СТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА И В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ

Серенко Роман Сергеевич
Юго-Западный государственный университет
студент 4 курса юридического факультета

Аннотация
Цель данного исследования состоит в анализе истории становления Министерства юстиции в советский и постсоветский периоды становления нашего государства, а также перспективных направлений его развития. В качестве основных методов научного исследования выступают сравнительный и исторический. Результатом исследования стало полное изложение периодизации истории становления Министерства юстиции и органов юстиции в целом, а также предложение возможных направлений его дальнейшего совершенствования в соответствии с имеющими на сегодняшний день место тенденциями.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Серенко Р.С. Становление Министерства юстиции во второй половине XX века и в постсоветский период. Перспективные направления его развития // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/03/101647 (дата обращения: 18.04.2024).

Как известно, после Октябрьской революции 1917 года такой орган как Министерство юстиции был упразднен, а вместо него практически сразу создан новый орган, фактически перенявший его полномочия. В качестве такого органа выступил Народный комиссариат юстиции РСФСР, в дальнейшем переименованный на прежний манер в Министерство юстиции. Данный орган в рамках первой половины XX века активно изменялся под воздействием складывающихся в стране условий. Однако затем в качестве достаточно неожиданного шага выступило издание Президиумом Верховного Совета СССР 31 мая 1956 года Указа «Об упразднении Министерства юстиции СССР» в соответствии с которым Министерство юстиции, как понятно из названия указа, было упразднено [1], а Законом СССР от 14 июля 1956 года «О внесении изменений и дополнений в статьи 22, 29-б, 77 и 78 Конституции (Основного Закона) СССР» из Конституции СССР исключались все упоминания о Министерстве юстиции [2].

Следствием указанного стала передача полномочий, ранее возложенных на Министерство юстиции, Верховному Суду СССР, а также министерствам юстиции союзных республик, которые, однако, в дальнейшем также были упразднены.

Однако довольно быстро стала очевидна низкая эффективность вышеназванных изменений, которые в большинстве случаев только негативно влияли на положение дел. В связи с этим в 31 августа 1970 года Президиумом Верховного Совета СССР был издан Указ «Об образовании союзно-республиканского Министерства юстиции СССР», который положил начало восстановлению отечественных органов юстиции. Вместе с этим поэтапно воссоздавались и министерства юстиции союзных республик, управления и департаменты юстиции.

Вновь созданному органу необходимо было определить конкретный круг полномочий в связи с чем 21 марта 1972 года Советом Министров СССР принято Постановление «Об утверждении положения о Министерстве юстиции СССР», в соответствии с которым на данный орган возлагалось осуществление нормативного руководства судебными органами республик, а также военными судами, органами нотариата, учреждениями, осуществляющими судебные экспертизы, загсами и адвокатурой, кроме того, Министерство юстиции как и ранее было компетентно осуществлять разработку предложений, направленных на кодификацию законодательства [3]. Вместе с этим, на рассматриваемое в рамках данной работы министерство были возложены функции в сфере организации юридической работы в экономике, координации деятельности органов и организаций, направленной на разъяснение законодательства и распространение правовых знаний. Не следует упускать из виду и такую важную функцию как участие в международных отношениях по вопросам, касающимся права.

В целом, можно сказать, что период от воссоздания Министерства юстиции в 1970 году до начала 90-х годов характеризуется постоянным совершенствованием органов юстиции и повышением эффективности юридической работы.

В 90-х годах XX века происходили серьезные демократические перемены, которое, безусловно, не могли не коснуться и органов юстиции. Так, в декабре 1991 года произошел фактический распад СССР, в связи с чем закономерно прекратили свое функционирование и большинство его ведомств, в том числе и Министерство юстиции СССР.

Как известно, РСФСР является правопреемницей СССР, в связи с чем и Министерство юстиции РСФСР является полноправным преемником Министерства юстиции СССР. Позднее в связи с поправками в Конституцию 1973 года, внесенными 16 мая 1992 года РСФСР была переименована в Российскую Федерацию, а Министерство юстиции РСФСР в Министерство юстиции Российской Федерации соответственно.

Через год после вышеуказанных событий, а именно в 1993 году в связи с принятием Конституции Российской Федерации полномочия и нормативная основа деятельности органов юстиции в целом и Министерство юстиции РФ в частности коренным образом изменились. Новые политические условия в стране, а именно закрепление новой конституцией основ построения правового государства, верховенства закона и разделения властей обусловили возложение на рассматриваемое министерство новых функций.

В целях решения задач, связанных с обеспечением конституционного строя в стране, созданием единой правовой базы для функционирования судебных органов, которые теперь стали отдельной ветвью власти, Президентом РФ 6 июля 1995 года был издан Указ «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации» следствием чего стало закономерное возникновение необходимости изменения и правового статуса органов юстиции. В частности, Министерство юстиции РФ теперь стало органом, на который были возложены полномочия в большей степени связанные с формированием в государстве единого правового пространства. Таким образом, можно сказать, что именно рассматриваемый орган стал одной из главных движущих сил проводимой в те годы правовой реформы.

На усиление роли органов юстиции во главе с Министерством юстиции РФ в правовой жизни государства и определение основных направлений их деятельности помимо вышеназванного в значительной степени повлияли Указ Президента РФ от 2 мая 1996 года «О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации» и утвержденная в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 октября 1996 года «О утверждении Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации» Концепция.

Затем, роль Министерства юстиции из года в год только возрастала. Так, 1997 год связан с наделением Министерства юстиции РФ функцией по координации нормотворческой деятельности и началом работы по созданию новой службы судебных приставов. 1998 год, в свою очередь, ознаменовался включением в состав Министерства юстиции РФ системы исполнения наказания и Государственной регистрационной палаты, а также, что не менее важно, образованием системы учреждений, основным направлением деятельности которой стала государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В 1999 году Министерству юстиции РФ были переданы функции агентства по патентам и товарным знакам, упраздненного ранее, кроме того, к этому же году во всех субъектах Российской Федерации были созданы территориальные органы Министерства юстиции, которые не подчинялись региональным органам власти, что в значительной степени повлияло на закрепление принципа единоначалия в системе органов юстиции.

Переходя к рассмотрению современного состояния Министерства юстиции РФ следует указать, что на сегодняшний день оно выступает в качестве федерального органа исполнительной власти, находящегося в подчинении Президента РФ и осуществляющего функции в сфере выработки и реализации политики государства, а также нормативно-правового регулирования вопросов, связанных с исполнением уголовных наказаний, обеспечением порядка деятельности судов, исполнением актов судов и других органов, регистрацией актов гражданского состояния, регистрацией некоммерческих организаций, а также организаций адвокатуры и нотариата, территориальным устройством государства и организацией местного самоуправления [4].

Вместе с этим в качестве наиболее значимой функции Министерства, подтверждающей особую роль рассматриваемого органа, выступает координация нормотворческой деятельности, осуществляемая им в соответствии с утвержденным Приказом Министерства юстиции РФ от 23 декабря 2005 года «Об утверждении Регламента законопроектной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации» Регламентом [5]. При этом в качестве важнейшего направления деятельности в рамках реализации данной функции выступает работа, направленная на разработку проектов, осуществление контроля за исполнением утверждаемых Правительством РФ планов законопроектной деятельности, подготовка и проверка проектов законов федеральных органов исполнительной власти.

Затем, Приказом Министерства Юстиции РФ от 27 октября 2010 года был утвержден регламент Министерства юстиции Российской Федерации, разработанный в соответствии с Конституций РФ и иными действующими нормативными правовыми актами. Данный регламент действует до сегодняшнего дня и определяет все основные аспекты, касающиеся деятельности рассматриваемого министерства.

При этом, следует понимать, что в современных условиях, сопровождающихся постоянным развитием информационных технологий, возрастает роль внедрения в деятельность Министерства юстиции автоматизированных информационных систем, использование которых направлено на автоматизацию его деятельности, оперативное получение информационно-аналитической и справочной информации, а также решение иных смежных задач.

Однако, активная адаптация Министерства юстиции РФ под работу в современных условиях и возложение на него новых полномочий, гармонично сочетается с выполнением им традиционных функций, связанных с обеспечением деятельности органов судебной власти.

Исследование, проведенное в рамках данной статьи в совокупности с иными трудами видных авторов, позволяет утверждать, что в истории становления органов юстиции в целом и Министерства юстиции в частности выделяется четыре самостоятельных этапа, каждому из которых присущи свои характерные особенности. К числу таких этапов относятся:

1. Первая четверть XVIII – 1802 год: зарождение системы органов юстиции в виде Юстиц-коллегии и ее подразделений, имеющих своей целью обеспечение деятельности судов;

2. 1802 год – начало XX века: образование и постепенное развитие Министерства юстиции Российской империи, в качестве основной цели которого была систематизация законодательства. Кроме того, Министерство юстиции выступало в качестве органа, принимавшего непосредственное участие в судебной реформе 1864 года;

3. Начало XX – 90-е года XX века: постоянные изменения системы и функций органов юстиции, роли Министерства юстиции (Народного комиссариата юстиции) в государстве;

4. 90-е года XX века – настоящее время: восстановление традиционных функций органов юстиции, закрепление статуса Министерства юстиции и повышение его роли в государстве.

Наряду со всем вышеизложенным следует указать, что несмотря на достаточно эффективно выстроенную систему органов юстиции во главе с Министерством юстиции РФ, имеющих достаточно широкий круг эффективно выполняемых функций, существует ряд направлений, на которых следует сосредоточить особое внимание в целях дальнейшего совершенствования законодательства. В частности, необходимо:

- уделить более пристальное внимание разработке отраслевых документов, касающихся планирования работы в сфере юстиции;

- направить усилия на более активное и всестороннее внедрение информационных систем в деятельность органов юстиции;

- принять ко вниманию возможность создания плана совершенствования функционирования некоммерческих организаций, а также разработки проекта изменения законодательства, касающегося требований, предъявляемых к указанным организациям.

Изучении истории становления органов юстиции в целом и Министерство юстиции в частности занимающих особое место в системе органов исполнительной власти государства, не только интересно с познавательной точки зрения, но также является практически необходимым поскольку именно это может поспособствовать дальнейшему совершенствованию деятельности рассматриваемого министерства. Кроме того, анализ исторических этапов становления Министерства юстиции, изменения его функций и места в системе органов государственного управления в перспективе может стать толчком к решению проблем государственности. В целом можно сказать, что история становления Министерства юстиции является одновременно историей центрального аппарата государства.


Библиографический список
  1. Об упразднении Министерства юстиции СССР: Указ Президиума Верховного Совета СССР [принят 31.05.1956 г.] [Электронный ресурс] / СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/
  2. О внесении изменений и дополнений в статьи 22, 29-б, 77 и 78 Конституции (Основного Закона) СССР: Закон СССР [принят14.07.1956 г.] [Электронный ресурс] / СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/
  3. Об утверждении положения о Министерстве юстиции СССР: Постановление Совета Министров СССР [принят 21.03.1972 г.] [Электронный ресурс] / [Электронный ресурс] / Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/
  4. Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации: Указ Президента РФ [принят 13.10.2004 г.] [Электронный ресурс] / СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/
  5. Об утверждении Регламента законопроектной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации: приказ Министерства юстиции РФ [принят 23.12.2005 г.] [Электронный ресурс] / СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Серенко Роман Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация