Научный руководитель: Куликова Е.С., доцент
В настоящее время аграрный сектор характеризуется поступательным развитием, что требует активной государственной поддержки путем реализации различных льгот и стимулов, снижения административных барьеров и помощи в конкуренции с иностранными производителями. Все эти меры включены в отдельное направление государственной деятельности, которое принято называть аграрной политикой.
Теоретические основы государственной аграрной политики широко обсуждаются в научной литературе. Но в то же время нет единства в определении этого термина. Так, например, автор О.В. Иконикова понимает под аграрной политикой направление воздействия органов государственного управления на аграрный сектор. В то же время под политикой в целом автор понимает совокупность организационно-правовых мер по управленческому воздействию компетентных органов и лиц на объекты государственного регулирования. Государственная политика в экономическом секторе реализуется в тесном взаимодействии органов государственной власти и бизнеса, как в рамках государственной власти, так и в рамках государственно-частного партнерства, и активно используется, в том числе и при регулировании аграрного сектора [1].
По мнению другого автора, Е.А. Галанова, под аграрной политикой следует понимать организационное системное воздействие государственных и муниципальных органов власти, наделенных полномочиями по поддержке сельскохозяйственных производителей с целью повышения их конкурентоспособности и максимального удовлетворения потребностей населения в продукции аграрного сектора [2].
Автор С.И. Мароземов справедливо отмечает стратегическое значение государственной аграрной политики для России, поскольку аграрный сектор исторически является ведущим в экономике страны. Поэтому эффективность управления аграрным сектором напрямую влияет на эффективность государственной экономической политики в целом [3]; Е.Н. Антамошкина также справедливо отмечает, что об эффективности государственной аграрной политики можно судить по активности и прибыльности организаций на рынке продукции аграрного сектора [4].
Поэтому в целом можно согласиться с определением государственной аграрной политики, данным В.А. Щенникова отмечает, что под аграрной политикой понимается воздействие государственной власти на федеральном и региональном уровнях, направленное на повышение эффективности аграрного сектора экономики путем реализации мер фискальной и налоговой поддержки [5].
Основным законом, выражающим основы аграрной политики на современном этапе, является Федеральный закон “О развитии сельского хозяйства” [6], который включает в себя обеспечение аграрного сектора экономики за счет мер бюджетной и налоговой поддержки [5]. Федеральный закон “О развитии сельского хозяйства” [6] определяет основные цели и задачи национальной аграрной политики, принципы ее реализации и систему нормативно-правового регулирования аграрного сектора. Определение аграрной политики содержится в ст. 5 данного нормативного акта и понимается как составная часть социально-экономической государственной политики, направленной на стабильный рост сельскохозяйственного производства и сельских территорий.
Аграрная политика России, поддерживаемая Правительством РФ, направлена на самообеспечение потребностей страны в продовольствии. Это зафиксировано в долгосрочной концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года [7], подчеркнуто в ежегодном послании Президента РФ и отражено в различных законах, регулирующих деятельность государственных предприятий АПК.
Можно сказать, что активное вмешательство государства в агропромышленный комплекс началось с принятия приоритетного государственного проекта “Развитие АПК” [8], федерального закона “О развитии АПК” [8] и Федеральный закон “О развитии сельского хозяйства” определили систему концептуальных инструментов, принципов, целей и направлений, а также мер в области воздействия государственного регулирования на аграрный сектор. Особое значение имеет практическая реализация указанных в законе мер в народном хозяйстве. Для начала следует отметить Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на период 2008-2012 годов [9]. Программа утвердила пять общих целевых каналов государственной поддержки агропромышленного комплекса через федеральный и региональные бюджеты. Первая программа положила начало регулирующему воздействию государства на рынок, однако не все запланированные показатели были достигнуты. Например, не были достигнуты показатели по мясу, молоку и овощам, а общий объем импорта сельскохозяйственной продукции к 2013 году вырос до 43 млрд. долл. [10].
В 2012 году была принята новая национальная программа поддержки и развития агропромышленного комплекса на период 2013-2020 годов [11]. Данная программа включает в себя направления, изложенные в отдельных подпрограммах:
- Растениеводство, Животноводство, включая мясное, Развитие сельскохозяйственного предпринимательства, Техническое обновление основных фондов сельскохозяйственного производства, Развитие рынков продукции 2013-2020 гг;
- развитие сельских поселений на период до 2030 года и улучшение качества земель на период до 2030 года. Согласно Национальному плану, приоритетами устойчивого развития сельских территорий являются
- восстановление и повышение эффективности использования сельскохозяйственных земель и других ресурсов; улучшение общих экологических аспектов в сельскохозяйственном производстве;
- стабильное повышение уровня развития сельскохозяйственных регионов и населенных пунктов;
- повышение степени независимости России в поставках продовольствия из других стран в соответствии с принципами обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации;
- повышение конкурентоспособности российского сельского хозяйства на внешних и внутренних сельскохозяйственных рынках с учетом инновационных векторов развития сельского хозяйства, поддержки малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве и улучшения общего инвестиционного климата в аграрном секторе;
- повышение финансовой стабильности и устойчивости сельскохозяйственных предприятий.
В настоящее время существует ряд национальных целевых программ развития АПК, разработанных и утвержденных Министерством сельского хозяйства РФ. В их числе – “Развитие коневодства к 2030 году” [12] и “Развитие рыбоводства к 2030 году” [13].
В условиях коренных социальных и производственных преобразований комплексное развитие гораздо эффективнее интенсивного. Инновации охватывают практически все отрасли производства, в том числе и сельскохозяйственное производство. В настоящее время действует Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года [14], основным направлением которой является повышение производительности сельского хозяйства и вклада сельских территорий в социально-экономическое развитие страны.
Библиографический список
- Иконникова, О. В. К вопросу о трансформации Российской аграрной политики / О. В. Иконникова // Никоновские чтения. — 2018. — № 20. — С. 68–70.
- Галанов, Е. А. Механизмы и методы государственного регулирования аграрного сектора экономики / Е. А. Галанов // Молодой ученый. — 2019. — № 49. — С. 168–170.
- Малоземов, С. И. Неолиберальная аграрная политика России: теория и практика / С. И. Малоземов // Общество: политика, экономика, право. — 2019. — № 11. — С. 9–11.
- Антамошкина, Е. Н. Аграрная политика: эффективность и условия оптимизации / Е. Н. Антамошкина // Продовольственная политика и безопасность. — 2019. — № 3. — С. 131–133.
- Щенникова, В. А. Государственная аграрная политика: инновационный аспект / В. А. Щенникова // Экономическое развитие России. — 2018. — № 9. — С. 40–42.
- Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О развитии сельского хозяйства» // СПС Консультант Плюс: Законодательство.
- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СПС Консультант Плюс: Законодательство.
- Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов (протокол № 2 от 21.12.2005) // СПС Консультант Плюс: Законодательство.
- Постановление Правительства РФ от 14.07.2007 № 446 (ред. от 23.04.2012) «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы» // СПС Консультант Плюс: Законодательство.
- Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ // http://www.mcx.ru/ (дата обращения 05.06.2023).
- Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 (ред. от 02.09.2021) «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2030 годы» // СПС Консультант Плюс: Законодательство.
- Приказ Минсельхоза России от 09.04.2013 № 173 «Об утверждении отраслевой программы «Развитие племенного коневодства в Российской Федерации на 2013–2015 годы и на плановый период до 2030 года» // СПС Консультант Плюс: Законодательство.
- Приказ Минсельхоза России от 16.01.2015 № 10 (ред. от 13.12.2016) «Об утверждении отраслевой программы «Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Российской Федерации на 2015–2030 годы» // СПС Консультант Плюс: Законодательство.
- Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 № 151-р (ред. от 13.01.2017) «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС Консультант Плюс: Законодательство.