В нашей стране создано множество реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи инвалидам, много других организаций, ориентированных на оказание профессиональной разноплановой помощи детям с инвалидностью для их полноценной социализации в общество. В результате происходит включение ребенка с инвалидностью в социальные отношения, и это может изменить его взгляд на порядок вещей, культуру поведения и общения, и сформировать свое собственное отношение к окружающему миру. [1]
Важным направлением для решения задачи полномерной социализации детей-инвалидов является развитие творческого потенциала через арт – терапевтическую деятельность. Что приводит к более свободному общению, снятию мышечного и психологического напряжения, раскрытию внутренних жизненных сил, способствует формированию межличностных навыков. Именно процесс творчества компенсирует все ограничения и приводит к достижению положительных изменений в психологической сфере детей с инвалидностью. Основные принципы на которых строится работа арт-терапии – это поддержание в ребенке с инвалидностью его достоинства и позитивного образа «Я», отсутствие негативных оценочных суждений, принятие и одобрение продуктов творческой деятельности, независимо от содержания, формы и качества.
Одним из фундаментальных видов арт-терапии является театральная, сам процесс от его начала до результата является интересным и многогранным, как для участников процесса, так и для наблюдателей. Инклюзивный театр – это инновационная деятельность и эффективное средство интеграции детей с инвалидностью в жизнь общества. Опыт успешного взаимодействия с другими людьми в рамках театральной деятельности позволяет ребенку с инвалидностью быть более активным и самостоятельным.
Театральная терапия влияет на коррекцию не только психических, но и двигательных отклонений детей с инвалидностью, активизацию процессов рефлексии участников инклюзивной группы, создавая платформу для их взаимодействия (в том числе и коммуникативного). Невербальное общение позволяет пройти путь от самопознания к самоопределению и развитию, помогает получить положительные эмоции, преодолеть состояние апатии, безынициативности, принять неповторимость каждого в инклюзивной группе, понять, что это территория доверия. [2] Кроме всего прочего – это многогранный и многоуровневый процесс.
Рассмотрим практику инклюзивной театральной деятельности на примере отделения социальной реабилитации детей-инвалидов Мончегорского комплексного центра социального обслуживания населения. Одним из направлений деятельности, является создание инклюзивного творческого пространства для осуществления театральной деятельности, участниками которого являются дети с инвалидностью, инклюзивные волонтеры и сверстники. В целях укрепления и развития института семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания, посредством социально-психологического просвещения в отделении социальной реабилитации детей-инвалидов успешно реализуется подпрограмма «Грани моего «Я».
Задачи программы:
- социокультурная адаптация детей с инвалидностью;
- развитие познавательной и эмоциональной сферы, творческих способностей;
- формирование навыков межличностных коммуникаций;
- гармонизация в общении с самим собой;
- социализация детей с инвалидностью по средствам общения с инклюзивными волонтерами и сверстниками.
Ресурсное обеспечение:
- Кадровые ресурсы: психолог, специалисты.
- Наглядно-дидактический материал в соответствии с тематикой занятий.
- Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, штатив, карнавальные костюмы, расходные материалы (канцелярские принадлежности, фотоальбом и т.д.)
Целевая группа:
- дети и подростки с инвалидностью в возрасте 3-18лет;
- дети без отклонений в развитии;
- инклюзивные волонтеры;
- родители, воспитывающие ребёнка-инвалида.
Методы работы:
- тематические беседы;
- практические занятия по сценическому и фотоискусству;
- индивидуальные и групповые занятия;
- музыкотерапия;
- сказкотерапия;
- консультации для родителей по вопросам социокультурной реабилитации детей-инвалидов.
Результаты влияния театральной терапии (первичные, промежуточные) отражаются в диагностике получателей социальных услуг с помощью составление карты психологического сопровождения получателя социальных услуг (Приложение 1).
Программа «Грани моего Я» включает в себя индивидуальную и групповую форму работы и реализуется по следующим направлениям.
С целью укрепления «Я-концепции» и повышения самооценки реализуется технология «Мои увлечения», в ходе которой специалист и психолог проводят мастер-классы по театральной, музыкальной, танцевальной терапии, рассказывают о невербальном общении, инклюзивная группа выполняет практические задания. Далее специалист фотографирует детей в моменте проживания сценических образов, проживания сюжетной линии, танцевальных миниатюр и представляет готовые фотографии детям. В заключении, психолог проводит беседу с ребятами для формирования представлений о себе и о том, какими навыками и умениями они обладают. Данное направление способствует формированию инклюзивного пространства, интеграции детей с инвалидностью в социальную деятельность повышению социальной компетентности, приобретению ими нового социального опыта для формирования жизненных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе, через включение их в творческую деятельность.
Вторая технология «Слайд – терапия», цель которой – формирование представлений о динамике процессов, развитие познавательной сферы у детей с инвалидностью. Реализация происходит через коллективную продуктивную деятельность детей, где дети сами подбирают и определяют сюжет, создают заготовки персонажей. Специалисты, используя фотооборудование поэтапно снимают заготовки и далее фотографии монтируются в мини-фильм. В последствии, готовая творческая работа демонстрируются детям и их родителям.
Третья технология «Галерея моих образов», направлена на актуализацию и проигрывание латентных ролей, обогащение драматического опыта, интеграции Я – образов. Специалист и психолог проводит беседы, мастер-классы и тренинги с целью раскрытия внутреннего творческого потенциала детей, знакомство с основами сценического искусства. Ребенок уже сам продумывает, какую роль (роли) он хотел бы сыграть, какой образ он хотел бы создать, используя готовый арсенал костюмов, грим и музыку. Проигрывание миниатюр с использованием театральных инструментов: музыки, сценического, пространства, реквизита и т.д. Участие в этих эпизодах дает возможность детям прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции. Именно такая деятельность – метод, позволяющий раскрыть внутренний мир ребенка, снять с его груз «закрытости», научить проживать творческий процесс вместе, в команде.
Исходя из вышеизложенного: терапия через театральный творческий процесс – уникальный инструмент, она позволяет решать множество задач, касающихся развития и коррекции психических нарушений. Значимость заключается в том, что он развивает личность ребенка, его склонности к творчеству. Это сложный многоступенчатый процесс, но уважение, любовь и внимание к проявлениям ребенка помогают специалистам справиться со всеми задачами. Л. С. Выготский полагал, что основное правило успешного детского творчества – принятие ценности не результата, а факта упражнения, творения и воплощения фигур и предметов собственного воображения детей. [3]
Приложение 1
Карта психологического сопровождения
получателя социальных услуг
Ф.И.ребенка_______________________________________________
Дата рождения_____________________________________________
Образовательное учреждение (№ ДОУ,СОШ)__________________Класс, группа________
Диагноз______________________________________________________________________
Первичная диагностика:
Дата обследования:
№ |
Психологические функции |
Результаты первичной диагностики |
Примечание |
1 | Социальное поведение
(особенности вступления в контакт, отношение к похвале или порицанию, замкнутый, общительный и т.д. ) |
||
2 | Эмоционально-волевая сфера (не контролирует эмоции, эмоционально-стабилен, эмоционально-пассивен, способность к волевым усилиям, колебания настроения, активный, пассивный и т.д.) | ||
3 | Коммуникативная сфера (детско-родительские отношения, общение и взаимодействие со сверстниками) | ||
4 | Самооценка (чувствует себя уверенным, успешным, жизнерадостным, отвергнутым, завышенная самооценка, заниженная, низкая) |
Методы и методики оценки показателей поведения и личностных качеств:
¨ Коммуникативно-личностный опросник для родителей «Каков ребенок с окружающими людьми?» (Немов Р.С.)
¨ Анкета для родителей «Оценка психологических качеств ребенка»
¨ Анкета для родителей «Изучение особенностей взаимодействия детей друг с другом»
¨ Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (Д.Х.Олсон)
¨ Методика исследования самооценки «Дерево» Д. Лампен в адаптации Л.П. Пономаренко
¨ Методика «Рисунок семьи» Л. Корман
¨ Цветовой тест Люшера
¨ Методика «Волшебная страна чувств» (Авторская – Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов)
Дополнительно:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запрос родителей, выявленные проблемы:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендуемые программы:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительная дата повторной диагностики___________________________________
Повторная диагностика:
Дата обследования:
№ |
Психологические функции |
Результаты первичной диагностики |
Эффективность: - без динамики, - показатели улучшились, - показатели значительно улучшились.
|
Примечание |
1 | Социальное поведение
(особенности вступления в контакт, отношение к похвале или порицанию, замкнутый, общительный и т.д. ) |
|||
2 | Эмоционально-волевая сфера (не контролирует эмоции, эмоционально-стабилен, эмоционально-пассивен, способность к волевым усилиям, колебания настроения, активный, пассивный и т.д.) | |||
3 | Коммуникативная сфера (детско-родительские отношения, общение и взаимодействие со сверстниками) | |||
4 | Самооценка (чувствует себя уверенным, успешным, жизнерадостным, отвергнутым, завышенная самооценка, заниженная, низкая) |
Примечание____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Психолог_____________________________________________________________________
Библиографический список
- Фот Ж.А., Шалмина И.И. Театральное искусство как способ адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к полноценной жизни // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016.–№11-2.–С.331-333.
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10494 - Инновационные формы и технологии и комплексном сопровождении детей с отклонениями в развитии: материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Казань, 11–12ноября 2014 г.) / сост. А.И. Ахметзянова. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте –– СПб.: СОЮЗ, 1997