Общеизвестно, что физическая культура является частью общей культуры общества и человека, в частности. В том числе, система физкультурной и спортивной деятельности развивает духовные и физические возможности и данные человека, формируя навыки здорового стиля жизни. Данное обстоятельство выступает неотъемлемой частью образовательного процесса, который имеет значительное влияние на другие учебные и внеучебные деятельности обучающихся.
В современном обществе все больше внимания уделяется академическому успеху и карьерному росту. С раннего возраста подрастающее поколение владеет навыками обращения с гаджетами, много времени проводят за экраном без активной физической деятельности. Тенденция на удаленную работу набирает обороты, и люди практически перестают двигаться столько, сколько физиологически необходимо для здоровья человека. Физическая активность теряет свою значимость и часто отходит на второй план.
Исследования [1, 2] показывают, что занятия физической культурой и спортом могут повышать уровень учебной работоспособности и положительно влиять на учебные результаты, физическое и эмоциональное здоровье обучающихся высшей школы.
Всем известно, что одним из основных положительных эффектов физической культуры на учебную деятельность студентов является улучшение физического здоровья студентов. Укрепление мышц и повышение выносливости не только улучшает общую физическую форму, но и способствует более эффективной работе мозга. Физическое здоровье помогает студентам чувствовать себя хорошо, вследствие чего у них появляется больше сил и энергии для умственной работы. Студенты, занимающиеся физическими упражнениями, имеют лучшую концентрацию и фокусировку в процессе учебы, а также повышенную память и когнитивные способности. Они проактивны, точны и деятельны и меньше устают.
Кроме того, физическая активность способствует снятию стресса и улучшению эмоциональной устойчивости студентов. Учебная нагрузка и конкурентоспособная среда в университете могут вызвать различные психологические проблемы, такие как депрессия и тревожность. Занятия физической культурой являются эффективным способом снятия стресса, улучшения настроения и повышения самооценки. Физическая активность способствует выделению эндорфинов, так называемых “гормонов счастья”, что может значительно улучшить психологическое состояние студентов и их общую мотивацию к учебе. А здоровое ментальное состояние помогает студентам не отвлекаться на беспокойства и направлять свои силы в полезную деятельность. У них появляются ресурсы не только справляться с тревогой, а ставить цели, развиваться, добиваться успеха.
В исследовании [3], связанном со спортивной активностью и ее проявлением, описаны такие результаты, как оценки и результаты тестов. Например, множественный регрессионный анализ 4746 учащихся средних и старших классов показал, что повышение уровня физической активности учащихся с менее, чем 2,5 часов в неделю умеренных до интенсивных упражнений до 7,0 часов в неделю было связано с 5,7-9,1% случаев повышение оценок учащихся.
Также занятия физической культурой могут развить у обучающихся такие навыки, как лидерство, командная работа, коммуникабельность и управление временем. Спортивные команды и групповые занятия требуют от студентов сотрудничества, организации и умения планировать свое время. Эти навыки являются важными не только в учебной среде, но и в современном профессиональном мире. Приобретая эти навыки в спортивной среде, студенты могут применять их на занятиях и становиться увереннее и лучше. Эти навыки, сформировавшись в студенчестве, пригодятся во взрослой жизни и сделают человека целеустремленным, ответственным и решительным.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что физическая культура оказывает значительное влияние на работоспособность в учебной деятельности студентов. Регулярные тренировки способствуют улучшению физического здоровья, повышают концентрацию внимания, снижают уровень стресса и улучшают эмоциональное состояние, что достаточно важно для здоровья человека. Поэтому включение физической активности в образовательный процесс является важной составляющей для достижения успешной учебной деятельности обучающихся высшей школы.
Библиографический список
- Волкова К.Р. Оценка психологического здоровья спортсменов, занимающихся гиревым спортом / К.Р. Волкова, О.А. Разживин, А.Г. Коржева, А.Р. Кашапов // Известия Тульского гос. ун-та. Физическая культура. Спорт. 2022. № 9. С. 67-73.
- Оуэн К.Б. Участие в спорте и успеваемость детей и подростков: систематический обзор и метаанализ / К.Б. Оуэн, Б.К. Фоли, К. Уилхайт, Б. Букер, К. Лонсдейл, Л.Дж. Рис // Медицина и наука в спорте и физических упражнениях. 2022. №54 (2). С. 299-306.
- Fox C.K. Physical activity and sports team participation: associations with academic outcomes in middle school and high school students / C.K. Fox, D. Barr-Anderson, D. Neumark-Sztainer, M. Wall // J. Sch. Health. 2010. №80(1). P. 31-37.