическими и этическими проблемами, связанными с воздействием их производственных процессов на окружающую среду и общество в целом. В-третьих, современные транснациональные корпорации должны эффективно управлять своими глобальными цепочками поставок, что также является сложной задачей из-за географического, культурного и политического разнообразия производства и стран-партнеров. Кроме того, необходимость соблюдения международных стандартов качества и безопасности также затрагивает транснациональные корпорации в автомобильной промышленности.

Роль транснациональных немецких корпорация возрастает, опираясь на такие факторы, как: глобализация, так как с ростом глобализации и интеграции мировых рынков ТНК имеют возможность вести свою деятельность на разных рынках одновременно, обеспечивая им доступ к новым клиентам и ресурсам; управление цепочками поставок, потому что они требуют высокой степени координации и управления, которые современные ТНК могут обеспечить благодаря своим ресурсам и опыту; экологическая ответственность; вкладывание средств в развитие новых инноваций и технологий[7].

ТНК играют ключевую роль в автомобильной промышленности и продолжают активно развиваться, адаптируясь к изменяющимся условиям рынка, инвестируя в инновации и технологии, оптимизируя свои производственные процессы и уделяя большое внимание экологической устойчивости. Они оперативно справляются вызовами в условиях современной мировой экономики, используя разработку управления рисками, сотрудничая с государственными органами и оптимизируя цепочки поставок.


Библиографический список
  1. Шагурин С.В., Шимко П.Д. Экономика транснационального предприятия: Учеб. пособие для вузов. СПб.: СПбГИЭУ, 2008. С. 11. [Электронный ресурс]. URL: http://www.aup.ru/books/m664/ (дата обращения: 01.03.2024)
  2. Зименков Р.И. Новые тенденции в зарубежной деятельности американских транснациональных корпораций [Электронный ресурс] // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. №8. С.5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-tendentsii-v-zarubezhnoy-deyatelnosti-amerikanskih-transnatsionalnyh-korporatsiy (дата обращения: 01.03.2024)
  3. Атурин В.В., Королев П.А. Тенденции эволюции и формирования транснациональных корпораций в автомобильной промышленности Японии [Электронный ресурс] // Экономика и социум. 2014. №3-1 (12). С.9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-evolyutsii-i-formirovaniya-transnatsionalnyh-korporatsiy-v-avtomobilnoy-promyshlennosti-yaponii/viewer (дата обращения: 01.03.2024)
  4. Родионова И.А., Дирин Д.А. Крупнейшие транснациональные корпорации мира: Сдвиги в страновой и секторальной принадлежности [Электронный ресурс] // Географический вестник. 2023. №1 (64). С.15-16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krupneyshie-transnatsionalnye-korporatsii-mira-sdvigi-v-stranovoy-i-sektoralnoy-prinadlezhnosti(дата обращения: 01.03.2024)
  5. Синцеров Л.М. Трансформация роли транснациональных корпораций в мировом хозяйстве и сдвиги в географии прямых иностранных инвестиций // Известия РАН. Серия географическая. 2021, Т. 85, № 6. С. 819-827. [Электронный ресурс]. URL https://izvestia.igras.ru/jour/article/view/1471?locale=ru_RU (дата обращения: 01.03.2024)
  6. Кузнецов А.В. ТНК – усиление международной роли или усложнение адаптации к трендам мирового развития. [Электронный ресурс] // Мировое развитие: проблемы предсказуемости и управляемости: мат. Межд. Лихачевских чтений. СПб., 2019. С. 154-158. URL: https://www.lihachev.ru/chten/2019/plen/kuznetsovav/ (дата обращения: 01.03.2024)
  7. Пасько А.В. Особенности влияния глобализации на развитие мировой автомобильной промышленности [Электронный ресурс]. // Развитие отраслевого и регионального управления: Вестник Университета №15, 2014. С. 61-62. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vliyaniya-globalizatsii-na-razvitie-mirovoy-avtomobilnoy-promyshlennosti/viewer(дата обращения: 01.03.2024)


Все статьи автора «Копытина Карина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: