УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ ПУТЁМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Буланый Илья Константинович
Казанский государственный энергетический университет

Аннотация
В статье рассмотрены барьеры, которые мешают управлению инновациями и их внедрению. Определены направления, обеспечивающие сокращение затрат времени и денежных средств на создание инноваций. Разработаны предложения по совершенствованию системы управления в области создания инноваций.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Буланый И.К. Управление инновациями путём повышения эффективности инновационной деятельности предприятия // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/06/100420 (дата обращения: 21.04.2024).

В современных условиях рост благосостояния всё в большей степени обеспечивается за счёт создания и внедрения инноваций. Для успеха уже недостаточно просто учитывать особенности имеющегося спроса, следует стремиться создать товары, обладающие радикальными отличиями и способные удовлетворить те потребности клиентов, о которых они даже не догадывались. Многие успешные предприятия смогли коренным образом изменить традиционную бизнес-модель, характерную для их отрасли. Только развитие инновационной деятельности способно обеспечить выживание предприятия в условиях постоянных изменений и высокого уровня нестабильности.

Однако одним из главных барьеров на пути ускоренного развития фирмы являются принципы, которые смогли обеспечить успех крупных предприятий. Разумеется, что руководство предприятий зачастую не готово к реформированию сложившейся системы функционирования бизнеса. Тем не менее процесс ускорения изменений во внешней среде ведет к изменению структуры существующих рынков и вытеснению неэффективных фирм. Одним из признаков надвигающейся катастрофы является превращение высокотехнологичных продуктов в стандартизированные товары. Ко второму следует отнести неспособность предприятия прогнозировать будущие тенденции развития рынка.

Таким образом, необходимо создать в организации атмосферу, способствующую непрерывному созданию инноваций. Для этого нужно отказаться от бюрократических процедур при управлении фирмой. Прежде всего, необходимо признать, что появление инноваций не поддается прогнозированию. Также следует разрушить монополию на одобрение инноваций со стороны высшего руководства. Желательно создать несколько конкурирующих центров, обеспечивающих поддержку новым идеям, возникающим у работников. Лучшие предприятия создают сообщества практики, в работе которых принимают участие работники, специализирующиеся в различных областях знаний. Необходимо поощрять вовлечение работников в инновационную деятельность посредством материального и морального стимулирования.

В условиях экономического кризиса особенно важным является обеспечение низких затрат на создание инноваций. Для повышения эффективности инновационной деятельности необходимо повысить долю работников, предлагающих инновационные идеи, увеличивать долю радикальных инноваций в общем числе предлагаемых проектов, расширить количество идей, полученных из внешних источников, определить основные приоритеты в инновационной деятельности, снизить затраты на получение новой информации посредством проведения экспериментов.

Увеличению объёмов инвестиций в формирование требуемых навыков у работников, которые позволили бы им принимать активное участие в инновационной деятельности, мешают стереотипы руководителей, полагающих, что созданием инноваций должны заниматься представители специализированных подразделений. Лучшие предприятия вовлекают в процесс сбора и рассмотрения идей высшее руководство фирмы, а поддержкой инноваций в них занимается более десяти процентов персонала. Одним из наиболее эффективных инструментов по привлечению внешних знаний является краудсорсинг, который значительно облегчается теперь в связи с развитием информационных технологий. Таким образом, удается выделить группы специалистов, заинтересованных в решении имеющихся проблем, а также те стимулы, которые позволяют привлечь их к работе. Радикальные инновации позволяют в корне изменить ожидания и образцы поведения потребителей, виды конкурентных преимуществ, структуру затрат в отрасли зачастую при низком уровне риска. Они, как правило, связаны с решением проблем, большинство из которых не замечают существующие целевые группы клиентов. К сожалению, существующие виды маркетинговых исследований не позволяют выявить неудовлетворенные потребности клиентов. По данной причине необходимым является проведение экспериментов на практике.

Развитие глобализационных процессов ведет к необходимости организации инновационных проектов, требующих участия нескольких крупных фирм. К. Вильсон и И. Доз выделяют «10 принципов управления данными проектами в условиях глобализации:

1. Постепенное расширение проекта.

2. Обеспечение стабильных условий.

3. Вовлечение высшего руководства на постоянной основе в поддержку проекта.

4. Использование стандартных методик в управлении проектами.

5. Определение команды, ответственной за управление проектом.

6. Разработка эффективной системы планирования проектов.

7. Обеспечение проекта требуемыми ресурсами.

8. Формирование системы контроля.

9. Ограничение количества участников.

10. Создание эффективной системы коммуникаций» [2].

При создании крупного проекта, в который вовлечено значительное количество организаций, необходимо сначала создать систему взаимоотношений между ними, например, через осуществление ряда небольших экспериментальных проектов. Вовлечение высшего руководства необходимо для решения межорганизационных проблем. Создание стабильных условий позволит сохранить талантливых работников, конкуренция за которых все больше обостряется. Команда, отвечающая за проект должна располагаться в одном географическом месте, а правила разработки проекта должны быть стандартизированы. Нужно учитывать, что успех проекта во многом определяется на стадии планирования. Не следует привлекать к работе в проекте незагруженных сотрудников, не имеющих требуемой квалификации. Необходимо обеспечить контроль за качеством выполнения проекта со стороны работников. Ограниченное количество партнеров требуется по причине необходимости экономии затрат времени при выполнении проекта. Хотя информационные технологии и позволяют сократить затраты времени и денежных средств, но личное общение облегчает обмен неявными знаниями, что особенно важно при создании радикальных инноваций.


Библиографический список
  1. Агарков, А. П. Управление инновационной деятельностью : Учебник для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы высшего образования по направлениям подготовки «Менеджмент», «Инноватика» (уровень бакалавриата) / А. П. Агарков, Р. С. Голов. – 2-е издание. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2020. – 204 с.
  2. Лебедева, С. Р. О некоторых аспектах современного инновационного менеджмента: вызовы, инструменты, методы / С. Р. Лебедева, Н. Н. Покутняя // Инновации в управлении социально-экономическими системами (RCIMSS-2020) : Материалы национальной (всероссийской) научно-практической конференции. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2020. – С. 86-94.
  3. Wilson K., Doz Y. 10 Rules for Managing Global Innovation // Harvard Business Review, 2012, Vol. 90 Issue 10, p. 86-90.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Буланый Илья Константинович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация