ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕВОЗОК ВОЗДУШНЫМ ТРАНСПОРТОМ В РОССИИ

Устинова Марина Игоревна
Университет мировых цивилизаций
студентка факультета современного права

Аннотация
В статье рассматривается проблема правового регулирования гражданских авиаперевозок. Рассматриваются общее правовое поле деятельности в Российской Федерации.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Устинова М.И. Особенности правового регулирования перевозок воздушным транспортом в России // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/08/100653 (дата обращения: 18.04.2024).

Огромная территория Российской Федерации ставит актуальную задачу развития и эффективного правового регулирования воздушного транспорта – одного из важнейших сегментов транспортной инфраструктуры. В условиях международной конкуренции авиакомпании не могут функционировать полностью самостоятельно. Необходимы государственная поддержка и эффективные нормативно-правовые инструменты регулирования отрасли. Действующая нормативно-правовая база в сфере гражданской авиации развита не на должном уровне, и этот недостаток неоднократно отмечался экспертами в данной области экономики.

В российской авиационной отрасли продолжаются динамичные изменения. Согласно полученным данным, количество внутренних авиапассажиров достигло 15-летнего максимума, превзойдя многолетние рекорды. Однако, несмотря на эту положительную тенденцию, к концу 2023 года общее количество пассажиров на внутренних авиалиниях может оказаться ниже рекордного 2021 года, что было обусловлено в основном сокращением субсидирования.

Между тем, по данным в 2022 году российские авиакомпании сократят перевозки на 14%, что составит около 95 млн. пассажиров. Этот показатель на 5 млн. меньше целевого уровня. В результате итоговый показатель 2022 года снизился на 16 млн. пассажиров (14,3%) по сравнению с предыдущим годом, что на 5 млн. ниже целевого показателя, установленного Президентом РФ Владимиром Путиным в марте 2022 года [3].

Такой контраст между внутренними и международными авиаперевозками подчеркивает сложности и проблемы, стоящие перед российским авиационным сектором. Внутренние авиаперевозки демонстрируют рост, в то время как международные авиаперевозки по-прежнему сталкиваются с проблемами. Это подчеркивает необходимость детального и всестороннего анализа текущей ситуации и перспектив развития воздушного транспорта в России.

По данным Минтранса, в 2023 году российские авиакомпании должны перевезти 101,2 млн. пассажиров, из которых 81,9 млн. человек будут находиться на внутренних линиях. Это означает, что, несмотря на общий рост внутренних пассажирских перевозок на 5,4% по сравнению с 2022 годом, они на 6,4% ниже, чем в 2021 году [4].

Потенциал дальнейшего роста числа пассажиров на внутреннем рынке находится под угрозой из-за роста цен на билеты. Причинами этого являются рост цен на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание воздушных судов в аэропортах и увеличение стоимости полетов в связи с аэронавигационным обслуживанием.

Важным фактором, влияющим на текущее состояние авиаперевозок в России, является сокращение на 17% государственной поддержки субсидирования авиаперевозок в обход Москвы. В результате многие рейсы были отменены, а планы по открытию новых направлений пересмотрены.

Заглядывая в будущее, эксперты отмечают ряд рисков для развития воздушного транспорта в России. Это и чрезмерная зависимость от государственной поддержки, и проблемы с поддержанием летной годности воздушных судов, и усиление конкуренции со стороны железнодорожного транспорта на некоторых маршрутах, и возможное расширение списка запрещенных для полетов аэропортов в связи с ситуацией на Украине, и недостаточная вместимость гостиниц в основных туристических регионах страны.

В целом, несмотря на положительные сдвиги в увеличении внутренних пассажирских перевозок, существуют и серьезные проблемы, которые могут препятствовать дальнейшему развитию воздушного транспорта в России.

В международных воздушных перевозках России наметилась тенденция к снижению, что обусловлено несколькими факторами.

Во-первых, на международном уровне продолжается воздействие вируса COVID-19. Закрытие границ, карантинные меры и ограничения на международные поездки привели к значительному снижению количества международных рейсов и пассажиров.

Во-вторых, сказались и экономические факторы. Ухудшение экономической ситуации заставило многих людей отказаться от международных поездок, что привело к снижению спроса на международные авиаперевозки.

В-третьих, политические факторы и конфликты также могут влиять на международные авиаперевозки. Например, список аэропортов, в которые запрещены полеты в связи со спецоперацией на Украине, расширился, и международные рейсы могли сократиться.

Тем не менее авиакомпании продолжают совершенствовать свои услуги и привлекать новых пассажиров. Некоторые авиакомпании пытаются увеличить маршруты и улучшить условия обслуживания пассажиров, чтобы стимулировать спрос и восстановить международные полеты.

В целом, несмотря на существующие трудности, международные авиаперевозки в России имеют потенциал для долгосрочного восстановления и роста.

Прогнозирование будущего авиаперевозок в России – сложная задача, поскольку здесь задействовано множество переменных. Тем не менее, можно выделить некоторые тенденции и факторы, которые, вероятно, будут влиять на развитие отрасли в ближайшие годы.

Ожидается, что объем внутренних пассажирских авиаперевозок в России продолжит расти, хотя и более медленными темпами, чем в предыдущие годы. Это связано с рядом факторов, включая повышение цен на авиабилеты и сокращение государственной поддержки.

Международные пассажирские авиаперевозки остаются под угрозой из-за сохраняющихся ограничений, связанных с пандемией COVID-19, а также роста международной напряженности.

С другой стороны, ожидается дальнейший рост грузовых авиаперевозок в связи с расширением рынков международной торговли и электронной коммерции.

Макроэкономические и политические условия также играют важную роль в перспективах развития грузовых авиаперевозок в России. Экономический рост и спад, инфляция, обменные курсы и другие макроэкономические показатели могут влиять на спрос на авиаперевозки, стоимость и доступность авиабилетов.

Политические события, включая международные отношения, также могут оказывать существенное влияние на авиаперевозки. Например, международные конфликты и угрозы безопасности могут ограничить или запретить авиаперевозки. Кроме того, государственная политика и нормативные акты могут оказывать влияние на структуру и функционирование авиационной отрасли.

В целом перспективы развития воздушного транспорта в России – вопрос сложный, зависящий от множества внутренних и внешних факторов. Будущее отрасли определяется как текущей ситуацией, так и стратегическими решениями, принимаемыми государственными органами и отдельными авиакомпаниями.

Далее будут подробно рассмотрены конкретные законодательные акты, регулирующие деятельность компаний, специализирующихся на пассажирских авиаперевозках, в зависимости от их юридической силы.

Конституция Российской Федерации – основной Закон РФ, обладающий высшей юридической силой. В п. 4 ст. 15 сказано, что если в нормах международного права и международных договорах содержатся иные правила, чем предусмотренные Конституцией, то преимуществом обладать будут именно правила международного права и договора. Более того, согласованная с Конституцией ст. 4 ВК РФ еще раз закрепляет данную норму, содержащуюся в ст. 15 [1].

Поскольку воздушный транспорт является частью мировой экономической системы, то, безусловно, стоит говорить о международных правовых актах, которые неразрывно связаны с российским правом. Воздушный транспорт является не только внутренним, но и международным, что требует заключения соответствующих межгосударственных соглашений. В качестве примеров международных норм можно привести следующие [2]:

– Конвенция о международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 07.12.1944). Направлена, в первую очередь, на установление и поддержание дружбы и взаимопонимания между нациями и государствами, на содействие сотрудничества;

– Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (г. Варшава 12.10.1929). Регламентирует права и обязанности участников договора, определяет порядок приема и выдачи груза в пункте назначения, устанавливает основные требования к перевозочным документам, ответственность перевозчика.

Среди нормативно-правовых актов российского государства в сфере авиационного права центральное место занимает Воздушный кодекс (далее ВК) РФ от 19.03.1997 №60-ФЗ. Статья 2 ВК РФ определяет воздушное законодательство, которое, согласно Кодексу, состоит из федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативно-правовых актов РФ. В Кодексе закреплены основные понятия, виды авиации, регулирование авиационной деятельности в целом.

Также стоит выделить не менее важный федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» [2]. Закон направлен на обеспечение транспортной безопасности, в том числе и воздушного транспорта.

Авиационная деятельность регулируется множеством подзаконных нормативных правовых актов. Одним из основных можно выделить Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации», которое прописывает порядок пользования воздушным пространством в интересах экономики, страны и безопасного осуществления авиаперевозок, в целях удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов и потребителей. Постановление закрепляет основные понятия, используемые в сфере гражданской авиации, и особенности осуществления авиационной деятельности в целом.

К подзаконным актам также относятся и такие:

– Указ Президента Российской Федерации от 21.07.1995 № 747 «Об упорядочении использования авиации общего назначения»;

– Приказ Минтранса России от 31.07.2009 № 128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации»;

– Приказ Минтранса России от 27.03.2003 № 29 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения»;

– Приказ Минтранса России от 18.06.2003 № 147 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения»;

– Приказ Минтранса России от 12.09.2008 № 147 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации»;

– Приказ Минтранса России от 02.10.2017 № 399 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации»;

– и др. подзаконные нормативные правовые акты в сфере деятельности по перевозкам пассажиров и грузов воздушным транспортом.

Правовое регулирование на местном уровне заключается в принятии локальных документов в рамках субъекта, т.е. организации, в которых определяются определенные правила воздушных перевозок и порядок осуществления данного вида деятельности. Конечно, основным локальным нормативным актом является устав организации, а если в ее состав входит несколько субъектов, то меморандум о взаимопонимании.

Как видно, нормативно-правовое регулирование деятельности организаций, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов воздушным транспортом, основывается на вышеуказанном нормативном законодательстве, причем на международном, федеральном, региональном, местном и локальном уровнях. Разумеется, это далеко не полный перечень законов, регулирующих развитие воздушного транспорта. Однако из того, что здесь перечислено, можно сделать вывод, что принятие подзаконных актов основывается на нормах, содержащихся в законодательстве и международном праве. Подзаконные акты дополняют и уточняют друг друга, а положения закона являются основой для нормативно-правового регулирования в данной области.

Подводя итоги проведенного исследования, следует отметить, что они носят общий, а не исчерпывающий характер. На внешние институциональные факторы все большее влияние оказывают пандемия коронавируса и дипломатические санкции, введенные многими недружественными странами мира.


Библиографический список
  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
  2. Федеральный закон «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 N 16-ФЗ (последняя редакция).
  3. Официальный сайт Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.iata.org/
  4. Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mintrans.gov.ru/


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «author_118»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация