НОВЫЕ СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Пахомова Елена Вячеславовна
Н(ч)ЭОУ "Гимназия им. В.В.Давыдова" города Набережные Челны Республики Татарстан
учитель начальных классов

Аннотация
В статье рассматриваются новые способы развития компетенций педагогов и учащихся через творческую деятельность.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Пахомова Е.В. Новые способы развития компетенций педагогов и учащихся через творческую деятельность // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/09/100798 (дата обращения: 25.04.2024).

                                                                  Высшее искусство, которым обладает учитель, — это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний.

Альберт Эйнштейн

 

Современное общество нуждается в активных личностях, обладающих творческими, самостоятельными и индивидуальными качествами. Такой социальный заказ повысил интерес к проблеме развития творческой деятельности учащихся, способствующий становлению личности человека, его самовыражению и получению новых знаний.

Главная задача учителя, на наш взгляд, – выстроить процесс общения с учеником таким образом, чтобы постепенно ученик научился добывать необходимые ему умения и знания самостоятельно. А для этого необходимо выстроить высокий уровень учебной мотивации и учебно-познавательного интереса. Добиться этого можно не только во время учебного процесса, но и во внеурочной деятельности.

Правильно организованная система внеурочной деятельности – это та сфера, где можно наиболее полно развивать и формировать познавательные потребности и способности каждого ученика, гарантируя воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в каждый момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание происходит в свободное от учёбы время.

В своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание внеклассной работе, так как она предоставляет наилучшие возможности для развития творческой и разносторонней личности. Эта возможность может быть успешно реализована при опоре на традиционные и нетрадиционные методы обучения и воспитания, а также на собственное педагогическое творчество.

Я стараюсь, чтобы было интересным и увлекательным для ребёнка, поэтому применяю инновационные технологии в своих внеклассных мероприятиях. Такая деятельность предполагается на занятиях кружков: «ИЗОстудия», «ПоделКИНО» и «Мыловарение».

Как это работает? Увлечённый своим делом педагог увлекает и своих подопечных. Так, например, учитель начальных классов очень любит разные виды творчества, в том числе изготовление мыла. В свободно время с ребятами младшей школы проводит мастерские по изготовлению мыла ручной работы. Эта работа приносит педагогу удовольствие, радость, наполняет его энергией, он с удовольствием рассказывает об этом, демонстрируя результаты, образцы ранее изготовленного продукта.

В нашей гимназии практикуются постоянно действующие семинары, где педагоги обмениваются опытом и наращивают компетенции. На одном из таких семинаров учителям было предложено подумать о том, как можно, используя хобби учителя, выйти на новые форматы работы и новые образовательные результаты.

Для повышения эффективности работы над профессиональными компетенциями педагогов и учащихся, в Гимназии им. В.В.Давыдова был разработан проект «Школа учительского роста» для последующей реализации данных компетенций в работе школы. Гимназия носит имя Василия Васильевича Давыдова – автора теории и технологии развивающего обучения. Поэтому в качестве основополагающих приняты принципы развивающего обучения, обучения в процессе деятельности, принципы субъектной позиции всех участников образовательного процесса. В начале пути, естественно, одолевали опасения и сомнения у педагога и учеников.

Педагог:

  • Обсудить с командой единомышленников, коллег.
  • Попросить помощь у более опытных.
  • Увидеть инициативу детей, поддерживать её.
  • Собрать оргкомитет.
  • Распределить обязанности, ответственность.

Дети:

  • Честно говорить о своей заинтересованности.
  • Выполнять свою роль в общем деле, то, что нравится делать.
  • Показать необходимость своей роли в общем деле.
  • Выбрать наставника.

Таким образом, на этом этапе творческие группы педагогов школы выступили в качестве наставников, показав новые перспективы развития сложившийся практики.

Выход любимой и интересной педагогу деятельности на новый уровень, вызвал у него не только вдохновение, но и определённые опасения. Организаторы проекта столкнулись с тем, что у педагога возник эмоциональный дискомфорт по поводу дефицита у него целого ряда компетенций: компетенций организации групповой работы, компетенций работы с разновозрастной группой, компетенций делегирования ответственности детям.

Устоявшийся навык учителя все организовывать, готовить, контролировать самостоятельно, не позволял ему выходить на более сложные формы организации педагогической деятельности. Для того, чтобы в гимназии появился, творческий клуб, чтобы сама идея его создания стала интересной педагогу, для него стала очевидной задача выращивания новых компетенций.

Организационная группа проекта «Школа учительского роста», в которую вошли заместитель директора по развитию, директор школы, учитель – наставник, провела анализ возникших трудностей и возможных решений.  Вместе с педагогом был построен план по организации предстоящих событий, созданию клуба и предъявлению результатов его работы школьной широкой общественности на ярмарке.

На этом этапе в качестве наставника выступила организационная группа проекта, которая помогла учителю привлечь к участию детей и родителей, распределить между ними ответственность за организацию и проведение мероприятия, подготовить необходимые ресурсы.

Творческая группа педагогов, занимающаяся самоопределением старшеклассников, созданная в рамках проекта «Школа учительского роста», помогла учителю включать в работу инициативных подростков, которые пробуют себя в роли мастеров мыловарения, дизайнеров, фотографов, журналистов. В результате совместной работы, центром, идейным вдохновителем которой стал учитель, со своим увлечением, в гимназии появился творческий клуб, в составе которого работают не только мастера и ученики мыловарения, а ещё фотографы, дизайнеры, оформители продукта, маркетологи. Клуб начал выполнять специальные заказы: подготовил подарочные тематические спа-наборы для будущих выпускников к мероприятию «Последний звонок», выделил часть вырученных денежных средств на новогодние подарки для детей с ОВЗ.  На 9 мая ребята изготовили и оформили специальные наборы мыла для ветеранов и вышел на участие во всероссийской Спасской ярмарке. Последнее событие позволило получить большое количество новых образовательных эффектов. Сам же учитель отмечает что научился:

-         видеть и поддерживать детскую инициативу;

-         создавать детям возможность пробовать себя в разных видах деятельности;

-         видеть, выделять новые качества в детях, которые не проявляются на уроках;

-         организовывать совместную деятельность, помогая распределять ответственность между участниками;

-         создавать детско-взрослое сообщество;

-         использовать приемы мотивирования и поддержки детей в процессе их деятельности.

Учащиеся также приобрели новые компетенции:

-         приобретение новых навыков социального взаимодействия;

-         опыт продвижения собственной инициативы;

-         профессиональные пробы, самоопределение;

-         раскрытие своего потенциала;

-         развитие навыков командной работы.

В результате семинар сработал как пусковой механизм, позволивший на энергии одного педагога построить новую систему взаимодействия всего детско-взрослого коллектива Гимназии.

Появилось новое сообщество – «Творческий клуб», который помогает педагогам и детям осваивать новые компетенции, детям проявлять инициативу и самоопределяться, педагогам выйти на новый уровень профессионального мастерства. При этом наставническая поддержка коллектива стала одним из главных инструментов продвижения педагога от этапа вдохновения новыми задачами до этапа реализации и творческого воплощения идей.

На следующий год подготовка к Спасской Ярмарке включились педагоги из партнёрской школы города Зальцведель (Германия), коллеги по проекту Обрсоюза Чебоксаркая школа ремёсел «Илем». Ассортимент предоставленной продукции значительное расширился: изделия из бисера, расписные пряники, изделия из техники декупаж. В перспективе планируются участия школы «Илем» с мастер-классами по вышивке.

Процесс организации и подготовки к Спасской Ярмарке в 2023 году проходил совершенно в другом формате. Планирование и осуществление изготовления товаров для ярмарки взяли на себя сами учащиеся. Они распределили обязанности, разделили зону ответственности между собой. Таким образом учитель имел возможность применять новые компетенции (умение делегировать) на практике. И в 2023-2024 году в школе помимо действующего на регулярной основе клуба «Мыловарение» был создан клуб мультипликации «ПоделКИНО».

В пришкольном лагере и на выездной сессии слёта развивающего обучения юные мультипликаторы сделали свои первые шаги к созданию мультфильмов. Первый опыт был положительным, и теперь опытные мультипликаторы уже выступают в качестве наставников.

Таким образом в арсенале педагога появляется еще один инструмент для формирования у учащихся и педагогов таких важных компетенций как умение ставить цели и задачи, навыков ведения проектной работы, групповой деятельности, способности к самоопределению и профориентации.



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Пахомова Елена Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация