Научный руководитель: И.И.Балаклеец
доцент Калининградского филиала
Московского финансово-юридического университета МФЮА,
кандидат юридических наук, доцент
Административно-правовой статус государственных служащих и должностных лиц является одной из ключевых тем, привлекающих внимание ученых и специалистов в области государственного и муниципального управления. В данной статье я проведу сравнительный анализ административно-правового статуса государственных служащих и должностных лиц, выявив сходства и различия между этими двумя категориями работников государственных органов, а также их значимость в системе государственного управления.
Государственные служащие и должностные лица являются ключевыми участниками аппарата исполнительной власти и выполняют важные функции в работе государственных органов. Однако их административно-правовой статус различен и определяется различными нормативными актами.
Государственные служащие подчиняются особому режиму правового статуса, определяемому федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также приказами и распоряжениями руководителей органов государственной власти. Основные принципы и условия подбора, обучения, аттестации, повышения квалификации и ответственности государственных служащих определены в соответствующих законах и нормативных актах.[3]
С другой стороны, должностные лица занимают определенные административные должности в государственных органах, предприятиях, учреждениях и так далее. Их статус и права определяются должностными инструкциями, коллективными договорами, правилами внутреннего распорядка и другими локальными актами, разработанными в рамках конкретной организации.
Как я говорил ранее государственные служащие и должностные лица играют важную роль в функционировании государственных структур. По своей сути они выступают в качестве исполнителей государственной власти, реализуя полномочия по обеспечению функционирования государственных органов и обслуживанию граждан. Несмотря на определенные различия в их правовом статусе, существуют и сходства, которые объединяют их административно-правовые статусы.
Во-первых, как государственные служащие, так и должностные лица подчиняются определенным нормативным актам, регулирующим их трудовую деятельность. Обязанности, права, ответственность и процедуры приема на работу, аттестации, обучения и повышения квалификации обеих категорий работников определены законодательством и нормативными актами, что создает единый правовой фундамент для регулирования их деятельности.
Во-вторых, их деятельность направлена на обеспечение эффективного функционирования государственных органов и оказание необходимых услуг населению. Как государственные служащие, так и должностные лица исполняют свои обязанности в соответствии с установленными процедурами, следуя нормативным актам и порядку, что является общим аспектом их деятельности.
В-третьих, обе категории работников, будучи частью государственной машины, обладают определенным уровнем социальной защищенности. Это включает в себя социальные льготы, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение и другие аспекты социальной поддержки. Таким образом, они имеют сходства в социальных гарантиях и льготах, предоставляемых государственным учреждением.
Отличия между административно-правовыми статусами государственных служащих и должностных лиц представляют собой важную тему в сфере государственного управления. Далее будут описаны некоторые из них.
Во-первых, государственные служащие олицетворяют официальный аппарат исполнительной власти и подчиняются определенному режиму правового статуса, установленному федеральными и региональными нормативными актами. Их права, обязанности, порядок подбора, аттестации, прохождения обучения и ответственность определяются законодательством, что обеспечивает уровень профессионализма и дисциплинированность в исполнительной власти.
Во-вторых, должностные лица занимают административные должности в различных государственных органах, организациях, учреждениях и предприятиях. Их статус и правовые основы регулирования деятельности определены должностными инструкциями, коллективными договорами, правилами внутреннего распорядка и другими локальными актами. В отличие от государственных служащих, их статус и права более зависят от конкретной организации или учреждения, в котором они работают.
В-третьих, важным отличием является доступность и открытость конкурсного отбора государственных служащих, а также особое внимание к профессиональной подготовке, аттестации и повышению квалификации. Для должностных лиц эти процедуры могут быть менее формализованными и не такими обязательными.
В-четвертых, различия в социальных гарантиях и льготах, которые предоставляются государственным служащим и должностным лицам. Государственные служащие могут иметь более высокий уровень социальной защищенности, поскольку их статус и права определены законодательством.
Государственные служащие и должностные лица обеспечивают реализацию законодательства, разработку и выполнение государственных программ, обеспечивают связь между государственными органами и населением, участвуют в разработке и реализации политики, обеспечивают правопорядок и многое другое.
Кроме того, государственные служащие и должностные лица являются связующим звеном между государственными органами и обществом, представляя интересы государства и обеспечивая исполнение законов и социальных программ. Их компетентность, эффективность и этическое поведение оказывают серьезное влияние на качество государственного управления и доверие населения к государственным институтам.
Государственные служащие и должностные лица в России обладают определенными гарантиями, которые предоставляют им дополнительную защиту и обеспечивают независимость в исполнении своих должностных обязанностей. Вот некоторые из гарантий, которые обычно применяются: гарантия неприкосновенности, гарантия права на зарплату и социальные льготы, гарантия сохранения должности, гарантия защиты прав и свобод, гарантия конфиденциальности.
Таким образом, государственные служащие и должностные лица несут ответственность за эффективное и этичное управление государственными ресурсами, защиту интересов граждан и обеспечение правопорядка. Их значимость в системе государственного управления состоит в том, что они являются ключевыми исполнителями государственной политики, обеспечивая реализацию прав граждан, общественные услуги и поддержку экономического и социального развития страны. Сравнение административно-правового статуса государственных служащих и должностных лиц позволяет лучше понять особенности их правового регулирования, их роль и место в системе государственного управления. Понимание этих различий и сходств необходимо для эффективного функционирования исполнительной власти и обеспечения законности и эффективности государственного управления.
Библиографический список
- “Конституция Российской Федерации” (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Консультант плюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/;
- Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 25.12.2023) “О системе государственной службы Российской Федерации” // Консультант плюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/;
- Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 14.02.2024) “О государственной гражданской службе Российской Федерации” // Консультант плюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/;
- Федеральный закон “О муниципальной службе в Российской Федерации” от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 12.12.2023) // Консультант плюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/;
- Административное право : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. И. Стахов [и др.] ; под редакцией А. И. Стахова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 480 с.;
- Шувалова, Н. Н. Этика и этикет государственной и муниципальной службы : учебник и практикум для вузов / Н. Н. Шувалова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 368 с.;