Профессия юриста считается одной из самых древнейших, так как появление первых законодательных актов в различных странах провоцировало возникновение потребности в подготовке квалифицированных кадров, которые способны контролировать процесс реализации их положений на практике, соблюдать и защищать законность в государстве. Адвокатская профессия также возникла достаточно давно, еще до нашей эры. Впоследствии были разработаны и предложены нормы поведения адвокатов, названными этическими стандартами. Развитие данных стандартов на протяжении всей истории было тесно связано с эволюцией самой адвокатской профессии.
Отечественная история возникновения профессиональной этики адвоката в существенной степени отличается от той, что имела место в странах Западной Европы. Несмотря на то, что российская культура взаимодействовала с западной на протяжении практически всей своей истории, именно в вопросах регулирования адвокатской деятельности наблюдаются существенные расхождения. По большей части, такие расхождения являются следствием отсутствия стремительного развития адвокатуры, как таковой, в первую половину второго тысячелетия. В связи с существованием обозначенной закономерности, считаем необходимым дать краткую характеристику развития адвокатуры в России и обозначить связанные с ней проблемы, которые оказали существенное влияние на формирование профессиональной этики [4].
Так, первый этап развития отечественной дореволюционной адвокатуры принято датировать X-XV веком. По заявлению учёных, начало адвокатской деятельности на Руси было заложено в первых договорах с Византией, предполагающих возможность выступления на судебных тяжбах представителям. В последующие годы, вплоть до XV века, представительство не претерпевало каких-либо существенных изменений. Как правило, во многих княжествах имела место только практика, в рамках которой сторона могла пригласить для участия в разбирательстве представителя, выступающего в качестве поединщика. Таким образом, представители выступали только на судах, на которых справедливость устанавливалась посредством поединка между тяжущимися сторонами. Данное явление также является следствием неразвитости судебной системы рассматриваемого периода в принципе [3].
Само собой, в подобных условиях инициация процесса разработки этических правил поведения представителей была невозможно. Существовали только незначительные ограничения, например, не допускающие женщинам выступать в качестве поединщиков, однако никакого отношения к нравственности и морали, в современной интерпретации данных понятий, они не имели. В качестве главных препятствий, ограничивающих развитие не только адвокатской, но и юридической этики как таковой, в рассматриваемый период выделяют:
- продолжительные междоусобные войны, которые не позволяли унифицировать законодательство на всей территории Царской России;
- нестабильное территориальное устройство государства, выражающееся в постоянном изменении границ, как в плане их расширения, так и сужения;
- многочисленные войны, направленные на отражение внешней экспансии;
- двухсотлетний гнёт монголо-татарского ига, который выражался в эксплуатации русских земель и введении на них различных ограничений, в том числе законотворческих [2].
В качестве наиболее значимого события до имперского периода развития отечественной адвокатуры учёные отмечают принятие в 1649 году Соборного Уложения. Обозначенный документ полностью упразднил практику судебных поединков, что исключило из отечественной системы таких субъектов, как поединщики. Кроме того, в статьях 108-109 Уложения устанавливались правила, в соответствии с которыми в качестве представителей сторон могли выступать не только их близкие родственники, но и другие лица в случае, если имело место волеизъявление истца или ответчика. Таким образом, в качестве защитника мог выступать даже холоп, представитель наиболее ограниченного в правах сословия. Также важно отметить, что представительство было разделено на две группы: свободное и естественное. Свободное предполагало наличие обязательного волеизъявления представляемого, тогда как естественное имело место в случаях, когда представляемый сам не имел возможности выступать в суде, в силу физиологических или иных особенностей [1].
Несмотря на то, что Уложение 1649 года оказало значительное влияние на институт адвокатуры, оно не вводило никаких этических норм поведения лиц, выступающих в суде в качестве представителей. Однако, невозможно не отметить, что именно принятые в Уложении нормы впоследствии будут модернизироваться и приведут к возникновению необходимости принятия этических стандартов адвокатской деятельности.
Таким образом, перечисленные в исследовании факторы препятствовали развитию отечественной адвокатуры и, как следствие, адвокатской этики. Какие-либо значимые изменения в данной области произошли только после объединения русских земель, унификации законодательства и централизации власти. Выявленные факты позволяют прийти к выводу, что построение системы осуществления правосудия, предполагающей единые стандарты осуществления профессиональной деятельности, не представляется возможным в условиях децентрализации власти. Первые шаги к становлению адвокатской этики начали совершаться только в середине XVII века.
Библиографический список
- Соборное Уложение 1649 года // Исторический факультет МГУ: сайт. – URL: https://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649.htm (дата обращения: 01.11.2023).
- Арсенкова А. А. Адвокаты в истории российской адвокатуры / А. А. Арсенкова // Молодой ученый. – 2021. – № 29. – С. 101-103.
- Ведерникова, Ю. А. Развитие в советский период взглядов на этические нормы адвокатуры / Ю. А. Ведерникова // Вестник науки. – 2018. – № 7. – С. 17-21.
- Макаров, С. Ю. История науки адвокатуры (советский и постсоветский период) / С. Ю. Макаров // Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. – 2012. – № 2. – С. 195-203.