ТИПОЛОГИЯ КЕРАМИКИ АНАУ

Бакиева Ольга
Институт института истории и археологии АН Туркменистана
научный сотрудник

Аннотация
В статье исследуются археологические находки региона Анау в Китае, уделяя особое внимание раскопкам, проведенным американской экспедицией под руководством Рафаэля Пампелли в 1904 году. Культура Анау, относящаяся к эпохе неолита и бронзового века, характеризуется поселенческой и земледельческой культурой. практики. Исследование раскрывает четыре различных периода культурного развития, каждый из которых отмечен изменениями в материальной культуре и технологическим прогрессом. Население Анау I занималось сельским хозяйством, гончарством и металлообработкой, имеются свидетельства выращивания пшеницы и ячменя, керамики ручной работы и производства медных украшений. Переход от неолита к энеолиту проявляется в появлении полихромной керамики и внедрении новых декоративных мотивов. В статье подчеркивается генетическая преемственность между неолитической и энеолитической культурами, о чем свидетельствует наличие сходных артефактов и стилей керамики. Кроме того, в нем обсуждаются проблемы, с которыми сталкиваются археологи при интерпретации материальной культуры региона Анау, включая отсутствие глазурованной или резной керамики и ограниченную доступность археологических находок. В целом, статья дает ценную информацию о культурном и технологическом развитии цивилизации Анау, проливая свет на древнюю историю региона.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бакиева О. Типология керамики Анау // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/03/101628 (дата обращения: 22.04.2025).

В 1904 г. американская экспедиция под руководством Рафаэля Пампелли провела раскопки двух древних холмов Анау – Северном и Южном. С тех времен в специальной литературе отмечается, что в эпоху энеолита – меднокаменного периода, на подгорной равнине Копетдага существовала оседло-земледельческая культура, называемая «культурой Анау». Это был первый из открытых памятников того времени (Намазга-депе, Кара-депе, Алтын-депе, Геоксюр). На примере Анау выделено четыре периода сменявших друг друга комплексов, которые относятся к энеолиту Анау I и II, эпохе бронзы Анау III и железо Анау IV, последняя тянется до IV в. до н.э.

Население культуры Анау I уже сеяли пшеницу и ячмень. Мякина этих злаков примешена была в состав глины, из которой делались толстые горшки. На уровне низшего слоя встречаются веретена, что говорит об искусстве прядения, а наличие многочисленных каменных мельниц показывает, что они мололи зерна. [9]

Производство керамики сводилось к ручному способу, без применения гончарного круга, преобладала посуда без ручек. Ни глазурованных, ни инкрустированных изделий этого периода еще не встречалось.

Посуда Анау I по форме – это круглые и граненые горшки и чаши без ручек; по технике грубой ручной лепки. Посуда имеет монохромный геометрический орнамент в виде треугольников, зигзагообразных линий, спускающихся от венчика сосуда вниз. Встречаются также решетчатые полосы и треугольники на светло-коричневом или красном фоне. Хумы всегда больших размеров и имеют котлообразную форму. Жители изготовляли медные украшения, применяли каменные зернотерки.

Материальная культура энеолита (V-III тыс. до н.э.) представлена отсутствием гончарного круга, нет на сосудах ручек, нет шлифовки и инкрустации керамики, не изображают людей и животных. Но особый интерес представляет обнаружение в нижних слоях Анау крупных сосудов типа салатниц, имеющих прямые аналогии в материалах неолитической джейтунской культурой, что указывает на генетическую связь и преемственность комплексов эпохи неолита и энеолита. [8] В верхних слоях северного холма появляется полихромная роспись из простых геометрических элементов, черным и темно-красным цветом по желтоватому фону. Процентное соотношение расписной и нерасписной керамики отличается, преобладает нерасписная керамика. Расписная керамика найдена в самых верхних слоях, где она находилась во вторичном залегании.

Керамика представлена грубой работой мастера, сделанной от руки. Сосуды расписаны красной и бурой краской по желтому фону. Орнамент имеет несложный геометрический орнамент, например, сетчатые полосы и треугольники. Темно-коричневый треугольник на красном или зеленовато-кремовом фоне становится основным мотивом. Распространяются скрещивающиеся полосы, зубчатые линии, линии с точками и другие мотивы. Появляются изображения козлов, птиц, пятнистых животных. В это время развитие расписной керамики по сравнению с Джейтунской, усложняется. [6]

Количество разнообразных форм сосудов и фрагментов довольно ограничен и невелик. Вся посуда вылеплена ленточным способом. В глину подмешивалась рубленая солома, редко толченый камень и песок. Обжиг посуды был невысокого качества. Роспись производилась красной краской, фон – светло-терракотовый или желтовато-рыжий. Преобладали волнистые или струйчатые вертикальные и горизонтальные линии. Нерасписная керамика обычно буровато-коричневого цвета и представлена тремя формами: кубковидные сосуды различной величины, четырехугольные чаши, прямоугольные салатницы.

Представляющим керамику типа Анау I-А являются нижние слои северного холма Анау. Вся керамика представлена фрагментами чаш. Имеются чаши типа больших и малых пиал с плоским или слегка выгнутым внутрь дном. Такая керамика выглядит очень изящно. Керамика имеет тонкие стенки (в некоторых случаях толщиной не более 1,5-2 мм.), изготовлена из хорошо отмученной красной глины с добавлением мелкого песка. Обжиг был неравномерным, черепок плотный. Сосуды покрыты красным ангобом, а иногда и лощением, богато расписаны темно-бурой, черной краской.

Для орнамента характерны заштрихованные треугольники, ромбы, иногда встречаются вертикальные линии, заключенные в прямоугольную рамку и без рамки.

Среди керамической коллекции Ершова С.А. имеются и другие виды орнаментальных мотивов. На одних фрагментах керамики имеются заштрихованные ромбы, на других – рисунок в виде цепочки треугольников в верхней части сосуда, рисунки в виде ломаных линий вдоль венчика. В небольшом количестве имеются ленточные узоры в различных вариациях. [2]

Итак, по фактуре, формам и орнаментации от керамики джейтунской культуры существенно отличается керамика культуры Анау I –А, что было связано с определенными историческими событиями. Характерной особенностью является тот факт, что в тесте уже нет растительной примеси, а ее заменяет песок. Растительная примесь в керамике появляется уже в период Анау I –Б – Намазга I. [1]

Керамика из средних слоев подразделяется на ранний и поздний комплекс. Раннему комплексу характерна роспись из геометрических фигур – косые ленты, контурные треугольники, ромбы. Для позднего периода характерна роспись из горизонтальных рядов треугольников. Треугольники равнобедренные, равносторонние. Собрана большая коллекция хозяйственно-бытовых предметов. Особый интерес представляют кремневые, костяные и каменные орудия труда. Среди костяных изделий наиболее многочисленны шилья, развертки, сделанные из костей животных. Находки медных изделий указывают на начальный этап производства металла, что в свою очередь сказывалось на сокращение количества кремневых орудий.  Коллекция каменных орудий Анау включает краскотерки, зернотерки, песты, лощила для кожи. Краскотерки схожи с джейтунскими, на своих поверхностях сохранили следы охры. Сходство с джейтунскими имеют и зернотерки, и песты. Зернотерки известны были еще с неолитического джейтунского периода и практически до эпохи бронзы и раннего железа имеют одинаковую форму и бытуют во всех древнеземледельческих комплексах.

Большая группа орудий труда – пряслица из обожженной глины и фрагментов керамики. Подобные изделия появляются еще на джейтунских поселениях и широко распространены в энеолитическое время. [3]

На основании исследования орудий труда из энеолитичеких слоев Анау отмечается уменьшение изделий из камня по сравнению с неолитической эпохой. Многие черты сходства в костных и каменных орудиях свидетельствует о преемственности в способах их производства.

В технике изготовления кремневых орудий преобладают круглые и средние пластины. Появляются черты небрежности в изготовлении изделий из кремня. Анализ орудий труда позволяет наметить отдельные виды домашнего производства. Наличие серпов и степень их изношенности позволяет говорить о существовании на территории Анау земледелия.

Во второй половине IV тыс. до н.э. в Анау распространились металлические украшения. Изделия из легкоплавких металлов меди, золота, серебра, свинца прочно вошли в быт городского и сельского населения. Металлические серпы окончательно заменили прежние кремневые.

Керамика эпохи бронзы (III –II тыс. до н.э.) характеризуется отсутствием росписи. Часть посуды изготовлена на гончарном круге, большая часть вылеплена от руки. Выделяются два типа сосудов: кухонная и хозяйственная в качестве тары. К первому типу относятся крупные миски, котлы, ковши, сковороды. Тесто грубое, с примесью дресвы, шамота и песка. Ко второму типу относятся – тагора, корчаги, хумча, хумы. Появились примитивные глиняные статуэтки людей и животных. Постепенно начинают использовать гончарный круг, одновременно применяются и двухярусные печи для обжига сосудов. Развивается производство кувшинов и бокалов, чаще встречаются глубокие чаши и появляются новые изделия – круглые керамические подставки. [5]

Керамика эпохи бронзы подразделяется на две группы: грубая толстостенная посуда с растительной примесью в тесте и тонкостенная из хорошо отмученной глины. Большая часть керамики покрыта темно-коричневой или черной росписью по красноватому фону. Широко распространена роспись в виде горизонтальных рядов силуэтных треугольников…иногда черточки или дуги. На горшковидных сосудах, чашах и мисках наблюдаются и контурные треугольники. В одном случае на внутренней стороне сосуда изображена ветка дерева. Этот керамический комплекс характеризует финальные этапы времени Намазга I или Анау I Б. [2]

Керамика IX-X вв., представлена большим количеством фрагментов чаш с изображением птиц. Рисунок исполнен черными контурами по серовато-желтому фону черепка. Есть фрагменты со следами надписей куфическим почерком, сделанными темно-коричневой краской по белому фону. Интересен фрагмент с светло-зеленой глазурью. Венчики чаш округлые, слегка оттянутые к внешней стороне, донца плоские.

Эпоха XI-XII вв. – это преимущественно неполивная керамика с тонким черепком и орнаментом. Большую группу представляет керамика с голубой и зеленой поливой. Эта цветовая гамма была распространена до XIV в.

Большой керамический материал был получен в период XIII-XIV вв. Тут и маленькие сосуды в виде «кясе» с прямым округлым венчиком и большие фрагменты «тагара» с отогнутым венчиком. Такие сосуды имеют плоское толстое дно. Основная гамма цветов темно-голубая с черным орнаментом, белая с черным. Орнамент встречается очень разнообразный. Это и сложное плетение растительности по краю блюд, сетчатый геометрический орнамент и орнаменты, покрывающие всю поверхность сосуда.

Судя по археологическим данным, проводившимся в течении XX в. в XIV в. на территории Анау ощущается большее оживление населения, чем в XI-XII вв. [7]

Керамика XV-XVI вв. представлена большим числом фрагментов из «кашина». Тесто его слегка розоватого цвета, хрупкое и пористое. Орнамент растительный, нанесен синей краской по белому фону.

Южные части города Анау дают все меньшее количество керамики. Большое количество неполивной керамики свидетельствует о том, что она была основным видом бытовавшей в хозяйстве жителей посуды. Такая посуда как тагара, хумы, хумча, пиалы, кяса, кувшины, тарелки не имели тонкого черепка и орнаментальной отделкой. Вся она предназначена для обихода среднего обывателя, который не мог приобрести более роскошную посуду. Очень часто встречаются банкообразные сосуды с тяжелым толстым дном и разными размерами. [4]

Приведенное описание керамического материала Анау, показывает важность всех археологических работ для выяснения распространения «культуры Анау» по всей территории предгорий Копетдага.

Характеризуя место культуры Анау в историческом процессе, можно заключить, что она свидетельствует об уже сложившейся экономике, глубоко зашедших идеологических представлениях и является связующим звеном между неолитической джейтунской культурой и первыми цивилизациями на территории Южного Туркменистана.


Библиографический список
  1. Бердыев О. Керамика времени Анау I-А//Материальная культура Туркменистана. Ашхабад, – 1974. – С. 5.
  2. Ершов С.А. Северный холм Анау//АН ТССР. ТИИАЭ. Ашхабад, – 1956. Т. 2. С. 24.]
  3. Курбансахатов К. Новые раскопки на северном холме Анау. Ашхабад. 1976.
  4. Курбансахатов К. Энеолит Анау. Ашхабад, 1987. – С. 7.
  5. Левина В.А. Позднее городище Анау//Труды ЮТАКЭ. Ашхабад. 1953. Т.2. С. 345.
  6. Масимов И.С. Керамическое производство южного Туркменистана эпохи бронзы. Автореферат. Л. 1973.]
  7. Массон В.М. Расписная керамика южной Туркмении по раскопкам Б.А.Куфтина//Труды ЮТАКЭ. – Ашхабад, 1956. –Т. VII. – С. 291-373.
  8. Массон М.Е. Южно-Туркменистанская археологическая комплексная экспедиция (ЮТАКЭ) 1947 г.//Труды ЮТАКЭ. – Ашхабад, 1955. -  Т. II. -  С. 11.
  9. Памятники Туркменистана. 1/35. 1983.
  10. Семенов А. По Закаспийским развалинам. – Ташкент, 1928. С. 21.


Все статьи автора «author»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: