КВЕСТ-МАРАФОН «ЛИРУС» ВНЕУРОЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, ПОСВЯЩЁННОЕ ТВОРЧЕСТВУ А.С.ПУШКИНА

Коршунова Мария Винцентовна1, Яковченко Светлана Викторовна2, Егорова Ольга Ивановна3, Костенко Людмила Григорьевна4
1МБОУ «СОШ №10», педагог-наставник, учитель русского языка и литературы
2МБОУ «СОШ №10», молодой специалист, учитель русского языка и литературы
3МБОУ «СОШ №10», учитель начальных классов
4МБОУ «СОШ №10», учитель русского языка и литературы

Аннотация
В 2024 году исполнится 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, в связи с этим на базе МБОУ «СОШ №10» разработан проект внеурочного мероприятия интеллектуально-познавательного характера, посвящённого творчеству А.С. Пушкина, марафон «Лирус».

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Коршунова М.В., Яковченко С.В., Егорова О.И., Костенко Л.Г. Квест-марафон «Лирус» внеурочное мероприятие интеллектуально-познавательного характера, посвящённое творчеству А.С.Пушкина // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/03/101686 (дата обращения: 18.04.2024).

Категория учащихся: 5–6 классы

Цель

Развитие интереса к изучению русского языка и литературы, формирование читательской грамотности, формирование у школьников ценностного отношения к отечественной культуре, к личности А.С.Пушкина, внёсшего неоценимый вклад в её становление и развитие.

Задачи

Личностные: формировать осознание ценности

  • российской гражданской идентичности;
  • готовности обучающихся к саморазвитию;
  • ценности самостоятельности и инициативы.

Метапредметные:

  • анализировать содержание различных информационных источников;
  • принимать участие в творческой деятельности;
  • активно участвовать в обсуждении предложенных проблем, высказывать своё мнение.

Предметные:

  • развитие творческих способностей обучающихся;
  • развитие у обучающихся коммуникативных навыков, умения работать в группах;
  • закрепление знаний о биографии и творчестве А. С. Пушкина;
  • воспитание любви и уважения к русскому языку и литературе, к творчеству А.С. Пушкина, к поэтическому слову, к книге, к отечественной музыке, мультипликации.

Продолжительность мероприятия: 90 минут.

Рекомендуемая форма занятия: квест.

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • маршрутные листы;
  • комплект заданий для работы на станциях и атрибутов для них;
  • приложения для ведущих станции;
  • магнитная доска.

Предварительная работа

Учащиеся заранее получают задания:

  1. Заранее проинструктировать волонтёров, учащихся из совета старшеклассников, об их функциях: помощь учителю в работе на станции, участникам при ориентировании в игре.
  2. Для визитки участники придумывают название, девиз и атрибут команды, связанные с творчеством А.С.Пушкина (Приложение 1 – визитки, придуманные учащимися).
  3. В связи с тем что подготовка к выразительному чтению сказок А.С.Пушкина требует времени, необходимо, чтобы ребята заранее определись с отрывками из сказок, которые будут инсценировать в ходе марафона, сделать это можно путём жеребьёвки. Кроме того, необходимо перечитать сказки А.С.Пушкина.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Ведущий. Добрый день, ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы принять участие в увлекательном марафоне для 5–6 классов, посвящённом творчеству гениального поэта и писателя А.С.Пушкина.

Визитка. Представление команд

Ведущий. Давайте поприветствуем наши команды.

(Поочерёдно представляют свою визитку команды 5–6 классов)

Ведущий. Аплодисменты друг другу. Мы желаем всем только Победы! Марафон пройдёт в виде квеста, т. е. игры по станциям. А помогут нам в этом учащиеся старших классов, с которыми вы встретитесь на станциях квеста.

Капитаны команд, получите маршрутные листы (Приложение 5). Как видите квест состоит из 6 станций. Начинается с «Ключевой» станции, ею и заканчивается. У каждой команды свой порядок станций («Театральная», «А мы читали?», «Угадайка», «Головоломка», «Поэтическая»). Волонтёры помогут вам, если вы вдруг заблудитесь.

СТАНЦИЯ. КЛЮЧЕВАЯ

Сейчас мы находимся на «Ключевой» станции, чтобы дать старт необходимо, выполнив задания, получить первый общий ключ.

Посмотрите на доску. Поле вокруг А.С.Пушкина поделено на 5 секторов. Каждая команда должна будет заполнить сектор под своим номером. А для этого откройте конверты, которые лежат у вас на столах.

(У каждой команды свой конверт под номером)

В них вы видите тексты. Прочитайте текст внимательно и подготовьтесь к краткому пересказу. Затем подойдите к столу с элементами коллажа. Выберите элементы, соответствующие теме вашего текста, и при помощи магнита разместите их в своём поле ответа (поле ответа соответствует номеру на вашем конверте). А затем расскажите, о чём вы прочитали. Постарайтесь сделать это увлекательно, чтобы вас все внимательно слушали. (Приложение 2. Тексты. Жизнь и творчество А.С.Пушкина)

А) Работа с текстами

Б) Заполнение коллажа, посвященного жизни и творчеству А.С.Пушкина

В) Выступление команд

Молодцы! Вы заработали первый ключ. Выполнив правильно задания на остальных станциях, вы соберёте все ключи. Каждый из ключей – часть послания А. С. Пушкина нам, потомкам, и цель нашего марафона. Помните, работая в команде, каждый из вас может внести свой вклад в Победу. Время работы на станциях не более 10 минут.

СТАНЦИЯ. ТЕАТРАЛЬНАЯ

Ведущий станции «Театральная». Здравствуйте, наши славные марафонцы! Добро пожаловать на станцию «Театральная».

Задание для команды 1. В черном ящике «КОМАР».

– Вы знаете, в какой сказке Пушкина присутствует это насекомое?

– Правильно, в сказке о царе Салтане. А каких персонажей этой сказки вы помните?

– Молодцы. Вы заранее готовили выразительное чтение отрывка из этой сказки, а теперь ваша задача, показать, насколько хорошо вы его знаете.

Для начала вы будете сценаристами, которые должны составить текст из имеющихся строф (Приложение 3), потом артистами, играющими свою роль. Вы должны будете инсценировать отрывок из сказки.

(Участники собирают из строф текст целиком и инсценируют отрывок)

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —


То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —

То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,


И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во все время разговора
Он стоял позадь забора;

Речь последней

по всему полюбилася ему.
«Здравствуй, красная девица, —

говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.

Задание для команды 2. В черном ящике «ПЯТАЧОК, РОГА И ХВОСТ».

– Вы знаете, к какой сказке Пушкина одному из героев пригодятся эти элементы костюма?

– Правильно, в «Сказке о попе и о работнике Балде». А каких персонажей этой сказки вы помните?

– Молодцы. Вы заранее готовили выразительное чтение отрывка из этой сказки, а теперь ваша задача, показать, насколько хорошо вы его знаете.

Для начала вы будете сценаристами, которые должны составить текст из имеющихся строф (Приложение 3), потом артистами, играющими свою роль. Вы должны будете инсценировать отрывок из сказки.

(Участники собирают из строф текст и инсценируют отрывок)

Вот из моря вылез старый Бес:
— «Зачем ты, Балда, к нам залез?»
— «Да вот веревкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя, корчить».


Беса старого взяла тут унылость:
— «Скажи, за что такая немилость?»
— «Как за что? Вы не плотите оброка,
Не помните положенного срока;
Вот ужо будет нам потеха,
Вам, собакам, великая помеха».

— «Балдушка, погоди ты морщить море.
Оброк сполна ты получишь вскоре.
Погоди, вышлю к тебе внука».

Балда мыслит: «Этого провести не штука!»
Вынырнул подосланный бесёнок,
Замяукал он, как голодный котенок:

 

«Здравствуй, Балда-мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали.
Ну, так и быть — возьми, да с уговору,
С, общего нашего приговору —

 

Чтобы впредь не было никому горя:
Кто скорее из нас обежит около моря,
Тот и бери себе полный оброк,
Между тем там приготовят мешок».

Задание для команды 3. В черном ящике «ЗОЛОТАЯ РЫБКА».

– Вы знаете, в какой сказке присутствует этот волшебный помощник?

– Правильно, в «Сказке о рыбаке и рыбке» А каких персонажей этой сказки вы помните?

– Молодцы. Вы заранее готовили выразительное чтение отрывка из этой сказки, а теперь ваша задача, показать, насколько хорошо вы его знаете.

Для начала вы будете сценаристами, которые должны составить текст из имеющихся строф (Приложение 3), потом артистами, играющими свою роль. Вы должны будете инсценировать отрывок из сказки. (Участники собирают из строф текст и инсценируют отрывок)

Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.

В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей.

Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.

Как увидел старик, — испугался!
В ноги он старухе поклонился,

Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна».

На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.

А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
А народ-то над ним насмеялся:

«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»

Задание для команды 4. В черном ящике «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК».

– Вы знаете, в какой сказке присутствует этот волшебный помощник?

– Молодцы. Вы заранее готовили выразительное чтение отрывка из этой сказки, а теперь ваша задача, показать, насколько хорошо вы его знаете.

Для начала вы будете сценаристами, которые должны составить текст из имеющихся строф (Приложение 3), потом артистами, играющими свою роль. Вы должны будете инсценировать отрывок из сказки.

(Участники собирают из строф текст и инсценируют отрывок)

Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.

«Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:

Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется».

Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
«За такое одолженье, —
Говорит он в восхищенье, —
Волю первую твою
Я исполню, как мою.

Задание для команды 5. В черном ящике «ЗЕРКАЛЬЦЕ».

– Вы знаете, в какой сказке присутствует этот волшебный предмет?

– Правильно, в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А каких персонажей этой сказки вы помните?

– Молодцы. Вы заранее готовили выразительное чтение отрывка из этой сказки, а теперь ваша задача, показать, насколько хорошо вы его знаете.

Для начала вы будете сценаристами, которые должны составить текст из имеющихся строф (Приложение 3), потом артистами, играющими свою роль. Вы должны будете инсценировать отрывок из сказки.

(Участники собирают из строф текст и инсценируют отрывок).

Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,

С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мои, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет:
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».

И царица хохотать,
И плечами пожимать.
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.

– Спасибо, ребята! Вы по-настоящему оживили сказку «__________»! Но это была всего лишь репетиция. Ваш мини-спектакль мы сможем лицезреть на «Ключевой» станции. Тогда вы и получите драгоценный ключ!

– А теперь в путь до следующей станции!

СТАНЦИЯ. А МЫ ЧИТАЛИ?

Ведущий станции «А МЫ ЧИТАЛИ?». Славные марафонцы! Добро пожаловать на станцию «А мы читали?» Ребята, на нашей станции вам необходимо отгадать зашифрованные произведения великого поэта в QR-кодах, которые необходимо найти в здании школы на __ этаже, Найдите как можно больше QR-кодов и впишите названия произведений А.С.Пушкина в лист ответов (Приложение 3. QR-коды и листы ответов).

– Какие из этих произведений вы уже читали? (Ответы).

– Сколько вам ещё предстоит прочитать! Но вы молодцы! Поэтому получите свой заслуженный ключ. И вперёд, начинающие читатели! Вас ждёт следующая станция!

СТАНЦИЯ. УГАДАЙКА

Ведущий станции «УГАДАЙКА». Приветствуем вас, наши догадливые марафонцы! Добро пожаловать на станцию «Угадайка». Все вы, наверное, когда-нибудь играли в игру «Крокодил». На нашей станции мы будем играть именно в эту игру. Только отгадать вы должны будете фразы из сказок А.С.Пушкина. (Фразы заранее распечатать на отдельных листочках)

  1. Три девицы под окном пряли поздно вечерком…
  2. Свет мой зеркальце, скажи да всю правду доложи…
  3. И днем, и ночью кот ученый. Всё ходит по цепи кругом…
  4. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
  5. Пошел поп по базару. Посмотреть кой-какого товару.

Если останется время, можно продолжить игру.

Пусть участники команд загадывают друг другу предметы из сказок Пушкина.

– Молодцы, ребята! Вы сейчас продемонстрировали своё креативное мышление, вспомнили ещё раз сказки А.С.Пушкина – и, следовательно, заслужили ключ!

СТАНЦИЯ. ГОЛОВОЛОМКА

Ведущий станции «ГОЛОВОЛОМКА». Приветствуем вас, наши читающие марафонцы! Добро пожаловать на станцию «Головоломка». «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». На этой станции, ребята, вам придётся вспомнить сказки А.С.Пушкина и в течение 7 минут разгадать блиц-викторину из 5 заданий (Приложение 4). 2 минуты вам останется на ответы, чтобы заслужить ключ. Получите лист с вопросами.

Молодцы. Вы заслужили ключ: помните сказки великого поэта.

СТАНЦИЯ. ПОЭТИЧЕСКАЯ

Ведущий станции «ПОЭТИЧЕСКАЯ». Приветствуем вас, наши творческие марафонцы! Добро пожаловать на «Поэтическую» станцию. Как вы думаете, чем мы с вами здесь займёмся?

Мы будем писать стихи!
Да,
чтобы получить ключ, вам нужно написать стихотворение! А если быть точнее, несколько четверостиший. Но не переживайте так, мы вам дадим подсказки: готовые рифмы. Посмотрите на бланк заданий.

Рифмы:

1. сижу – гляжу

звонок – ног

2. день – не лень

задания – знания

3. утра – детвора

беда – не всегда

4. снова – основа

добиться – поучиться

– Молодцы! Ну что, наши начинающие поэты, получите свой ключ!

СТАНЦИЯ. КЛЮЧЕВАЯ

Ведущий. Вот вы и вернулись на Ключевую станцию. Сколько ключей вы заработали? (5) Замечательно. А были вы на Театральной станции? Что там делали? (Инсценировали)

Очень интересно. Что же у вас получилось? Покажете? Посмотрите, перед вами коробки с костюмами (на отдельных коробках наклеены комар, черт, золотая рыбка, золотой петушок и зеркальце). Быстрее подходите к вашей коробке и надевайте костюмы. Раз, два, три… Вперёд.

Демонстрация инсценировок.

    Какие все молодцы! Вы заработали все ключи в верной последовательности, чтобы получилось послание А.С.Пушкина. Сделайте это у себя на столах. При помощи магнитов соберите это послание на магнитной доске. Давайте вслух прочитаем послание А.С.Пушкина: «Чтение – вот
лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека – есть
наука самая занимательная».

    Пусть это послание станет для вас девизом. А наш марафон подошёл к концу. Согласны вы со словами великого поэта? Почему?

    Как думаете почему наш Пушкин известен во всём мире?

  • Что мы сегодня вспомнили?
  • Что вам больше всего понравилось?
  • Получилось ли у вас работать в команде?

Молодцы! Вы все достойно проявили себя в ходе марафона, мы достигли цели. Каждый из вас совершил сегодня маленькую победу над собой, поэтому капитаны команд, получите дипломы победителей! (Дипломы)

Благодарим за помощь всех волонтёров и кураторов марафона! (Благодарности)

А я ещё раз повторю: Чтение – вот лучшее учение. Любите книгу! Читайте больше! Спасибо всем! До новых встреч!

 

Приложение 1

Визитки команд

5-а класс «Русский дух»

Наша команда: «Русский дух».

Наш девиз:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,

ой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!»
5-б класс «Соколята»

Наша команда: «Соколята».

Наш девиз:

Мы команда «Соколята»,

Очень дружные ребята!
Мы всегда вперёд идём,

Никого не подведём!5-б класс «Коты учёные»

Наша команда: «Коты учёные».

Наш девиз:

Мы, коты ученые,

Наукой увлечённые.

Сказки мы всегда читаем,

Пушкина намёки знаем! 6-а класс «Нескладушки»

Наша команда: «Нескладушки».

Наш девиз:

Мы, команда Нескладушки,

Быстро навострили ушки,

Подумали, потолковали –

И правильный ответ узнали!6-б класс «Балдовичи»

Наша команда: «Балдовичи».

Наш девиз:

Нам, Балдовичам,

Всё нипочём,

За три щелчка

Вокруг пальца всех обведём!

Приложение 2

Текст для команды 1

Интересные факты из детства А. С. Пушкина (1799–1837)

Родился Александр Сергеевич в Москве 26 мая (6 июня) 1799 года. Ещё в детстве родные заметили необычные для ребёнка таланты маленького Саши. В доме Пушкиных говорили по-французски и своё первое стихотворение он написал в 8 лет на французском языке.

Арина Родионовна, любимая няня Пушкина, дарила ему душевное тепло и любовь, стала вдохновением молодого поэта. Сюжеты сказок, рассказанных няней маленькому Саше, послужили основой знаменитых сказок будущего великого поэта.

Любимым занятием Пушкина в детстве было чтение, а самым любимым местом в доме была библиотека. Маленький Саша рано научился читать и в отцовском кабинете брал книги на русском и французском и зачитывался ими.

Дядя Александра Сергеевича, известный поэт Василий Львович Пушкин, заметил талант племянника. Он читал стихи Александра, давал советы, учил правдиво описывать жизнь.

С детства Александр обладал феноменальной памятью и мог после одного прочтения слово в слово пересказать стихи или любой другой материал. Этим он пользовался для запоминания тех предметов, которые ему не нравились и давались ему с трудом — ведь ему нужно было всего лишь один раз прочесть или услышать материал, чтобы его запомнить.

Элементы коллажа: даты жизни, портреты няни Арины Родионовны, дом Пушкина в Москве.

Текст для команды 2

Какие плоды принесло «сказочное» соревнование Пушкина и Жуковского?

Однажды в Царском селе А.С.Пушкин и поэт В.А.Жуковский вступают в некое шуточное соревнование на тему: «Пишем сказки в народном стиле». Свидетелем этого состязания стал Николай Гоголь, который написал впоследствии: «Все лето я прожил в Павловске и Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. О, если бы ты знал, сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей…».

В результате Жуковский написал две сказки — «О Царе Берендее» и «О спящей царевне».

Пушкин ответил ему «Сказкой о царе Салтане». Позже он написал ещё 4 сказки:


  • Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях,
  • Сказка о рыбаке и рыбке,
  • Сказка о попе и о работнике Балде,
  • Сказка о золотом петушке.

Жуковский уже после смерти Пушкина напишет ещё одну, самую русскую свою сказку «Иван-Царевич и Серый Волк».

Уважение перед своими кумирами не позволило Гоголю решить исход поединка. Но время всё рассудило. Сказки Пушкина знает и стар и млад.

Элементы коллажа: иллюстрации к сказкам.

Текст для команды 3

Как Пушкин создавал поэму «Руслан и Людмила»

Поэму, чей сюжет навеян русскими былинами и произведениями европейской литературы, Пушкин писал с перерывами три года. Эта волшебная поэма издавалась многократно, переводилась на различные языки.

Замысел поэмы «Руслан и Людмила» возник у Пушкина в начале 1817 года, незадолго до выпуска из Царскосельского лицея. Но систематическая работа над поэмой проходила уже в Петербурге, начиная с 1818 года. Это большое сочинение, и дело продвигалось не слишком быстро.

Фрагменты поэмы Пушкин читал на разных собраниях, в том числе на вечерах в доме Жуковского. Все восхищались необычайностью и зрелостью произведения.

Спустя два года была завершена последняя шестая песнь поэмы. Услышав её в авторском чтении, восхищенный Жуковский подарил Пушкину свой портрет с инскриптом: «Победителю-ученику от побежденного учителя».

Элементы коллажа: иллюстрации из поэмы и Портрет Жуковского с его подписью.

Текст для команды 4

Интересные факты о лицейских годах Пушкина.

19 октября 1811 года в Царском селе состоялось открытие нового элитного учебного заведения, обучение в котором приравнивалось к университетскому. Двенадцатилетний Александр Пушкин оказался среди первых лицеистов. Место в лицее обеспечил мальчику его дядя Василий Львович Пушкин.

Чтобы лицеисты не отвлекались от занятий, в первое время им запрещено было писать стихи. Но воспитатели быстро поняли, что запрет не дал результата, и организовали литературный журнал, где юные дарования, в том числе Пушкин, могли публиковать свои произведения.

Пушкин уделял внимание только тем предметам, которые ему нравились. Так, например, прозвище «француз» он получил за владение в совершенстве французским языком.

Самыми близкими друзьями А. С. Пушкина по лицею стали Антон Антонович Дельвиг, Иван Иванович Пущин и Вильгельм Карлович Кюхельбекер.

Выпускники лицея сдавали 15 экзаменов. У Пушкина отличные результаты были только по фехтованию, российской и французской словесности.

Элементы коллажа: фото
лицея, портреты дяди Василия Львовича и друзей А.С.Пушкина.

Текст для команды 5

Как появились «Повести Белкина»

Осень 1830 года Александр Сергеевич проводил в селе Болдино и из-за вспышки холеры был вынужден задержаться здесь. Осенняя пора всегда вдохновляла поэта.

Три месяца, проведённые Пушкиным в деревне Болдино, оказались весьма плодотворными: он закончил роман «Евгений Онегин», написал более 30 стихотворений и знаменитый цикл под названием «Повести Белкина», в который вошло пять небольших произведений: «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка».

Смысл названия сборника достаточно прост – для своего первого прозаического произведения Пушкин намеренно отказывается от авторства этих повестей и передаёт его Ивану Петровичу Белкину, человеку вымышленному, да ещё и покойному. Он якобы собрал эти «простые» повести, причем записал их от разных рассказчиков, которые названы в предисловии, обработал их по своему усмотрению. Пушкин здесь скрывается за двойной цепочкой простодушных рассказчиков, и это даёт ему большую свободу повествования. За этим мнимым авторством Белкина видна простонародная Россия.

Элементы коллажа: 1830 год. Болдинская осень. Иллюстрации к 5 повестям Белкина с подписями.

Приложение 3

Разместить QR- коды на каком-нибудь из этажей в доступности для работы детей

А.С.Пушкин. Произведения для прочтения в 5-6 классе

Карточка для заполнения

№п/п Жанр Название

Сказочная поэма:


Сказки:






Повести:






Роман:


Стихотворения:






А.С.Пушкин. Произведения для прочтения в 5–6 классе

Карточка для заполнения (Ответы)

№п/п Жанр Название

Сказочная поэма:

Руслан и Людмила

Сказки:

Сказка о мёртвой царевны и семи богатырях

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о царе Салтане…

Сказка о попе и о работнике Балде

Сказка о золотом петушке

Повести:

Барышня – крестьянка

Метель

Станционный смотритель

Выстрел

Гробовщик

Роман:

Дубровский

Стихотворения:

Буря
мглою небо кроет


Узник


Туча

Зимнее утро


И. И. Пущину

Приложение 4

Станция «Головоломка»

БЛИЦ-ВИКТОРИНА «Я ЗНАЮ ПУШКИНА»

  1. Из какой сказки?

А) Перед нею усердные слуги;

Она бьет их, за чупрун таскает…

_______________________________

Б) Братья в ту пору домой

Возвращалися толпой

С молодецкого разбоя…

_______________________________

В) Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет…

_______________________________

Г) Вся сияя как заря,

Как пред солнцем птица ночи,

Царь умолк, ей глядя в очи…

_______________________________

  1. Продолжи…

А) Жил-был поп

_______________________________

Б) Князь у синя моря ходит…

_______________________________

В) Белка песенки поёт …

_______________________________

Г) Ветер, ветер, ты могуч…

_______________________________

  1. Сказочное число

А) Сколько лет жили старик со старухой у синего моря? ___________________

Б) В который раз князь Гвидон превратился в комара? ___________________

В) Сколько богатырей выходило «из вод ясных»? ___________________

Г) Сколько раз помогала рыбка старику? ___________________

  1. Кто это?
А)


_______________________

Б)


 

_______________________

Г)


 

________________________

Д)


 

_______________________

  1. Разгадай-ка…

    А)


_______________________________

Б)


_______________________________

В)


_______________________________

Ответы викторины:

  1. А) Сказка о рыбаке и рыбке

    Б) Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

    В) Сказка царе Салтане

    Г) сказка о золотом петушке

2. А) Толоконный лоб…

Б) С синя моря глаз не сводит…

В) Да орешки всё грызёт

Г) Ты гоняешь стаи туч

3. Б) 33; Б) 1; В) 33; Г) 4

4. А) Руслан и Черномор

Б) царевич Гвидон и царевна Лебедь

В) Поп и Балда

Г) Царь и Шамаханская царица

5. А) Золотая рыбка

Б) Лукоморье

В) Елисей

Приложение 5






Библиографический список
  1. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1981 г. URL: https://omiliya.org/article/aleksandr-sergeevich-pushkin-biografiya-pisatelya-yuriy-lotman
  2. Ребусы. Отгадай героев сказок Пушкина. URL:https://det-rezh.ucoz.ru/news/rebusy_otgadaj_geroev_skazok_pushkina/2020-06-06-1792
  3. Сказки А.С.Пушкина. Сказка о царе Салтане. Сказка о мертвой царевне. Сказка о рыбаке и рыбке. Сказка о попе и о работнике его Балде. Сказка о золотом петушке


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Коршунова Мария Винцентовн»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация