В середине XIX века в повседневной и напряженной жизни туркмен было немало кровавых конфликтов. Одним из таких конфликтов является Карры-калинская битва, произошедшая во время похода династии Каджаров из Ирана против туркмен, проживавших в районах Сумбара и Чендира. В 1858 году в этой битве туркмен за свою свободу, которая велась на территории Туркменистана против иностранных захватчиков, в полной мере раскрывается безграничная любовь наших славных предков к Родине, героизм, проявленный ими во имя своих родных и близких
Реалистично это событие описывается в произведении Абдысетдара Кази, написавшего поэму «Книга рассказов о битвах текинцев» о двух крупнейших военно-политических событиях XIX века. Произведение очень реалистично и потому, что автор жил в то время и слушал рассказы людей, участвовавших в событиях.
Иранский шах Насыреддин, проведя в своем дворце военный совет, пришел к решинию организовать поход для покорения туркмен. Во главе войск, собранных для этого похода, был назначен Джапаргулы Неджеп Али-хан оглы. Джапаргулы-хан был членом общины курдов, переселенных в Иран для организации сопротивления туркменам еще во время правления Аббаса Великого (1587-1628 гг.). После подавления восстания своего тестя Хасан-хана Салара против Мухаммед-шаха он был вынужден бежать и три года он прожил в Ахале у Гараоглан-хана (1846-1850 гг.).
Абдысетдар Кази в своем произведении «Дженнама», прослеживая причины Карры-калинской битвы, художественно излагает прибытие в Гурген иранских войск, сосредоточившихся в ущелье Мазандерана. Затем он живо описывает, как туркмены-гёклены, проживающие в Гургене, послали гонца в Карры-кала. Гонец сообщает, что на гёкленов идет иранская армия. Он также говорит, что если им не быть стойкими, то им не удаться разбить войска идущего врага.
Далее Абдысетдар Кази излогает события после прибытия гонца и останавливается на подготовке туркмен Карры-кала к сопротивлению вторгшемуся врагу и укреплению крепости. А описание созыва великого Совета раскрывается на фоне убедительной образности.
Об этом великом совете упоминается и в произведении Дж. Овезова «Население долины Чандыра и среднего течения Сумбара». По словам информаторов автора, тем Советом гёкленов руководили Ягшы Мерген, Дурды-хан и Мями сопы.
В битве при Карры-кала в 1858 году местность, где две армии встретились лицом к лицу перед вступлением в битву, местные жители назвали «Гулгырлан» из-за большого количества пролитой вражеской крови. Сейчас она занимает равнину площадью 40-50 гектаров на юге нынешнего районного центра Махтумкули. В «Дженнама» автор прослеживает последовательность действий и описывает, как Нурберды-хан практически обращался к каждому воину с призывом стойко сражаться. Дурды Хан, полководец гёкленов, был первым, кто выступил вперед. Он упоминает, что следом за ним в бой вступил Чары Бахадур, герой текинцев. Затем рядом с ними встал храбрец из Бёрме. Хотя Абдысетдар в своей поэме не упоминает его имени, но ссылаясь на А.Н.Самойловича, Н.И.Гродекова можно отметить, что это был Дыкма сердар. Абдысетдар также не включил в свою поэму и имя четвертого героя. Но автор отмечает, что это был бесстрашный боец из Язырхана.
Абдысетдар в поэме «Дженнама» говорит, что в такое тяжелое время, когда боевой строй туркмен начали рядеть, Ягши Мерген обратился к воинам встать плотнее и сражаться, и если им сужденно сегодня погибнуть, то пусть это будет в бою. К востоку от дороги Карры-кала-Геркез, между валом Дурды-хана Янака и Комурдепе, находилась ставка Ягши Мергена, откуда он наблюдал за лагерем противника.
Абдысетдар Кази отражает отвагу таких героев, как Чопан Кир, Дурды-хан, Чары, Эшреп, Батыр Бег, во всей красоте поэтического жанра. Также упоминается, что в том сражении отличился Гултен из Мары.
В строках посвященных Гултену мы ясно видим, что Абдысетдар уделил в поэме особое внимание единству туркмен. Проявление этого единства и единения автор считает очень важным фактором, подчеркивая его в качестве основы с которого надо брать для пример для настоящих и будущих поколений.
По сведениям, собранным Умуром Эсеном, в честь великой победы над грозным врагом для устрашения остатков разгромленного противника был также сделан залп из захваченной пушки. Однако не исключено, что поэт Аллаберды, говорящий: «Эпос написан стихами», имел в виду просьбу Абдысетдара, который хотя и описал сражение, но, возможно, думал и о создании других произведениях, нам неизвестных в данный момент. В поэме Абдысетдара нет упоминания о подарках гёкленских туркмен своим соотечественникам, пришедшим на помощь. Но Аллаберды Гарабек говоря: «Нурберды носил желтую пушку», упоминает, что желтая пушка, добытая у врага во время битвы при Карры-кала, была подарена как военный трофей на память хану Ахала Нурберды. Усса Оразов из Карры-калы рассказал, что вместе с орудием в подарок самому хану были переданы два верблюда, в подарок его молодым джигитов было загружено двадцать коней, а всем ёмудским бойцам были подарены халаты.
В Карры-калинском сражении туркменская храбрость и боевая доблесть, воинская отвага и военный талант полководцев и сама великая победа заняли заслуженное место в истории туркменского народа. Эти яркие примеры призывает нас к переосмыслению литературных и этнографических источников битвы которые могут помочь сформировать новые представления об этом событии.
Библиографический список
- Овезов Дж. Население долины Чандыра и среднего течения Сумбара. – А.: Ылым, 1976.
- Абдысетдар Казы. Җеңнама. А.: Мирап, 1994.
- Гаррыев А. Эйран шаларының агрессиясына гаршы түркменлериң гөреши // Совет эдебияты. 1949. № 11. С. 39–79.
- Говшудов А. Дордепел. А.: Түркменистан дөвлет неширяты, 1951.
- Эсенов Ү. Гаррыгала уршы // Яшлык 1991. № 3. С. 33–39.