ИНКЛЮЗИВНЫЙ ТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Рудьман Юлия Петровна
ГОАУСОН «Мончегорский КЦСОН»
специалист по социальной работе отделения социальной реабилитации детей-инвалидов город Мончегорск, Мурманская область

Аннотация
Социализация детей с инвалидностью, включение их в общественные отношения актуальна и должна решаться путем создания определенных условий, где они смогут почувствовать себя полноценными членами общества, реализовать свои способности и таланты. Все эти связи закладываются в детском возрасте в момент, когда проходит процесс становления личности, и все, что происходит вокруг, имеет огромное значение.

Ключевые слова: ,


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Рудьман Ю.П. Инклюзивный театр для детей с инвалидностью // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/01/101315 (дата обращения: 27.04.2024).

В нашей стране создано множество реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи инвалидам, много других организаций, ориентированных на оказание профессиональной разноплановой помощи детям с инвалидностью для их полноценной социализации в общество. В результате происходит включение ребенка с инвалидностью в социальные отношения, и это может изменить его взгляд на порядок вещей, культуру поведения и общения, и сформировать свое собственное отношение к окружающему миру. [1]

Важным направлением для решения задачи полномерной социализации детей-инвалидов является развитие творческого потенциала через арт – терапевтическую деятельность. Что приводит к более свободному общению, снятию мышечного и психологического напряжения, раскрытию внутренних жизненных сил, способствует формированию межличностных навыков. Именно процесс творчества компенсирует все ограничения и приводит к достижению положительных изменений в психологической сфере детей с инвалидностью. Основные принципы на которых строится работа арт-терапии – это поддержание в ребенке с инвалидностью его достоинства и позитивного образа «Я», отсутствие негативных оценочных суждений, принятие и одобрение продуктов творческой деятельности, независимо от содержания, формы и качества.

Одним из фундаментальных видов арт-терапии является театральная, сам процесс от его начала до результата является интересным и многогранным, как для участников процесса, так и для наблюдателей. Инклюзивный театр – это инновационная деятельность и эффективное средство интеграции детей с инвалидностью в жизнь общества. Опыт успешного взаимодействия с другими людьми в рамках театральной деятельности позволяет ребенку с инвалидностью быть более активным и самостоятельным.

Театральная терапия влияет на коррекцию не только психических, но и  двигательных отклонений детей с инвалидностью, активизацию процессов рефлексии участников инклюзивной группы, создавая платформу для их взаимодействия (в том числе и коммуникативного). Невербальное общение позволяет пройти путь от самопознания к самоопределению и развитию, помогает получить положительные эмоции, преодолеть состояние апатии, безынициативности, принять неповторимость каждого в инклюзивной группе, понять, что это территория доверия. [2] Кроме всего прочего – это многогранный и многоуровневый процесс.

Рассмотрим практику инклюзивной театральной деятельности на примере отделения социальной реабилитации детей-инвалидов Мончегорского комплексного центра социального обслуживания населения. Одним из направлений деятельности, является создание инклюзивного творческого пространства для осуществления театральной деятельности, участниками которого являются дети с инвалидностью, инклюзивные волонтеры и сверстники. В целях укрепления и развития института семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания,  посредством социально-психологического просвещения  в отделении социальной реабилитации детей-инвалидов успешно реализуется подпрограмма  «Грани моего «Я».

Задачи программы:

- социокультурная адаптация детей с инвалидностью;

- развитие познавательной и эмоциональной сферы, творческих способностей;

- формирование навыков межличностных коммуникаций;

- гармонизация в общении с самим собой;
-  социализация детей с инвалидностью по средствам общения с инклюзивными волонтерами и сверстниками.

Ресурсное обеспечение:

  1. Кадровые ресурсы: психолог, специалисты.
  2. Наглядно-дидактический материал в соответствии с тематикой занятий.
  3. Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, штатив, карнавальные костюмы, расходные материалы (канцелярские принадлежности, фотоальбом и т.д.)

Целевая группа:

- дети и подростки с инвалидностью в возрасте 3-18лет;

- дети без отклонений в развитии;

- инклюзивные волонтеры;

- родители, воспитывающие ребёнка-инвалида.

Методы работы:

- тематические беседы;

- практические занятия по сценическому и фотоискусству;

- индивидуальные и групповые занятия;

- музыкотерапия;

- сказкотерапия;

- консультации для родителей по вопросам социокультурной реабилитации детей-инвалидов.

Результаты влияния театральной терапии (первичные, промежуточные) отражаются в диагностике получателей социальных услуг с помощью составление карты психологического сопровождения получателя социальных услуг (Приложение 1).

Программа «Грани моего Я» включает в себя индивидуальную и групповую форму работы и реализуется по следующим направлениям.

С целью укрепления «Я-концепции» и повышения самооценки реализуется технология «Мои увлечения», в ходе которой специалист и психолог проводят мастер-классы по театральной, музыкальной, танцевальной терапии, рассказывают о невербальном общении, инклюзивная группа выполняет практические задания. Далее специалист фотографирует детей в моменте проживания сценических образов, проживания сюжетной линии, танцевальных миниатюр и представляет готовые фотографии детям. В заключении, психолог проводит беседу с ребятами для формирования представлений о себе и о том, какими навыками и умениями они обладают. Данное направление способствует формированию инклюзивного пространства, интеграции детей с инвалидностью в социальную деятельность повышению социальной компетентности, приобретению ими нового социального опыта для формирования жизненных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе, через включение их в творческую деятельность.

Вторая технология «Слайд – терапия», цель которой – формирование представлений о динамике процессов, развитие познавательной сферы у детей с инвалидностью. Реализация происходит через коллективную продуктивную деятельность детей, где дети сами подбирают и определяют сюжет, создают заготовки персонажей. Специалисты, используя фотооборудование поэтапно снимают заготовки и далее фотографии монтируются в мини-фильм. В последствии, готовая творческая работа демонстрируются детям и их родителям.

Третья технология «Галерея моих образов», направлена на  актуализацию и проигрывание латентных ролей, обогащение драматического опыта, интеграции Я – образов. Специалист и психолог проводит беседы, мастер-классы и тренинги с целью раскрытия внутреннего творческого потенциала детей, знакомство с основами сценического искусства. Ребенок уже сам продумывает, какую роль (роли) он хотел бы сыграть, какой образ он хотел бы создать, используя готовый арсенал костюмов, грим и музыку. Проигрывание миниатюр с использованием театральных инструментов: музыки, сценического, пространства, реквизита и т.д. Участие в этих эпизодах дает возможность детям прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции. Именно такая деятельность – метод, позволяющий раскрыть внутренний мир ребенка, снять с его груз «закрытости», научить проживать творческий процесс вместе, в команде.

Исходя из вышеизложенного: терапия через театральный творческий процесс – уникальный инструмент, она позволяет решать множество задач, касающихся развития и коррекции психических нарушений. Значимость заключается в том, что он развивает личность ребенка, его склонности к творчеству. Это сложный многоступенчатый процесс, но уважение, любовь и внимание к проявлениям ребенка помогают специалистам справиться со всеми задачами. Л. С. Выготский полагал, что основное правило успешного детского творчества – принятие ценности не результата, а факта упражнения, творения и воплощения фигур и предметов собственного воображения детей. [3]

Приложение 1

Карта психологического сопровождения

получателя социальных услуг

 

 

Ф.И.ребенка_______________________________________________

Дата рождения_____________________________________________

Образовательное учреждение (№ ДОУ,СОШ)__________________Класс, группа________

Диагноз______________________________________________________________________

 

Первичная диагностика:

Дата обследования:

Психологические функции

Результаты первичной диагностики

Примечание

1 Социальное поведение 

(особенности вступления в контакт, отношение к похвале или порицанию, замкнутый, общительный и т.д. )

2 Эмоционально-волевая сфера   (не контролирует эмоции, эмоционально-стабилен, эмоционально-пассивен, способность к волевым усилиям, колебания настроения, активный, пассивный и т.д.)
3 Коммуникативная сфера (детско-родительские отношения, общение и взаимодействие со сверстниками)
4 Самооценка (чувствует себя уверенным, успешным, жизнерадостным, отвергнутым, завышенная самооценка, заниженная, низкая)

 

Методы  и методики оценки показателей поведения и личностных качеств:

¨  Коммуникативно-личностный опросник для родителей «Каков ребенок с окружающими людьми?» (Немов Р.С.)

¨  Анкета для родителей «Оценка психологических качеств ребенка»

¨  Анкета для родителей «Изучение особенностей взаимодействия детей друг с другом»

¨  Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (Д.Х.Олсон)

¨  Методика исследования самооценки «Дерево» Д. Лампен в адаптации Л.П. Пономаренко

¨  Методика «Рисунок семьи» Л. Корман

¨  Цветовой тест Люшера

¨  Методика «Волшебная страна чувств» (Авторская – Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов)

Дополнительно:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Запрос родителей, выявленные проблемы:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рекомендуемые программы:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Предварительная дата повторной диагностики___________________________________

 

 

Повторная диагностика:

Дата обследования:

 

Психологические функции

Результаты первичной диагностики

Эффективность:

- без динамики,

- показатели улучшились,

- показатели значительно улучшились.

Примечание

1 Социальное поведение 

(особенности вступления в контакт, отношение к похвале или порицанию, замкнутый, общительный и т.д. )

2 Эмоционально-волевая сфера   (не контролирует эмоции, эмоционально-стабилен, эмоционально-пассивен, способность к волевым усилиям, колебания настроения, активный, пассивный и т.д.)
3 Коммуникативная сфера (детско-родительские отношения, общение и взаимодействие со сверстниками)
4 Самооценка (чувствует себя уверенным, успешным, жизнерадостным, отвергнутым, завышенная самооценка, заниженная, низкая)

 

Примечание____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Заключение____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рекомендации__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Психолог_____________________________________________________________________


Библиографический список
  1. Фот Ж.А., Шалмина И.И. Театральное искусство как способ адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к полноценной жизни // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016.–№11-2.–С.331-333.
    URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10494
  2. Инновационные формы и технологии и комплексном сопровождении детей с отклонениями в развитии: материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Казань, 11–12ноября 2014 г.) / сост. А.И. Ахметзянова. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте –– СПб.: СОЮЗ, 1997


Все статьи автора «or.mkcson»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация