МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ КУРРИКУЛУМОВ В ВЫСШЕМ ИТ-ОБРАЗОВАНИИ

Глущенко Валерий Владимирович
Московский политехнический университет
профессор кафедры САМРТ-технологий и центра проектной деятельности, д.т.н., доцент

Аннотация
Предметом работы являются методические аспекты дифференциации куррикулумов в высшем ИТ-образовании; объект работы-качество высшего ИТ-образования; целью работы является обеспечения многообразия рабочей силы и повышение качества высшего образования в ИТ-сфере; для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи: формируются положения теории дифференциации куррикулумов, уточнение понятия и содержания куррикулумов, обсуждения методических вопросов формирования куррикулумов, описания и анализа рисков при дифференциации куррикулумов в ИТ-образовании.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Глущенко В.В. Методические аспекты дифференциации куррикулумов в высшем ИТ-образовании // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/08/100658 (дата обращения: 27.04.2024).

Введение. Актуальность статьи определяется потребностью обеспечения многообразия рабочей силы при одновременном повышении качества высшего образования. Анализ показывает что такой двойной эффект может быть получен на основе дифференциации куррикулумов в высшем ИТ-образовании.

Гипотезой статьи выступает предположение о том, что путем развития методики эффективной дифференциации куррикулумов можно обеспечить сразу два эффекта: многообразие рабочей силы; рост качества высшего ИТ-образования.

Изучение научных публикаций по теме работы показывает следующее. Наблюдается дифференциация вузов [1, с. 84622.1-84622.4]. Перспектива вхождения экономик в новый технологический уклад зависит от качества образования [2, с. 147-158]. Наблюдается развитие проектного метода в высшем образовании [3, с. 587-590]. Ученые изучают структуру и методы разработки куррикулумов [4, с. 927-939]. Куррикулумы считают методическим основанием СМАРТ-образования [5, с. 61]. Ученные разрабатывают методические основы формирования куррикулумов в ИТ- образовании [6; 7,с. 161-170].

Анализ литературы показывает актуальность данной работы.

Метод. Под дифференциацией в высшем ИТ образовании будем понимать способ обеспечения кастомизации или клиентоориентированности куррикулумов. Куррикулумом в данной статье будем называть комплексный документ методического и организационного содержания, целями которого является: описание образовательного процесса; рост качества высшего образования. В структурном плане куррикулум состоит из двух частей: первая часть называется явный куррикулум, который идентичен понятию образовательная программа; вторая часть включает скрытый (неявный) куррикулум. Скрытый куррикулум может содержать такие элементы: организационную культуру программы обучения; систему мотивации студентов; описание ключевых характеристик и структурных элементов студенческой экосистемы в университете, другое.

Под дифференцированным куррикулумом в этой работе будет пониматься такой куррикулум, который имеет свои принципиальные отличия от унифицированного общепринятого куррикулума по определенной специальности.

Опишем методологические положения теории дифференциации куррикулумов по аналогии с работами [6; 7,с. 161-170].

Теорией дифференциации куррикулумов можно называть научную дисциплину направленную на формирование и эффективное использование куррикулумов в высшем ИТ-образовании. Эта теория включает комплекс научных проблем, философию, идеологию, политику, мотивы, методы, способы, инструменты, технологии формирования куррикулумов, методы исследования жизненного цикла куррикулумов.

Научным методом в теории дифференциации куррикулумов будем именовать: совокупность принципов и приемов, с применением которых обеспечивается объективное познание процессов дифференциации куррикулумов в высшем ИТ-образовании; методы оценки социально-экономических результатов образовательной деятельности в рамках таких куррикулумов.

Можно выделить такие функции дифференциации куррикулумов.

Методологическая функция теории дифференциации куррикулумов состоит в: формировании понятийного аппарата; теоретических основ научных исследований;  формулировании законов этой науки; развитии категорий этой научной дисциплины; развитии методологии исследования явлений и процессов; синтезе инструментов управления научным исследованием в сфере формирования куррикулумов, др.

Познавательная функция теории дифференциации куррикулумов охватывает процессы накопления, описания, изучения фактов действительности в сфере дифференциации куррикулумов, анализ конкретных явлений и процессов в рамках процесса научных исследований в этой оласти.

Инструментальная (регулятивная) функция теории дифференциации куррикулумов носит практический характер и состоит в: выделении факторов дифференциации куррикулумов; оценке куррикулумов стейкхолдерами; синтезе способов и инструментов управления научными исследованиями эффективности куррикулумов; формировании рекомендаций администрациям вузов по модернизации куррикулумов и другом.

Законотворческая функция теории дифференциации куррикулумов проявляется в процессе обоснования необходимости и разработки норм права, которые способствуют: развитию теории дифференциации куррикулумов; расширению практики создания и использования дифференцированных куррикулумов в высшем образовании. Такое законодательство должно охватывать все этапы (создание, использование, модернизация, вывод из образовательного процесса) жизненного цикла куррикулумов.

Оптимизационная функция теории дифференциации куррикулумов состоит в синтезе или выборе наилучших (с определенной критерием точки зрения) вариантов кастомизированных куррикулумов.

Прогностическая функция теории дифференциации куррикулумов включает: оценку состояния программ проектного ИТ-образования; анализ воздействия куррикулумов на экономику и общество в будущем. При этом должна учитываться потребность и возможность развития определенных видов клиентооринтированных и/или кастомизированных куррикулумов в высшем ИТ-образовании.

Предупредительная функция теории дифференциации куррикулумов может иметь отражение в проведении упреждающих и профилактических мер для предупреждения кризисов такого дифференцированного образования и негативных последствий для экономики и общества. Такие предупредительные  меры должны формироваться на основе результатов прогноза развития теории и практики диффернцированных куррикулумов.

Психологическая функция теории дифференциации куррикулумов заключается в объяснении субъектам образовательного процесса необходимость финансовых и других затрат на постоянное развитие психологический аспектов высшего образования путем формирования педагогико-психологического механизма повышения качества высшего ИТ-образования.

Функция социализации знаний в области теории дифференциации куррикулумов состоит в распространении в профессиональной и социальной среде знаний о функциях и ролях дифференциации куррикулумов в развитии системы высшего ИТ-образования, экономики и общества.

Системообразующая функция теории дифференциации куррикулумов состоит в накоплении знаний направленных на: системное объединение этих курикулумов с процессами в экономике и обществе; обеспечение создания кастомизированных и/или клиентоориентированных куррикулумов; создание процессов управления жизненным циклом таких куррикулумов и др.

Ролями теории дифференциации куррикулумов можно признать: адаптацию процессов развития сферы высшего ИТ-образования к изменениям внешней экономической и социальной среды; снижение рисков при формировании куррикулумов; рост конкурентоспособности ИТ-вузов, др.

Законами теории дифференциации куррикулумов можно назвать устойчивые причинно-следственные связи между методами дифференциации куррикулумов и результатами в системе образования, экономике и обществе, которые связаны с реализацией предлагаемых куррикулумов.

Могут быть сформулированы такие законы теории дифференциации куррикулумов:

1.Развитие теории дифференциации куррикулумов стимулируется процессом осознания невозможности достичь высокого качества высшего ИТ-образования без научно обоснованной его дифференциации. Это связано с тем, что процесс специализации и разделения труда приводит к постоянному росту числа профессий (приблизительно 500 в год) и отсутствием у общества адекватных ресурсов для создания все новых образовательных и научных направлений.

2. Дифференциация куррикулумов направлена на использование ресурсов системы образования в тех направления, которые наиболее актуальных для национальной экономики и общества.

3. Дифференциация куррикулумов отражает: необходимость многообразия рабочей силы для динамичного развития в экономике; усложнение практики жизнедеятельности и сложности науки, экономики, образования, общественной жизни.

4. Дифференциация куррикулумов может быть связана с различными темпами старения знаний и моральным старением базирующихся на этих знаниях ИТ-куррикулумов.

5. Факторами дифференциации куррикулумов могут выступать: кластеризация экономики; отраслевое разделение экономики; международное разделение труда; методология образования (предметное и проектное); технические средства реализации образовательного процесса (при личном участии студента и дистанционное образование); по месту в системе образования (основное и дополнительное образование) и другое.

6. В педагогическом плане дифференциация куррикулумов ведет к формированию самостоятельных направлений в педагогической науке.

7. Для оценки эффективности дифференциации куррикулумов требуется развитие как самостоятельного направления аналитической педагогики[23,с. 56-72] и другое.

Изучение истории развития дифференциации в высшем образовании показывает, что предыдущая «волна» интереса к дифференциации куррикулумов в высшей школе США имела место в период 1970-1990-х годов [15, с.2]. Это соответствует началу предыдущего 9-го технологического уклада [18, с.56-72]. Одной из особенных черт высшего образования в условиях нового технологического уклада стане развитие педагогики и практики проектного ИТ образования. Проектным ИТ-образование условимся понимать такая форму высшего образования, которая предусматривает включение в учебные планы (явные куррикулумы) выполнение образовательных проектов. При этом такого рода образовательные проекты рассматриваются как самостоятельный структурный элемент (объем проектной образовательной деятельности составляет не менее 20% учебной нагрузки) процесса обучения в ИТ -вузе.

Рост внимания к проектному ИТ-образованию определяется  интенсификацией инновационной деятельности. Инновационная деятельность становится в новом 10-м технологическом укладе практически постоянной и реализуется в основном в форме инновационных проектов. Ожидается переход предприятий к проектной модели деятельности организации и вузов [3, с. 587-590].

В 2023 году теория технологических укладов позволяет определить, что период активизации дифференциации в высшем образовании (1970-1990гг) совпадает с периодом времени перехода высшей школы США к функционированию в условиях нового технологического уклада. Это был 9-й технологический уклад, предыдущий по отношению к настоящему времени и технологическому укладу. Тот предыдущий технологический уклад назывался «микропроцессоры». Он продолжался с 1970 по 2010 гг. Это дает основания предложить частную гипотезу данного исследования о том, что скачкообразный рост новых технологий и был в тот период (1970-1990гг.)  источником и причиной появления потребности в интенсивной дифференциации в высшей школе США. Следует отметить и то, что кастомизация уже давно считается одним из основных трендов развития в период предыдущего технологического уклада. Потребность в кастомизации растет как результат невозможности достичь высокого качества образовательного продукта при отсутствии кастомизации образования. Фактически отсутствие кастомизации приводит к распылению образовательных ресурсов без шансов получить рост качества образования?

Теория технологических укладов открывает дополнительные возможности определить причины и факторы дифференциации в высшем ИТ-образовании. В этих интересах нужно применить методы следующих теорий: теории технологических укладов; теории сложных систем;  общей теории педагогики (образованиелогии); теории дидактики (преподавания); теории дифференциации в высшем ИТ-образовании и др.

В процессе нужно учитывать, что в 2023 году ситуация в российском ИТ-секторе экономики усугубляется следующим: международные санкции в отношении ИТ-сектора национальной экономики приводят к необходимости самостоятельно разрабатывать ИТ-продукты; основные научно-педагогические кадры часто привыкли работать в статусе квалифицированных потребителей зарубежных ИТ-продуктов.

Это новые вводные, условия работы и относительно новая задача для отечественной экономики и всей системы высшего ИТ-образования.

Исследование положения в высшем ИТ-образовании показывает, что по в связи с развитием нового технологического уклада в ближайшем будущем может потребоваться переход университетов к клиентоориентированной дифференциации в сфере ИТ-образования. Такая потребность может быть вызвана постоянным ростом числа профессий. По этой причине нужно формировать механизм дифференциации в высшем проектном ИТ-образовании.

Анализ тенденций показывает, что для образования в период 10-го техуклада будут присущи такие основные тенденции: формирование бережливого образования; унификации образования (Болонский процесс); дифференциации (кастомизация и клиентооринтированность); дальнейшее развитие СМАРТ-образования и другое.

Анализ показывает, что дифференциация может иметь две формы: кастомизация работы ИТ-университетов; их клиентоорнинтированность. Кастомизацией функционирования ИТ-университетов будем называть приспособление работы отдельных региональных и отраслевых вузов к краткосрочным (текущим) кадровым потребностям ключевых субъектов экономики регионов и/или важной отрасли национальной экономики.

Клиентоорнинтированностью ИТ-университетов будем называть способность этих университетов поддержать стратегию развития партнеров, подготовить такие кадры для предприятий, которые будут способны создать и осуществить планы (программы) стратегического развития базовых предприятий такого университета.

Исходя из складывающей ситуации можно прогнозировать, что в период с 2023 года и далее все ИТ-разработки в реальной экономике должны выполняться на всех уровнях технологической пирамиды в изучаемом ИТ-секторе.  Это означает необходимость дифференциации куррикулумов с их ориентацией на определенный уровнь «технологической пирамиды». «Технологическая ИТ-пирамида» включает такие иерархические уровни: концептуальный (1-й) уровень; уровень разработки технологий (2-й); уровень проектирования средств производства (3-й); уровень реализации производственных процессов (4-й); уровень технического сервиса и подготовки персонала (5-й) [6; 7,с. 161-170].

Обсуждение. Дифференциация куррикулумов в высшем ИТ-образовании может сыграть важную роль в развитии нового технологического уклада. Дифференциация куррикулумов имеет всои цели и специфику на всех этапах жизненного цикла куррикулума: предварительных исследований; формирования куррикулума; использования куррикулума; модернизации куррикулума; выведения куррикулума из образовательного процесса.

Необходимость региональной дифференциации вузов определяется кластеризацией экономики. При этом именно  региональные экономические кластеры будут выступать «базовыми организациями» для расположенных в этих регионах университетов. Вторым драйвером дифференциации куррикулумов может стать необходимость обеспечить необходимое многообразие рабочей силы. Третьим стимулом дифференциации куррикулумов может быть реструктуризация системы междунородного разделения и специализации труда по результатам глобального кризиса.

При этом отсутствие научно обоснованной дифференциации куррикулумов может приводить к таким рискам в национальной экономике. Риску снижения темпов экономического роста из-за недостаточного разнообразия рабочей силы, что будет приводить, в частности, к снижению экономической эффективности инновационных проектов. Риску значительных потерь ресурсов в процессе взаимодействия национальной экономики и системы высшего образования. Например, известно, что в начале 21 века в России не находят себе работы по специальности около 40% выпускников. Фактически это может трактоваться как потери, а именно затраты на высшее образование, которые не приводят ни к увеличению объемов выпуска продукции, ни к росту качества продукции в экономике. Кроме всего этого такая ситуация создает социальные риски и стресс выпускников университетов и другое. Важно провести и анализ рисков, связанных с самим процессом дифференциации  куррикулумов. К таким рискам могут относится риски, определяемые, самим процессом  и методикой анализа механизма взаимодействия дисциплин куррикулума с качеством высшего ИТ-образования и другое.

Заключение. В работе сформулированы и обсуждаются методические положения теории и практики диффиренциации куррикулумов, факторы дииференциации куррикулумов  в высшем ИТ-образовании, описаны риски такой дифференциации.


Библиографический список
  1. Муромцева А.К., Ларионова Ю.С., Махнев В.П. Социально-региональная дифференциация высшего образования в России//В сборнике: Россия молодая. сборник материалов XII Всероссийской, научно-практической конференции молодых ученых с международным участием. Кемерово, 2020. С. 84622.1-84622.4.
  2. Тухтарова Е.Х. Перспектива перехода России на новый технологический уклад. Вопросы экономики. 2023;(8):147-158. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2023-8-147-158
  3. Нетесова Н.И. Развитие проектного метода в системе образования//Молодой ученый. 2014. № 19. С. 587-590.
  4. Сухомлин В.А., Белякова О.С., Климина А.С., Полянская М.С., Зубарева Е.В., Якушин А.В. Архитектура и принципы разработки куррикулума для дисциплины “Кибербезопасность”//Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2020. Т. 16. № 4. С. 927-939.
  5. Соломин В.П., Румянцев И.А., Смирнов В.А. Куррикулум – методическая основа дистанционного образования//В сборнике: Региональная информатика – 98. РИ-98. Труды VI Санкт-Петербургской международной конференции, Санкт-Петербург, 2-4 июня 1998 г.. Санкт-Петербургское Общество Информатики, Связи и Управления. 1999. С. 61.
  6. Глущенко В.В. Методические и организационные аспекты формирования и практического использования куррикулумов в высшем проектном ИТ-образовании // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/08/100650 (дата обращения: 14.08.2023).
  7. Glushchenko V. V. (2023)  Theoretical foundations of the creation of curricula in higher project IT -education// Indonesian Journal of Teaching in Science (IJoTIS), 2023, Volume 3, No. 2 (2023), p,161-170.  DOI: https://doi.org/10.17509/ijotis.v3i2.61451
    https://ejournal.upi.edu/index.php/IJoTis/article/view/61451/23812


Все статьи автора «Глущенко Валерий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация