Преступления против государственной власти и интересов государственной службы наносят непоправимый ущерб авторитету государственным органам и снижают эффективность их деятельности. Отметим, что все важнейшие аспекты внутренней политики (правовой статус и соблюдение установленных процедур для государственных служащих, распределение бюджета, государственные программы развития, поддержка населения в различных отраслях, управление экономическим развитием, военное командование, правоохранительная деятельность) напрямую зависят от состояния законности в стране, и соответственно, от того, на сколько законно и правомерно государственные служащие соблюдают установленный порядок их деятельности.
По общей структуре преступления против интересов государственной власти, государственной службы и органов местного самоуправления являются наиболее социально опасными, составляя 19,5% от общего числа, уступая преступлениям, совершаемым против собственности и экономической деятельности. Так, согласно статистике по состоянию преступности за январь-июнь 2023 года было выявлено 11559 преступлений данного вида [6].
Преступлениями против государственной власти и государственной службы в органах местного самоуправления признаются закрепленные на законодательном уровне социально опасные деяния должностных лиц с использованием своих служебных полномочий или положения, а также иных специальных лиц, посягающие на нормальную деятельность органов публичной власти. В научной литературе данное понятие объединяет термин «должностные преступления». Их классификация заложена в названии гл. 30 УК РФ (например, ст. 285 Злоупотребление должностными полномочиями, ст. 290 Получение взятки, ст.292 Служебный подлог, ст.293 Халатность и др.) [2].
Общественная опасность рассматриваемых преступлений в нанесении серьезного ущерба нормальной работе государства, что представляет значительный социальный риск для государственной деятельности. Причиной такого вреда всегда является ущемление индивидуальных и общественных прав. Общественная опасность данного деяния и исходя из этого наличие должностного преступления, может определяться масштабами, характером, способом и обстоятельствами посягательства. Расходование бюджетных средств (1 миллион 500 тысяч рублей), не соответствующих условиям их получению, является разграничением совершения преступления, предусмотренного ч.1 ст. 285.1 УК РФ, и административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ [1]. Чтобы привлечь к уголовной ответственности должностное лицо за занятие предпринимательской деятельностью (ст. 289 УК РФ) недостаточно, чтобы чиновник в нарушение федерального закона фактически осуществлял предпринимательскую деятельность лично или через доверенных лиц. Такие действия должны быть связаны с использованием своих служебных полномочий для предоставления преимуществ и выгод организации, которая имеет в его глазах коммерческий успех. Получение денег, ценностей и других материальных благ от физических и юридических лиц должностным лицом является дисциплинарным проступком. Согласно ст. 290 УК РФ, получение предметов за действия в пределах своих служебных полномочий квалифицируется обычно как получение взятки.
Кроме того, общественная опасность преступлений, предусмотренных главой 30 УК РФ, заключается в том, что когда со стороны служащих происходит посягательство на нормальное функционирование органов государства и муниципалитета, то в последствии ослабляется полностью работу властного аппарата, что определенно сказывается на негативном отношении со стороны общества на работу государственных структур. Общество не желает сотрудничать с такими должностными лицами, а так же формируется презрение к законодательным актам. Как следствие, все эти факторы препятствуют развитию государства и создают серьезную проблему для перехода нашей страны к правовому государству.
Учитывая серьезность рассматриваемых уголовных преступлений, включающих коррупцию, организованную преступность, отмывание доходов и другие посягательства, ставящие под угрозу государственную и общественную безопасность в России, правовое регулирование и борьба с такими преступлениями должна стать более интенсивной, и предусматривать целенаправленные и достаточно строгие наказания [5].
Все вышесказанное предопределяет большую актуальность, поскольку в Стратегии национальной безопасности РФ признается рост распространенности криминальных посягательств на государственную, общественную и экономическую безопасность, а также случаев, связанных с коррупцией, которые являются одними из основных угроз национальной безопасности в этой сфере (пп.13 п.47) [3]. Реализация Национального плана противодействия коррупции, которая является основополагающим фактором преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ, очевидно, предполагает принятие более жесткого вида ответственности за действия государственных служащих, таких как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), превышение должностных полномочий (ст. 286), получение взятки (ст. 290) и служебный подлог (ст. 292), с последующим отнесением их преимущественно к категориям тяжких и особо тяжких преступлений.
Повышенная общественная опасность свидетельствует в возросшей социальной угрозе, связанной с этими преступлениями [7]. Родовым объектом таких преступлений является благополучие и интересы государственной власти, что предполагает социальные отношения, регулирующие нормальное функционирование или правильную работу всех органов государственной власти.
Таким образом, преступления против государственной власти и интересов государственной службы можно определить как предусмотренные законодательством общественно опасные деяния, которые совершаются представителями власти (государственной, муниципальной) благодаря использованию их служебного статуса, причиняющие вред нормальной деятельности органов власти. Возникновение данного вида преступлений представляет социальную угрозу, поскольку препятствует нормальному функционированию государственных и муниципальных органов и учреждений, дестабилизирует аппарат власти и управления, нарушает права и законные интересы граждан и организаций, ослабляет уверенность граждан в защите.
Библиографический список
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст. 2954.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. 2002. №1 (ч. 1). Ст. 1.
- Указ Президента РФ от 02.07.2021 №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 03.07.2021.
- Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь – июнь 2023 года // Сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/40116049/ (дата обращения: 26.12.2023).
- Преступления против государственной власти : учебное пособие для вузов / А. Г. Кибальник [и др.] ; ответственные редакторы А. Г. Кибальник, А. В. Наумов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 120 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09856-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514824 (дата обращения: 26.12.2023).
- Куликов А.В., Борков В.Н., Долгих Т.Н. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы в органах местного самоуправления // Учебное пособие / Калининград, 2022. С.18-20.
- Зорина И.В. Общая характеристика преступлений, совершаемых чиновниками против государственной власти и интересов государственной службы // Вестник науки. 2019. Т. 4. № 6 (15). С. 157-161.