ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЛИЦЕЙСКИЙ КИНОКЛУБ «МЕЧТАТЬ! ТВОРИТЬ! ЛЮБИТЬ!»

Лобачёва Любовь Николаевна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Самарский медико-технический лицей» городского округа Самара
руководитель киноклуба «Мечтать! Творить! Любить!», учитель русского языка и литературы

Аннотация
Данная программа «Лицейский киноклуб «Мечтать! Творить! Любить!» разработана с целью формирования гражданской позиции школьника средствами кинопедагогики, приобщения обучающихся к российским традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям, с целью развития инициативности и самостоятельности обучающихся, умения работать в коллективе. Программа ориентирована на создание развивающей и воспитывающей среды в лицее. Программа адресована педагогам, классным руководителям, методистам, советникам директора по воспитанию.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Лобачёва Л.Н. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лицейский киноклуб «Мечтать! Творить! Любить!» // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/04/101805 (дата обращения: 18.04.2024).

В настоящее время государство активно проводит идею сплочения общества, происходит определение новых ориентиров и идеологии [1, п.8]. Кино способно влиять на то, как мы видим и понимаем мир, приводить к переживанию широкого спектра эмоций, открыть зрителю новые миры и дать возможность задуматься о мире, в котором мы живём. В связи с этим роль кинематографа возрастает невероятно [2, с.8]. Происходит формирование единства общества через кинопродукцию, через однозначное понимание идеологического содержания.

В основе программы лежат такие ценности, как гражданственность, справедливость, гуманизм, выбор и ответственность, права и свободы человека, приоритет духовного над материальным, высокие нравственные идеалы.

Программа «Лицейский киноклуб «Мечтать! Творить! Любить!» рассчитана на обучающихся в возрасте 11-16 лет.

При подготовке занятий важно опираться на имеющийся и приобретенный опыт обучающихся: работать в команде, выполнять конкретные поручения, распределять определенные роли и оценивать полученные результаты и т. д. Если обучающиеся заявили себя в качестве организаторов события или отдельного занятия (выступили инициаторами), то целесообразно распределить среди них посильные поручения и включить их в подготовку занятий.

Для подготовки занятий используются методики и упражнения, которые позволят обучающимся закрепить полученные ранее знания и умения: варианты разбивки на микрогруппы; комплекс упражнений на командообразование; алгоритмы подготовки коллективно-творческого дела; рекомендации по проведению анализа.

При создании программы «Лицейский киноклуб «Мечтать! Творить! Любить!» использованы материалы благотворительного проекта «Я созидаю будущее: киноуроки в школах России» [3].

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Лицейский киноклуб «Мечтать! Творить! Любить!» – социально-гуманитарная.

Актуальность программы заключается в том, что она нацелена на решение задач, определенных в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 г. № 996-р. [4, с.5] и ориентирована на приоритетные направления Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года [5].

Особое место в государственной поддержке российской культуры отведено отечественному кинематографу, так как наиболее глубоко на общественное сознание влияет именно кинематограф. Кино выступает индикатором социальных перемен и инструментом трансформации общественного сознания. Именно киноуроки помогают ребенку в процессе взросления выходить на новый уровень анализа, что является крайне важным в процессе становления человека [6].

Программа содействует приобщению детей к социально значимой деятельности, воспитанию гражданских и патриотических чувств через сохранение и развитие национальной культуры, формирует у учащихся представления о Самарской области как одном из ведущих индустриальных и культурных регионов России.

Программа предусматривает активность и самостоятельность обучающихся, сочетает индивидуальную и групповую формы работы, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, деловые игры и пр. Основная цель занятий — развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений: заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения. Дети осознают себя и свои возможности, интересы, способности, у них формируются взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее.

Активность обучающихся направлена как на себя, так и на других людей. Ученики начинают осознавать и нести ответственность за свои поступки. Деятельность с одной стороны должна отвечать потребностям обучающегося в самоутверждении, а с другой — создавать условия для развертывания отношений с товарищами и признания его реальной значимости как полноправного члена общества. Участие в такой деятельности обеспечивает признание взрослых и в то же время создает возможности для построения разнообразных отношений со сверстниками.

Нормативными основаниями для создания программы являются:

  • Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Концепция развития дополнительного образования в РФ (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-Р)
  • Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.15 г. № 996-Р)
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
  • Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. N 467)
  • Постановление Правительства Самарской области от 12.07.2017 г. N 441 «О Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года»
  • Устав МБОУ СМТЛ г.о. Самара

Новизна программы состоит в том, что она разработана с учётом современных тенденций в образовании.

Занятия по программе проходят по следующим направлениям:

- познавательная деятельность,

- исследовательская деятельность,

- творческая и поисково-практическая деятельность.

Данные направления деятельности позволяют обучающимся выразить себя, найти поле деятельности, прожить ситуацию успеха, приобрести положительный социальный опыт – всё то, что формирует активную гражданскую позицию.

Направления деятельности формируют модульный способ построения программы и позволяют выстраивать индивидуальные образовательные маршруты с учетом возможностей и интересов каждого ребенка.

Программа состоит из трех модулей:

Модуль 1 «Постигаем непостижимое» (познавательная деятельность)

Модуль 2 «Заглядываем в будущее» (исследовательская деятельность)

Модуль3 «Расширяем горизонты» (творческая, поисково-практическая деятельность)

Применяется разноуровневый подход, учитывающий индивидуальные и психовозрастные особенности обучающихся.

Новизна программы «Лицейский киноклуб «Мечтать! Творить! Любить!» заключается также в том, что:

  • позволяет организовать воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях в увлекательной интерактивной форме;
  • позволяет создать цифровой школьный контент как часть цифровой образовательной среды для воспитательных мероприятий (внеурочных занятий «Разговоры о важном», «Россия – мои горизонты», фестиваль лицейских побед «Звездный круг», мероприятий, посвященным Героям и памятным датам России и др.).

Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной программы «Лицейский киноклуб «Мечтать! Творить! Любить!» является проведение социальных практик, реализуемых в соответствии с тематикой просмотренных фильмов.

Социальная практика – общественно полезное дело, позволяющее проявить раскрываемое в фильме качество личности после просмотра фильма и обсуждения ситуаций и поведения героев. Цель социальных практик – создание условий для развития у детей и подростков понимания и принятия ценности созидательных качеств личности, формирования потребности в проявлении продуктивной социальной активности.

Педагогическая целесообразность заключается в деятельностном подходе, применяемом на занятиях. Проведение социальных практик, инициирование общественно полезных дел направлено на воспитание у лицеистов инициативности, ответственности, созидательности – качеств, направленных на формирование гражданской позиции.

В программу «Лицейский киноклуб «Мечтать! Творить! Любить!» включены коллективные занятия, развивающие коммуникативные навыки и способность работать в команде. В ходе занятий используются мультимедийные презентации, различные игры, викторины.

В основу программы «Лицейский киноклуб «Мечтать! Творить! Любить!» заложены следующие принципы.

Принцип сознательности выражается в стремлении принести как можно больше пользы обществу.

Принцип открытости и сотрудничества ориентирует педагога на обеспечение взаимодействия, на достижение общих результатов в процессе совместной деятельности и на обеспечение партнерства учащихся с социокультурными и общественными организациями, что расширяет их связи с окружающим социумом.

Принцип теории нравственного воспитания школьников (Б.Т. Лихачев, Н. Е. Щуркова и другие).

Принцип природосообразности, сущность которого состоит в том, что в воспитании не должно быть ничего надуманного, внешнего, чуждого природе человека.

Принцип самостоятельности и активности состоит в том, чтобы создать условия для личного осознания учащимися требований не по принуждению, а из желания и стремления самосовершенствоваться, участвовать в улучшении окружающей жизни, делать благо для людей и общества.

Целевая аудитория

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 11– 16 лет. Дети этого возраста очень активны. Этот возрастной период характеризуется высокой способностью быстро овладевать теми или иными видами деятельности и определяет большие потенциальные возможности развития, понимать законы последовательности и последствия, имеют хорошее историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния.

Важно научить не изолировать себя от сверстников, а помогать, сопереживать другим людям, быть дружелюбным. На занятиях по программе «Лицейский киноклуб «Мечтать! Творить! Любить!» чередуются разные формы деятельности. Активно используются внеаудиторные виды занятий: тематические прогулки и поездки, экскурсии в музейные и выставочные комплексы, встречи со значимыми людьми.

При комплектовании учебных групп можно формировать как одновозрастные, так и разновозрастные группы.

Форма обучения, сроки реализации, формы и режим занятий

Форма обучения – очная. При необходимости возможно применение дистанционных технологий с использованием электронных образовательных ресурсов. Программа рассчитана на полную реализацию в течение одного года, объем – 68 часов.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу.

Форма организации деятельности – групповая, наполняемость учебных групп 15-20 человек.

Формы занятий:

  • кинопросмотр,
  • киноурок,
  • обсуждение,
  • беседа,
  • дискуссия,
  • лекция,
  • экскурсия,
  • практика,
  • социальная практика.

Формы деятельности киноклуба «Мечтать! Творить! Любить!» предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную и  групповую работы, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр.

Предусмотрены теоретические занятия, просмотр кинофильмов, кинофрагментов, их обсуждение. Структура занятий может включать чтение произведений, предварительную беседу с презентацией, просмотр фильма, обсуждение, во время которого решаются поставленные педагогом задачи, и рефлексию. Кинорепертуар может варьироваться в зависимости от изучения произведений на уроках литературы, истории, МХК, от новинок в кинематографе, потребностей времени, а так же заявок школьников, педагогов и родителей.

Цель – создание условий для формирования гражданской позиции школьника, воспитания социально ответственной личности на основе гражданских ценностей (заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения) средствами кинопедагогики.

Задачи программы:

Образовательные (обучающие)

Стартовый уровень:

1. Привлечь внимание к киноискусству с целью обогащения знаний, расширяющих кругозор учеников, об истории, культурно-историческом наследии российского кинематографа.

2. Сформировать представление о ценности и возможностях произведений российского кинематографа.

3. Познакомить с различными аспектами киноиндустрии, обогащая знания обучающихся о российском и мировом кинематографе.

Базовый уровень:

1. Привлечь учеников к активному и осознанному изучению мира кино и его истории.

2. Расширить киноэрудицию учеников путем ознакомления с различными жанрами, стилями, технологиями создания кинопродукции.

3. Сформировать умение организовывать показ, обсуждать и анализировать произведения киноискусства.

4. Повысить мотивацию к обучению и вовлеченности в воспитательный процесс.

Углубленный уровень:

1. Расширить кинематографические исследования, стимулируя и развивая творческое мышление.

2. Предоставить возможность для практического опыта и взаимодействуя с профессионалами данной отрасли.

3. Создать возможность разработать и реализовать собственный кинопроект.

4. Сформировать умение использовать полученные знания в практической деятельности.

Развивающие:

Стартовый уровень:

1. Развить интерес к изучению российского кинематографа.

2. Развивать критическое мышление, коммуникативные навыки.

3.  Развивать познавательный интерес к окружающему миру.

Базовый уровень:

1. Развивать аналитические способности учеников.

2. Способствовать творческому самовыражению, организуя мастер-классы по аспектам киноискусства с целью развития творческого потенциала участников.

3. Развивать самостоятельность, наблюдательность, творческие способности.

Углубленный уровень:

1. Продолжить развитие у обучающихся инициативности, самостоятельности, самопознания, ответственности, умения работать в коллективе.

2. Стимулировать развитие гражданского самосознания учащихся.

Воспитательные

Стартовый уровень:

1. Воспитать бережное отношение к природному и культурному богатству России.

2. Создать условия для развития наставничества.

3. Укреплять веру в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

Базовый уровень:

1. Создать условия для усвоения обучающимися социальных норм, духовно-нравственных ценностей, традиций.

2. Создать условия для развития наставничества с целью поддержки общественных инициатив и проектов.

3. Воспитать уважение к российской истории и культуре, мировым культурным ценностям.

Углубленный уровень:

1. Воспитать чувство гражданственности, патриотизма – чувство гордости за родной край, его наследие и достижения выдающихся россиян.

2. Воспитать свободолюбие как способность к гражданскому сознательному личностному, профессиональному самоопределению

3. Воспитать моральную ответственность личности перед семьей, обществом, Россией.

Ожидаемые результаты освоения программы «Лицейский киноклуб «Мечтать! Творить! Любить!»

Таблица 1

Направление

Ожидаемые результаты

Гражданское воспитание:

Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.

Патриотическое воспитание:

Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном обществе, проявление интереса к исследованию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, к истории.

Духовно-нравственное воспитание

Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, возникающих в процессе реализации проектов или исследований, осознание важности морально-этических принципов в деятельности исследователя;

свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Физическое воспитание

Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание последствий и неприятие вредных привычек, способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других без осуждения;

умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;

сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудовое воспитание

Осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды

Освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать свои идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.

Предметные:

  • понимание и анализ кинематографических произведений;
  • развитие навыков критического мышления;
  • умение проводить анализ содержания структуры фильмов;
  • расширение кругозора обучающихся;
  • обогащение культурного опыта

Личностные:

  • гражданская идентичность обучающихся;
  • чувство любви к родной стране, к её природе, культуре, истории, традициям;
  • чувство гордости за свою страну и малую родину;
  • положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
  • осознанность в отношении к себе как к индивидуальности, как к члену общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям.

Метапредметные

- познавательные:

  • анализировать информацию;
  • преобразовывать познавательную задачу в практическую;
  • выделять главное, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения;
  • прогнозировать результат.

-регулятивные:

  • планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
  • понимать причины успеха/неуспеха деятельности;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку педагогов, товарищей и родителей;
  • готовность оценивать свой труд, принимать оценки одноклассников, педагогов, родителей.

-коммуникативные:

  • приходить к общему решению в совместной работе;
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Критерии оценки знаний, умений, навыков при освоении программы

Для того, чтобы оценить усвоение программы, в течение года используются следующие методы диагностики: собеседование, наблюдение, анкетирование, выполнение отдельных творческих заданий (социальные практики), участие в конкурсах разного уровня.

Анализ результатов диагностики позволит педагогу подобрать эффективные способы организации детского коллектива, определить перспективу развития образовательного процесса.

Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения прогностической, итоговой диагностики обучающихся

Формы подведения итогов реализации программы «Лицейский киноклуб «Мечтать! Творить! Любить!»:

Собеседование

Наблюдение

Интерактивное занятие

Анкетирование

Выполнение творческих заданий

Инициирование и проведение социальных практик

Участие в конкурсах в течение года

Социальные партнеры и воспитательный потенциал программы «Лицейский киноклуб «Мечтать! Творить! Любить!»

Образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства.

Программа «Лицейский киноклуб «Мечтать! Творить! Любить!»

предполагает объединение усилий образования и культуры, направленности согласованных действий в достижении задач воспитания подрастающего поколения и создание развивающей комфортной среды, где созданы условия для формирования личной ответственности и социальной и интеллектуальной компетентности.

Программа «Лицейский киноклуб «Мечтать! Творить! Любить!» реализуется в форме сетевого взаимодействия с организациями сферы культуры и различными детскими общественными организациями. Разработана модель взаимодействия всех участников: обучающиеся, родители, педагоги лицея, сотрудники библиотек, музеев, кинотеатров.

Киноклуб «Мечтать! Творить! Любить!» в системе воспитательной работы МАОУ СМТЛ г.о. Самара

Схема 1

Перед реализацией Программы «Лицейский киноклуб «Мечтать! Творить! Любить!» проходит знакомство родителей (законных представителей) с содержанием занятий с целью согласовать возможность их участия. Помощь со стороны родителей будет необходима при совместном обсуждении фильмов, проведении акций, социальных практик. Важно, чтобы информация, которую дети получают в рамках занятий, была повторно обсуждена и закреплена в семье, что обеспечит более качественный воспитательный эффект от события. Родители (законные представители) могут принимать посильное участие в подготовке и проведении занятий: выступать в качестве экспертов (если родители являются специалистами в какой-либо из сфер), членов жюри (командная игра), активных участников, зрителей. Также рекомендуется познакомить родителей с полезным медиаконтентом для совместного просмотра с детьми и последующего обсуждения.

В событиях учащийся преобразовывает персональный социальный опыт на личные установки и позиции, включается в многообразные социальные связи, является исполнителем разных ролевых функций, тем самым преобразует окружающее общество и себя. Участие в такого рода событиях обеспечивает активную социализацию ребенка.

Киноклуб «Мечтать! Творить! Любить!» в системе работы с социальными партнёрами

Схема 2

Таблица 2. Учебный план

Название модуля

Количество часов

Теория Практика

Всего

1

  1. «Постигаем непостижимое» – познавательная деятельность.

10ч

10ч

20ч

2

  1. «Заглядываем в будущее» – исследовательская, экскурсионная деятельность.

12ч

21ч

3

«Расширяем горизонты» – творческая, практическая деятельность.

22ч

27ч

ИТОГО

24ч

44ч

68ч

Модуль 1 «Постигаем непостижимое» – познавательная деятельность

Цель модуля:
активизация познавательной деятельности обучающихся через создание условий для формирования интереса к кинотворчеству, через приобщение к отечественной культуре, формирующей гражданскую позицию.

Таблица 3. Задачи модуля 1 

Сформировать:

Обучить:

Познакомить:

  • умение применять формы работы, стимулирующие познавательную мотивацию;
  • умение вести дискуссии, которые дают возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
  • умение организовывать шефство над младшими школьниками, дающее социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.
  • работе с получаемой социально значимой информацией,
  • инициированию обсуждения полученной информации,
  • Умению высказывания учащимися своего мнения, выработки своего отношения к проблеме.


  • с обсуждаемой на занятии информацией, нацеленной на воспитание чувств и разговор о проблемах нашей жизни;
  • с примерами ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности через подобранные по теме киноурока проблемные ситуации для обсуждения.

Таблица 4. Ожидаемые результаты модуля 1

сформированы

обучены

ознакомлены

- умение ориентироваться в потоке современной видео- и телеинформации,

- такие компоненты мировоззрения детей, как нравственные и эстетические взгляды,

- способность воспринимать экранные произведения адекватно замыслу их авторов.

- анализировать информацию с учетом специфики аудиовизуального языка,

- ориентироваться в жанровом многообразии советского кинематографа;

- анализировать экранные произведения,

-совершенствовать рефлексирующее мышление (предмет рефлексии – ценностные ориентации создателей экранных произведений и самих ребят)

с эстетической культурой, предпосылками целостного художественного восприятия;

с основной терминологией искусства кинематографа.

Таблица 5. Учебно-тематический план модуля 1 «Постигаем непостижимое» – познавательная деятельность

№ п/п

Тема Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

Всего

1

Введение в программу

1

1

2

Наблюдение

2

Из истории кино

1

1

2

Беседа.

3

Беседы о кинематографе

5

5

10

Беседа.

Творческое задание.

4

Культура экрана

3

3

6

Беседа.

Творческое задание.

ИТОГО

10

10

20

Содержание модуля 1 «Постигаем непостижимое» – познавательная деятельность

Тема 1. Введение в программу

Теория: вводное занятие. Создание и проведение опроса. Анкетирование. Техника безопасности при работе с ТСО.

Практика: Обработка и анализ результата.

Тема2. Беседы о кинематографе

Теория.
Из истории кино. Рождение синематографа. Братья Луи и Огюст Люмьеры. Жорж Мильес. Игровое кино. Немое кино. Чарли Чаплин. Создание «Голливуда». Звуковое кино. Рождение телевидения.

Фильм и зритель. Умение прочитывать емкую информацию мировоззренческого характера, содержащуюся в образно-художественной форме, выявлять в структуре произведения авторскую позицию, оценивать события, характеры героев, внутреннюю связь эпизодов, их монтажную организацию, композицию кадра, звуковой ряд. Сложность и многоуровневость художественного восприятия произведений экрана. Понятие конфликта. Конфликт внутренний и внешний. Сценарии реальных жизненных противоречий. Жанры фильмов, роль и значение кинематографа в жизни людей.

Экранизация литературных произведений. Специфика литературы — изображающее слово, специфика кино — изображаемое слово; словесный образ в литературе и
образ слова в кино.

Язык кино, эстетическое восприятие зрителя. Авторская идея в экранном произведении. Художественное совершенство, воплощение идеи, мастерство автора экранного произведения. Эмоциональное воздействие на зрителя. Различие принципов изображения в литературном произведении и кинематографической ленте. Просмотр экранизаций произведений А.Пушкина, Н.Гоголя, Куприна, Шекспира и др. (По школьной программе предмета «Литература»).

Документальное кино. Различие хроники и документального кино. Различные жанры: очерк, портрет, событийный, обзорный, проблемный. Знакомство с фильмами «Легко ли быть молодым» (реж. Ю. Подниекс), «Обыкновенный фашизм» (реж. М.Ромм). Знакомство с циклами телевизионных передач «Пушкин и судьба русской культуры» и др. Взаимопонимание автора и зрителя. Экранизация в кино и на телевидении. Монтажное мышление.

Практика: написание небольшого сценария на любую значимую тему; словесное озвучивание — импровизация готового видеоряда. Рассказ с телекамерой в руках о событиях в лицее.

Тема3. Культура экрана.

Теория. Человек и культура: возникновение культуры, определение культуры, типы культур. Роль культуры в жизни человека. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Диалог культур. Молодежная субкультура. Массовая и элитарная культура. Семейная память, народная память, культурная память. Значение знаний киноязыка для современного человека, формирование высокой экранной культуры.

Культура нашего Отечества. Бесконечность проявлений культуры: культура человечества, культура разных эпох, народов, культура личности. Национальные особенности развития культуры. Отличие русской культуры от культур других народов. Патриотизм истинный и ложный. Недопустимость национализма, шовинизма. Рассматриваются картины разных течений и различного киноязыка, но связанных общей темой формирования гражданской позиции личности.

Практика: создание фотофильма(презентации) о семье, о культуре родного края. Обсуждение, беседа по идейному содержанию фильмов, разбор персонажей; образы главных героев фильма.

Модуль 2 «Заглядываем в будущее» – исследовательская, экскурсионная деятельность.

Цель модуля: расширение кругозора учащихся в области кинематографии через проектную исследовательскую деятельность. Приобщение к исследовательской и экскурсионной деятельности социальной направленности, формирующей гражданскую позицию средствами кинотехнологий.

Таблица 6. Задачи модуля 2 

Сформировать:

Обучить:

Познакомить:

  • умение организовывать исследовательскую деятельность, дающую социально значимый опыт сотрудничества;
  • аналитический навык, развивающий творческий потенциал, формирующий навык чтения кинообраза;
  • навык групповой работы, взаимодействия с другими людьми;
  • навык
    уважительного отношения к чужим идеям.
  • анализу контекста и возможного сценария развития событий;
  • основам исследования с помощью современных технологий;
  • обучить планированию действий при разработке собственных проектов.


  • с примерами проектов и исследований, направленных на решение социальных проблем, формирование компетенций, необходимых для успешного становления в современном мире.


Таблица 7. Ожидаемые результаты модуля 2

сформированы

обучены

ознакомлены

- навыки организации исследования по кинематографической тематике,

- навыки работы индивидуально и в группах,

- навыки организации экскурсионной деятельности кинематографической направленности при взаимодействии с людьми разного возраста.

- основам современных технологий, применяемых в исследовательской деятельности,

- умению извлекать важную информацию для создания социальных практик, направленных на развитие лучших человеческих качеств и гражданского общества,

- совершенствованию взаимодействия с людьми разного возраста.

с методами исследовательской и экскурсионной деятельности в рамках работы лицейского киноклуба;

с понятием «Золотой фонд» кинематографа и литературы.

Таблица 8. Учебно-тематический план модуля 2 «Заглядываем в будущее» (исследовательская, экскурсионная деятельность)

№ п/п

Тема

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

Всего

1

Основные элементы экранного языка.

2

4

6

Наблюдение

2

По знакомым местам глазами кинематографиста.

4

5

9

Беседа.

Творческое задание.

3

Исследование восприятия экранного произведения.

3

3

6

Беседа.

Творческое задание.

ИТОГО

9

12

21

Содержание модуля 2 «Заглядываем в будущее» (исследовательская, экскурсионная деятельность)

Тема 1.

Теория:
Основные элементы экранного языка

Исследование основных элементов экранного языка: план, ракурс, кадр, монтаж как принцип кинематографического мышления. Кинематографический план. Изобразительная и выразительная специфика общего, среднего и крупного планов. Деталь. Ракурс как средство операторского искусства. Кинокадр. Композиция кадра. План и фон —элементы композиции кинокадра. Цвет на экране. Цвет и действие. Цвет и Характер героя. Символическое звучание цвета. Монтаж как принцип кинематографического мышления. Монтажные построения произведениях разных искусств. Историческое возникновение монтажа в кино. Краткая характеристика монтажных теорий С. Эйзенштейна, В. Пудовкина, Д. Вертова, М. Ромма. Структура сценария. Его композиция. Замысел, тема, идея. Фабула сценария — состав событий, событийный ряд.

Практика: взгляд через камеру на одного человека и на группу людей. Трансформация реальности через отбор. Создание видеозарисовок «Портрет друга», «Настроение» и др. Опыты самостоятельной видеосъемки, написание киносценариев, которые помогут глубже воспринимать представления об основных элементах киноязыка.
Создание киноурока-игры по фильму «Александр Невский».

Тема 2. По знакомым местам глазами кинематографиста.

Монтаж как способ организации в фильме, литературном произведении, проектной работе. Монтажный ритм. Монтаж событийно-логический, монтаж по ассоциациям, по контрасту. Классификация монтажа по В. Пудовкину (параллелизм, уподобление, одновременность, лейтмотив); по С.Эйзенштейну (метрический, ритмический, тональный, интеллектуальный, параллельный ходу событий, параллельный представлению). Образность монтажа.

Практическая работа: «Фильм для всех» и «фильм для каждого» — возможная двойная характеристика одного и того же фильма.

Тема 3. Теория. Исследование восприятия экранного произведения.

Своеобразие восприятия экранного произведения разными группами. Роль возраста, жизненного и общеэстетического опыта, вкусов, привычек, системы ценностей личности в процессе восприятия.

Умение прочитывать емкую информацию мировоззренческого характера, содержащуюся в опосредованной, образно-художественной форме в экранных произведениях.

Практика: встречи со значимыми людьми. Просмотры, обсуждения фильмов о родном крае. Проектные работы. Участие в конкурсах.

Модуль 3 «Расширяем горизонты» – творческая, поисково-практическая деятельность.

Цель модуля 3: создание условий для развития у детей и подростков понимания и принятия ценности созидательных качеств личности, формирования потребности в проявлении социальной активности. Получение опыта выполнения социальных практик является важным условием укрепления гражданской идентичности и нравственных ценностей.

Таблица 9. Задачи модуля 3 

Сформировать:

Обучить:

Познакомить:

  • умение выстраивать взаимодействие с общественными организациями и объединениями, деятельность которых направлена на решение социально значимых задач;
  • желание соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, поддерживающие доброжелательную атмосферу;

  • умение работать над созданием социальных практик для младших школьников и ровесников;
  • умению делать осознанный выбор в разных сферах жизни.
  • инициированию и поддержке социально значимой деятельности (благоустройство территорий, волонтерская адресная помощь ветеранам и пенсионерам, проведение культурных, досуговых мероприятий для различных групп населения).

  • с примерами ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности через подобранные по теме киноурока проблемные ситуации для обсуждения последующих социальных практик;
  • с опытом участия в командных формах социально ориентированной деятельности;

  • с методиками, технологиями, которые формирования нравственные качества личности.

Таблица 10. Ожидаемые результаты модуля 3

сформированы

обучены

ознакомлены

- важные для жизни социальные умения: умение проявлять свою позицию в поведении, общении, в отношении к людям;

способность воспринимать экранные произведения адекватно замыслу их авторов.

- анализу информации с целью создания общественно значимой деятельности (заботиться о других и организовывать свою деятельность, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения);

- умению удовлетворять свои потребности в творчестве и выражении гражданской, общественной позиции.

с правилами организации социальных практик и приемами их проведения.

Таблица 11. Учебно-тематический план модуля 3 «Расширяем горизонты» (творческая, поисково-практическая деятельность).

№ п/п

Тема

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

Всего

1

Познание себя через кинематограф. Определение направлений деятельности.

1

5

6

Собеседование

2

Кино как побуждение к действию

2

5

7

Выполнение творческих заданий

3

Шаги к добру

2

12

14

Проведение социальных практик.

Участие в конкурсах.

ИТОГО

5

22

27

Содержание модуля 3 «Расширяем горизонты» (творческая, поисково-практическая деятельность).

Тема 1. Познание себя через кинематограф. Определение направлений деятельности.

Теория:
Актуальные социальные и нравственные проблемы современного мира. Разные виды коммуникации: «через всех к каждому» и «через каждого ко всем».

Практика: Просмотр и обсуждение фильмов, представленных во Всеросссийском проекте «Киноуроки в школах России и мира» с целью дальнейшей работы по формированию качеств, представленных в фильме.

Тема 2. Кино как побуждение к действию.

Теория. Кино как наиболее массовое искусство. Кино и телевидение в современную эпоху как новый, аудиовизуальный язык человечества.

Практика: Подбор репертуара. Обсуждение и выбор фильмов, позволяющих инициировать социальную практику.

Тема 3. Шаги к добру.

Теория:
Типы и виды социальных практик (профилактические, развивающие, спортивные, патриотические, научно-просветительские (с посещением музеев, выставочных залов), по оказанию волонтерской помощи ветеранам, пенсионерам, лицам с ОВЗ; социально значимая трудовая деятельность; профориентационные проекты)

Практика: Обсуждение, выбор, организация и проведение социальной практики

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для реализации дополнительной общеобразовательной программы «Лицейский киноклуб «Мечтать! Творить! Любить!» МАОУ СМТЛ г.о. Самара располагает необходимой научно-методической и материально-технической базой, кадровым и финансово-экономическим обеспечением.

Методическое обеспечение: методическое обеспечение программы представлено следующими компонентами:

- методические пособия для педагога;

- информационное обеспечение (учебные пособия, справочная литература); демонстрационные и раздаточные учебные материалы;

- контрольно-измерительные материалы (методики контроля, тестовые задания, анкеты и др)

- фильмотека

Материально-техническое обеспечение: специально оборудованное помещение для проведения занятий (кинозал) отвечает санитарным нормам и правилам.

Оборудование:

- компьютер с выходом в Интернет;

- колонки;

- проектор

Кадровое обеспечение: деятельность по реализации программы осуществляется педагогом, имеющим высшее профессиональное образование, отвечающим требованиям профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», аттестованным на соответствие занимаемой должности.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 12. Календарный учебный план 

Дата проведения

Кол-во часов

Тема

Форма проведения

1

Сентябрь

Введение в программу. Создание и проведение опроса. Анкетирование. Беседа, анкетирование
2

Обработка и анализ результатов. Создание актива киноклуба. Практика
3

Проведение первого заседания актива киноклуба с участием Администрации МАОУ СМТЛ г.о.Самара Беседа
4

Участие в общелицейских мероприятиях: представление киноклуба лицейскому сообществу. Практика
5

Октябрь

Техника безопасности при работе с ТСО. Правила поведения во время кинопросмотров. Лекция
6

Участие в кинофестивалях города (Международный кинофестиваль «Соль Земли»). Встречи со значимыми людьми. Экскурсия, беседа
7

Регистрация киноклуба на сайтах «Ноль плюс» и «Киноуроки в школах России и мира». Знакомство с киноматериалами сайтов. Практика
8

История кинематографа. Вводная беседа об истории кинематографа. Лекция
9

ноябрь

Кино-детям. Возможности кинематографа. Кино как вид искусства. Язык кино. Лекция, беседа
10

Просмотр и обсуждение фильмов на военно-медицинскую тему «Доктор Бурденко», «Порханов- главный дирижёр хирургии». Проведение игры «Медицина. Труд. Люди.» Просмотр, обсуждение,
Игра
11

Экранизация литературных произведений. Подбор фильмов («Гранатовый браслет», «Собачье сердце», «Вам и не снилось», «Преступление и наказание», «Шинель») Беседа, дискуссия
12

Экранизация литературных произведений. Просмотр и обсуждение. Просмотр, обсуждение
13

декабрь

Посещение музея Эльдара Рязанова. Квест в музее Экскурсия, беседа
14

Историческая тематика в кино. Подбор фильмов («Александр Невский») Лекция, беседа
15

Историческая тематика в кино. Просмотр и обсуждение. Участие в киноигре «Защитники Земли русской». Просмотр, обсуждение
16

Подготовка творческих работ в конкурсных мероприятиях на основе просмотренных фильмов («Письма», «Внутри снимка»). Практика
17

январь

Подготовка творческих работ в конкурсных мероприятиях на основе просмотренных фильмов «Мы будем первыми», «До войны я был маленьким…»). Практика
18

Экскурсия в кинотеатр «Художественный». Работа оператора. Встречи со значимыми людьми. Экскурсия, беседа
19

Азбука нравственной помощи. Подготовка кинопросмотров «Три солнца», «Мандарин», «Школьные ботаны» для обучающихся начальной школы. Просмотр, обсуждение
20

Подготовка и проведение социальных практик. Участие в акциях. Практика
21

февраль

Подготовка и проведение дискуссий. Беседа, лекция, дискуссия
22

Смотрим и обсуждаем фильм вместе с родителями («Повелитель мух» с привлечением школьного психолога) Беседа, дискуссия,
работа с педагогом-психологом
23

март

Подготовка кинопросмотров для обучающихся начальной школы («Экзамен») Беседа, дискуссия
24

Подготовка и проведение социальных практик. Участие в акциях. Практика
25

Подготовка кинопросмотров для обучающихся начальной школы («Стеша») Беседа, лекция,
26

Подготовка и проведение тематических киноуроков. Проведение кинолектория «Знатоки природы» в рамках экологического образования.

Кинолекторий

27

Проведение тематического мероприятия «Неделя кино в лицее». Подготовка и проведение мастер-класса.

Практика,

мастер-класса

28

Подготовка и проведение социальных практик. Участие в акциях.

Практика

29

апрель

Подготовка кинопросмотра, посвященного Дню космонавтики «Самара – это космос!». Проведение игры.

Практика, игра

30

Великая война – главные события и сражения.
Наше кино о войне («Судьба человека») Подбор фильмов. Просмотр и обсуждение.

Беседа, лекция

31

Великая война – главные события и сражения.
Наше кино о войне «Наследники Победы»

Просмотр, обсуждение

32

Подготовка и проведение социальных практик. Участие в акциях.

Практика

33

май

Краеведение. Кино о войне («Волга в огне», «Три героя»). Встреча со значимыми людьми (О. Ракшин, Г.Щерба)

Просмотр,

беседа, обсуждение

34

Участие в Международном конкурсе социальных практик (Федеральный проект Всероссийской партии «Единая Россия» «Новая школа», Международный культурно-гуманитарный проект «Киноуроки в школах мира»)

Практика

35

Подготовка киноурока для воспитанников пришкольного лагеря

Практика, игра

36

Итоговое занятие.

Беседа


Библиографический список
  1. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей” https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/“>URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/ (дата обращения: 01.04.2024).
  2. Лаврентьева М.Ю. Роль кинофильмов в актуализации и проживании эмоций. https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kinofilmov-v-aktualizatsii-i-prozhivanii-emotsiy/viewer“>URL:https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kinofilmov-v-aktualizatsii-i-prozhivanii-emotsiy/viewer (дата обращения: 10.04.2024).
  3. Киноуроки в школах России и мира. О проекте. – URL: https://kinouroki.org/about (дата обращения: 02.07.2023)
  4. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 г. № 996-р. URL:http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 02.07.2023)
  5. Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года URL: https://docs.cntd.ru/document/450278243 (дата обращения: 02.07.2023)
  6. Челышева, И.В. Личность и медиа: тенденции развития современной медиаиндустрии / Вестник ТвГУ. Серия «Филология». 2011. Выпуск 1. – URL: http://eprints.tversu.ru/3885/1/Челышева_И._В._С._183-188.pdf (дата обращения: 01.07.2023)
  7. Детский онлайн-кинотеатр Ноль плюс URL:https://zeroplus.tv/film-clubs/68 (дата обращения: 01.07.2023)
  8. Педагогический форум. Научно-методический журнал. 2021, №2 – Стр.59


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Лобачёва Любовь Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация