В документе, приведенном в своем труде под названием «Великое государство Сельджуков» видный русский ученый Г. Курпалидис о назначении правителя города Рей пишет: «Нам известно, что граждане города и велаятов долгое время находились на поле неприятных событий, были объектами несчастья, выпали из колыбели правосудия, потеряли покой. Мы обязаны их защитить и покровительствовать им, потому что и Творец желает того же, мы несем ответственность за их безопасность. Мы считаем себя обязанными спасти их и вытащить из бед». [1, 54 с.]. Значит, султаны-сельджуки покровительствовали своим гражданам и оказывали бедным людям финансовую помощь.
Правительство оказывало пожертвование людям, которые оказывались в в низком материальном положении. Ежегодно на это из государственной казны направлялась крупная сумма денег. По историческим данным: «Во время правления Малик-шаха общая сумма денег равнялась 4000 динарам, а именно, каждому из городов Балху, Мерву, Герату и Нишапуру было роздано по 1000 динаров денег. Еще во времена правления Алп Арслана делались пожертвования в пользу бедных. В этих пожертвованиях было порезано живности до 50 овец» [2,113 с.].
Чем глубже углубляешься в историю системы государственного управления великого туркменского государства Сельджуков, тем больше можно убедиться в том, что за многими мерами, реализуемыми правительством, и принятыми им политическими принципами, в первую очередь, стоит благородная цель обеспечения благополучной жизни и спокойствия народа.
Во времена правления Сельджуков гражданам также в определенной степени предоставлялись льготы в налоговой системе государства. Во время правления Восточных сельджуков большинство земледельческих племен платили арендную плату за землю и вакфный налог. Налог собирался с территорий, богатых водой. В исторических трудах о сельджуках известно, что они принимали на себя ответственность за народы подвластных им стран наравне с другими гражданами и несли ответственность за безопасность и жизнедеятельность всех граждан королевства. Как отмечает ученый О.Гундогдыев: «Сельджуки освобождали население вновь оккупированных земель от налогов на 2-3 года» [3,13 с.].
Турецкий ученый Фарук Сумер, раскрывший наряду с нравственными качествами сельджукских султанов, также их созидательный характер, справедливо отмечает: «Сельджукские султаны признаны самыми высокими не только среди правителей своего времени, но и среди живших после них. Они стали сказками, рассказами, легендами. Те, кто писал о сельджукских султанах, отмечали, что они были справедливы, милосердны и созидательны” [4, 11 с.].
Сельджуки уделяли большое внимание совершенствованию принципов и системы управления государством в целом. За всю историю государства сельджукскими султанами и их везирями в этой области было проведено множество работ. Реформы были направлены на улучшение многих сторон государственной и общественной жизни и отличались масштабом, стремительностью и глубиной. Целью статьи является остановиться на некоторых из этих реформ и выделение их особенностей.
В XI-XII веках важной задачей Дивана Туркменского государства Сельджуков было выслушивать жалобы народа и оказывать ему поддержку, при необходимости. В качестве примера можно упомянуть указ султана Санджара о назначении шихне в Гурген. Там сказано: «Для управления гургенскими туркменами создать специальный диван. Указ такой, зажиточные люди, сердары и граждане этих мест должны обращаться со своими просьбами в диван уполномоченного и доверенного лица…» [5, 315 с.]. Как видно из него, надежные и доверенные государственные органы старались справедливо решить каждую проблему [6.75 с.]. В эпоху Сельджуков, наряду с системой государственного управления, фундаментальные реформы были проведены также в системе науки и образования. Во главе реформ в этой системе стояли Сельджукские султаны, особенно Низам аль Мульк, получивший титул великого визиря. Об этом имеются следующие сведения: «Их стараниями в городах Средней Азии, Ирана и Аравии, таких как Багдад, Мерв, Нишапур, Бухара и Самарканд были открыты мусульманские высшие учебные заведения – медресе. Их называли Низамие. Также в Багдаде была открыта Академия Низамие. Медресе были открыты также в Балхе, Ургенче, Герате, Испихане, Басре, Мешхеде» [6, 429с.].
Принцип справедливости являлся ключевым понятием в политике государственного управления, а понятия «справедливый» и «справедливость» были определены в правительственных документах. В упомянутой выше работе Г.М.Курпалидиса приводится пример из указа султана Санджара о назначении правителя и шихне в Балх, в котором приводится пример из хадысов Пророка: «Воистину, Аллах повелевает быть справедливыми… Как Аллах был справедлив к тебе, так будь справедлив и к ним. Согласно шариату, Пророк и четыре пророка говорили, что «Один час справедливого правления большее благодеяние, чем молитва, совершенная в течение 70 лет» [1, 55 с.].
Сельджукские султаны лично сами стояли во главе установления справедливости в стране. Они создали специальные государственные органы для того, чтобы держать в центре внимания то, что происходит в стране. «Диван-и Ишраф», и его служащие периодически информировали султана о соблюдении справедливости [1, 82с.]. В великом государстве туркмен Сельджуков во главе власти стоял султан. Ближайшим помощником и советником султана был визирь, возглавлявший центральную административную организацию [2, 67 с.]. Диван-и ала подчинялся правительству во всех областях королевства. Входящими в его состав основными большими диванами были государственная диванхана -диван-и тугра (диван-и-инша), высший финансовый диван -диван-и истифа-и кулл-и мамалик, высший контрольный диван -диван-и ишраф и военный административный диван -диван -и арз аль-джайш [1, 57 с.].
Г.М.Курпалидис на основе изучения документов того периода делает следующий вывод о значении понятия справедливости: «Под влиянием государственной политики в документах в первую очередь ставилась справедливость, а затем учитывались права достойных и уважаемых личностей» [1,56 с.]. Вообще, концепция справедливости стояла во главе государственной политики того времени. Согласно политико-идеологической концепции того времени, справедливость составляет суть государства. Им пришлось пройти путь справедливости от султана до чиновников, то есть до самых мелких служащих лестницы власти. В документах сельджукских правителей в противоположном смысле к слову «справедливость» редко употреблялись слова «тирания» и «тиран».
По затрагиваемому вопросу, из источников, относящихся к эпохе Сельджуков можно сделать следующие выводы: говоря об установлении справедливости в тот период – учитывалось назначение человека на государственную должность в соответствии с его социальным происхождением, создание условий для мирной жизни подчиненных граждан, сбор налогов на законных основаниях, и другие. В соответствии с истиной, вытекающей из этой политики, справедливость рассматривалась как основа мирной жизни общества и считалось чудом, обеспечивающим порядок всего, начиная с человечества до самого маленького существа. Согласно этому понятию, в основе всех действий сельджукских султанов и визирей, шедших по пути справедливости, которая была направлена на то, чтобы в государстве и обществе был закон и порядок.
Еще одним доказательством приверженности великого туркменского государства-сельджуков принципам справедливости является его способность толерантно относиться к людям других религиозных убеждений. Эта политика берет свое начало с первых дней существования государства, когда начал править первый сельджукский султан.
Как пишет учёный О.Гундогдыев: «Во всех вновь оккупированных областях султан (Тогрул-бек – О.Г.) заменял хякимов на местных чиновников и разрешал им исповедовать любую религию, которую они хотели. Тогрул-бек называли «народной любовью». Его современники вспоминая, говорили, что он был очень простым человеком, всегда разговаривал со своим народом и никогда не закрывал двери своего дворца. Бедняки могли спокойно приходить во дворец, и никто из них не уходил без денег и без подарков» [3,14 с.].
«Сирийский автор Михаил, живший в XII веке, писал, что туркменский султан в Сирии поддерживал христиан, освободил церковь от налогов», – приводит пример учёный в своих исследованиях [3,13 с.]. Возможно, справедливая политика сельджуков по отношению к людям других религий привела их к обращению даже против представителей своей собственной религии, под покровительством Сельджуков. Об этом русский учёный В. Гордлевский в своей работе пишет: «Государство сельджуков в Малой Азии» писал: «Население Малой Азии настолько потрясено тиранией и грабежами крестоносцев, появившихся на Востоке для защиты христианства от «варваров», что местные правители забыв, что религиозные верования христиан и мусульман противоречат друг другу, они предложили туркам (туркменам) вместе сражаться с против крестоносцев» [7, 25 с.].
Даже при взгляде на средневековую историю, можно видеть случаи разногласий между представителями ветвей мусульманской религии, которые выливались в государственную политику, а иногда приводили к непримиримой борьбе в ряде стран Востока. Однако религиозная политика сельджукских султанов была совершенно иной. Хотя визирь Низам аль Мульк хорошо сотрудничал с сельджукскими султанами, их религиозные взгляды различались. «Низам аль Мульк Шафи, Алп Арслан принадлежал к ханафитскому исповеданию» [6, 431 с.]
Это не мешало их отношениям и управлению государством, но в конце правления Мялик-шаха, когда между султаном и везирем возникло недопонимание, их единство завершилось, что привело к гибели Низамилмулька. Однако эта гибель возникла не из-за их религиозных взглядов, а была результатом дворцовых распрей. Такая ситуация вызвана иными причинами, чем религиозные традиции.
Сельджуки не вмешивались в религиозные устои шиитов, несмотря на то, что их религиозные ориентации были разными. «Во время правления газнаитов внукам сына Али Хусейна было запрещено посещать кладбище, расположенное в южной части Нишапура. А после прихода сельджуков ситуация изменилась, поскольку они были толерантны к обеим сторонам ислама» [6, 427 с.]
Сельджуки не только дали свободу религиозным взглядам и верованиям завоеванных народов, но и спасли их от тирании своих правителей. Так обстоит дело с армянами, живущими в Византии. «Армяне, униженные религиозной политикой Византии, с большой радостью приветствовали появление огузов в Малой Азии. Склонность армян к огузам была настолько острой, что даже христианские историки обвиняли армян в предательстве христианства» [7,167 с.]
Все сельджукские султаны, придавая особое значение роли визиря в управлении государством, также использовали религиозных мусульман. «Они вели очень осторожную и вежливую политику в этой области с целью привлечь священнослужителей, принадлежащих как к ханафитскому так и к шафиитскому исповеданию мусульманской религии» [8,141 с.].
Служение сельджукским султанам уважаемых представителей этих двух исповеданий, широко распространенных во всем исламском мире, еще больше повысило их престиж и во многом способствовало укреплению основ государства.
Как подчеркивается в исторических источниках, еще до создания государства сельджукские султаны Мухаммед Тогрул-бек и Давуд Чагры-бек приехали в место под названием Мейхене (ныне Какинский этрап) и получили благословение от Мяне-бабы [5, 345 с.]. Как показано в произведении, написанном правнуком знаменитого шейха Мяне-бабы Мухаммадом ибн аль-Мунавваром, Мяне-баба благословляет Чагры-бека и Тогрул-бека на правление в созданном новом государстве.
Библиографический список
- Курпалидис Г.М. Государство Великих Сельджукидов. — Москва: Наука. Гл. ред. Вост, лит., 1992.
- Агаджанов С.Г. Сельджукиды и Туркмения в XI-XII вв. — Ашхабад: Ылым, 1973.
- Гундогдыев О. Султаны великой Туркмено-Сельджукской империи. – Ашхабад, 2001.
- Фарук Шумер. Огузы – туркмены. – Ашхабад, 1999.
- Материалы по истории туркмен и Туркмении. Том I, (VII-XV вв.). – Москва-Ленинград: Акад, наук СССР, 1939.
- Карпов Г.И. Сельджукидское движение в Туркмении XI вв. – Б.м.и.г.изд.
- Гордлевский В. Государство Сельджукидов в Малой Азии. – Москва-Ленинград: Акад.наук. СССР, 1941.
- Аннанепесов М. Государственная система Великих Сельджуков. Тезисы международной научной конференции «Проблемы происхождения туркменского народа, его распространения по миру и истории своего государства». – Ашхабад, 1993.