«МЯГКАЯ СИЛА» КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ

Лукьянова Анастасия Владимировна
Казанский (Приволжский) федеральный университет

Аннотация
В данной статье рассматриваются инструменты и методы, которые использует Республика Корея во внешней политике в рамках концепции «мягкой силы». Смена миропорядка, смещение военной силы с переднего плана обязывали к применению нового ресурса, обеспечивающего распространение влияния ненасильственным путем. Южная Корея является развитым государством, которое повышает свою привлекательность посредством культуры, образования и дипломатии, подписывая соглашения с другими государствами, участвуя в международных организациях, открывая организации для изучения корейского культурного кода и языка. Во внешнеполитических отношениях РК придерживается принципа равноправного сотрудничества, выстраивая свою дипломатию согласно концепции «мягкой силы».

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Лукьянова А.В. «Мягкая сила» как инструмент реализации внешней политики Республики Корея // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/06/100394 (дата обращения: 25.04.2024).

Республика Корея 2023 г. – это развитая страна, сильная демократия и культурный центр. Однако еще в прошлом веке, особенно до 1960-х гг., Южная Корея была далеко не таким государством, каким мы видим ее сейчас. «Корейское экономическое чудо» позволило выйти из числа бедных и развивающихся стран, заявить о себе на международной арене и стать одним из важных игроков в геополитике. Ее дипломатия стала более активной и всеобъемлющей, чем когда-либо прежде. Только за 2021 г. Республика Корея была гостем на саммите G7 [1], приняла участие в эксклюзивном пленарном заседании 12 стран во время Саммита за демократию, где, было объявлено, что Республика Корея примет будущий (третий) Саммит за демократию [2], а также присоединилась к Саммиту по устойчивости глобальных цепочек поставок на полях G20 [3]. Сеул также принимал Саммит P4G, посвященный зеленому восстановлению на пути к углеродной нейтральности [4], и Конференцию на уровне министров по вопросам миротворческой деятельности ООН. Южная Корея выступила с совместными заявлениями и подписала соглашения в области политики, безопасности и экономики с такими странами, как Австралия, Австрия, Камбоджа, Израиль, Казахстан, Испания и США [5].  К тому же Республика Корея стала первой страной в истории, которую агентство ООН ЮНКТАД повысило со статуса развивающейся страны до развитой, переведя страну из группы А (страны Азии и Африки) в группу В (развитые экономики). Это было первое такое повышение для агентства с момента его создания в 1964 г. [6]. Следовательно, пословица «креветка среди китов» в отношении Южной Кореи устарела и не соответствует реалиям. «Креветок» не приглашают на саммиты ведущих демократий, не относят к крупнейшим экономикам мира и не признают культурное влияние на другие страны. Но что же позволило Республике Корея превратиться из «креветки» в «кита»?

С момента перехода к демократии в конце 1980-х годов и даже раньше лидеры Южной Кореи стремились проводить автономную внешнюю политику, что в порядке вещей для страны, которая десятилетиями страдала от колониализма, должна была вести войну со своим соседом, а затем нуждалась в сильном союзе, чтобы предотвратить возможность нового вторжения. Таким образом, цель автономии лежит в основе внешней политики, что является конечной целью, к которой стремится государство. Однако сменявшие каждые 5 лет президенты Республики Корея ясно давали понять, что автономия не означает изоляцию [7, c. 12]. На протяжении десятилетий в Южной Корее наблюдались прочные партнерские отношения с другими странами, участие в региональных инициативах и многосторонний подход, поэтому отправной точкой современной внешней политики Южной Кореи является автономия в контексте сети отношений и соглашений с партнерами. И данный подход относится к «мягкой силе» Южной Кореи, которую государство начало активно использовать в своей внешней политике после «экономического чуда».

Понятие «мягкая сила» появилось в 1990 г. и было введено профессором Джозефом Наем, который определял его как «форма политической власти, умение добиваться нужных результатов на основе симпатии, добровольного участия и привлекательности». «Мягкая сила» имеет множество инструментов: культура, политические ценности, публичная дипломатия, «мягкие» экономические методы воздействия, креативные индустрии. Однако концепт «мягкой силы» – это сложная система, состоящая из взаимосвязанных уровней, которая играет важную роль во внешней политике.

Государство может обладать несколькими ресурсами «мягкой силы», но для достижения желаемого результата оно использует их в такой форме, которая поможет достигнуть поставленных целей. Для этого страна использует свои ресурсы «мягкой силы» и превращает их в инструмент внешней политики. В случае с Республикой Кореей, она в основном опирается на публичную и культурную дипломатию, «корейскую волну», демократизацию и на национальный брендинг.

Республика Корея является образцом азиатской демократии с либеральной экономикой и со свободой слова в СМИ. Прошедший демократический транзит южнокорейского общества, который впоследствии стал сильной стороной «мягкой силы», существенно повысил привлекательный имидж государства. Можно сказать, что сразу после «экономического чуда» Республика Корея совершила и «политическое».

Корея не может взять на себя роль глобального лидера, мобилизуя международную поддержку для коллективных действий по достижению определенных глобальных миссий. Тем не менее, Корея, безусловно, играет роль одного из региональных лидеров или со-руководителя в таких вопросах, как ядерный кризис в Северной Корее и шестисторонние переговоры или создание многосторонних структур безопасности в Северо-Восточной Азии.

Еще одной областью «мягкой силы» Кореи является помощь Северной Корее в улучшении ее международного имиджа при условии, что Северная Корея искренне приступит к различным реформам. Лозунг Северной Кореи о «сильной и большой нации» создает очень негативный и устрашающий имидж в отношении международного сообщества, вызывая отрицательную реакцию со стороны окружающих стран [8, c. 285]. Поэтому Северной Корее приходится придумывать новые лозунги, которые могут понравиться как внутренней, так и международной аудитории. Межкорейские саммиты могут решать такие проблемы и предлагать новые решения через международное вещание.

Имидж и бренд Кореи довольно сильно важны для будущего нации, безопасности и процветании, которые в значительной степени зависят от репутации государства. На протяжении многих лет корейское правительство прилагало большие усилия для улучшения репутации государства. Несмотря на несколько негативный образ, изображаемый в мировых новостях из-за напряженности в отношениях с Северной Кореей, Республика Корея смогла использовать свою силу, чтобы продемонстрировать более позитивный имидж на международном уровне, создавая «мягкую силу», которая в свою очередь демонстрировала экономические выгоды [9, c. 69].

Что касается культуры, то в данном аспекте велико значение «халлю» или «корейской волны». Моментом возникновения «халлю» считается 1997 г., когда во время Азиатского финансового кризиса правительство РК решило делать упор на индустрию шоу-бизнеса, а не на промышленность. Однако Термин «халлю» появился на пять лет раньше в 1992 г., когда были установлены дипломатические отношения с КНР. В повседневное использование это слово вошло только в 1999 г., когда оно было упомянуто в газете «Китайские хроники» в статье под названием «Временами и восточный ветер дует на восток», авторы которой были удивлены стремительно растущей популярности южнокорейской поп-культуры. Корейская драма «Зимняя соната» (2002) стала тем, что зажгло первые этапы «корейской волны». За драмой последовал международный успех «Меня зовут Ким Сам Сун» (2005) и «Дэ Чан Гым или Жемчужина дворца» (2003) [10, c. 78]. Кроме того, корейская музыка привлекла внимание через веб-сайты потокового онлайн-вещания примерно в 2005-2007 гг., в то время, когда стали широко использоваться известные порталы с цифровым контентом (YouTube, YinYueTai).

С другой стороны, Корея завоевала свой экономический престиж, совершив «Чудо на реке Хан» – эффектное превращение из беднейшей страны мира в одну из самых развитых и процветающих [11, c. 355]. Даже на сегодняшний день Республика Корея остается одним из самых быстрорастущих государств мира. Она присоединилась к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1996 г. [12] и к G20 в 1999 г. [13]. Экономика Кореи является смешанной и в основном состоит из чеболей, владеющих крупными корпорациями, такими как Samsung, LG, Lotte, Hyundai, SK Group и др. [14].

Используя вышесказанное как ресурсы «мягкой силы» и материалы для национального брендинга, корейское правительство решило укрепить имидж Кореи не только на региональном уровне, но и в международной сфере. В феврале 2008 г. Корейский фонд (KF) и Институт Восточной Азии пригласили профессора Гарвардского университета Джозефа Ная для чтения лекций и участия в семинарах и встречах. В некотором смысле для корейского правительства это послужило первым шагом к поиску путей улучшения имиджа Кореи с помощью «мягкой силы» [15, c. 75].

Несмотря на то, что корейские методы брендинга продемонстрировали некоторые положительные результаты среди различных стран Азии и Ближнего Востока, западные и другие страны не были так впечатлены, поскольку думали, что Южная Корея все еще находится в «ловушке» индустриализации и ей предстоит долгий путь, прежде чем она станет привлекательной для остальных зарубежных стран. Именно это побудило избранного в 2007 г. президента Ли Мен Бака активно продвигать свою инициативу в отношении построения имиджа Кореи.

Несколько правительственных ведомств приняли участие в совместных усилиях, среди них Министерство культуры, спорта и туризма, которое поддерживает секторы искусства и культуры, чтобы завоевать международное признание. Еще одно ведомство – Министерство иностранных дел и торговли, имеющее три филиала. Крупнейшим из трех является Корейское агентство международного сотрудничества (KOICA), специализирующееся на официальной помощи в целях развития (ОПР). Второй – Корейский фонд (KF), который способствует культурному обмену и активно участвует в проекте национального брендинга. Третий – Фонд зарубежных корейцев (OKF), который организует корейские культурные мероприятия для зарубежных корейцев из других стран мира. Корейский фонд и Фонд зарубежных корейцев выполняют схожие функции, однако нацелены на разные аудитории.

Публичная дипломатия была воспринята как ключевой инструмент для повышения национального имиджа Кореи как значимого международного игрока. В то время как в политическом плане Корея пыталась укрепить свое положение, позиционируя себя «средней державой», также сосредотачивает свои усилия на завоевании сердец иностранной общественности в разных регионах посредством активной демонстрации своих культурных продуктов [16].

С конца прошлого столетия правительство РК уделяет особое внимание популяризации корейского языка и культуры. Еще в 1979 г. открываются первые Корейские культурные и информационные службы (KOSIC) в Японии и США, целью которых является продвижение имиджа Южной Кореи и расширение культурных обменов. На сегодняшний день KOSIC имеет 33 культурных центра в 28 странах, включая Францию, Великобританию, Польшу, Россию, Аргентину, Нигерию, Иран и Египет [17]. Также с 2007 г. были открыты Институты короля Седжона (кор. 세종학당), созданные правительством РК для изучения корейского языка жителями других государств. На сегодняшний день насчитывается 244 института в 82 странах.

Таким образом, Республика Корея реализовывала и продолжает реализовывать внешнюю политику с помощью инструментов «мягкой силы». К заметным ресурсам, которыми обладает Корея, можно отнести модернизацию и демократический транзит, а также «корейскую волну». Республика Корея ориентировалась на американскую модель построения демократии и стремилась вписать в традиционные конфуцианские ценности западные идеи. Что касается «халлю», то данный термин зародился в 1997 г., а сам феномен с 1999 г. начал продвигаться Министерством культуры, спорта и туризма как важный аспект экономического развития. Публичная и культурная дипломатии служат частью национального брендинга, поэтому у Кореи есть множество инструментов, с помощью которых она распространяет свою культуру и создает благоприятный имидж.


Библиографический список
  1. Pardo R. P. Korea Chair Explains – South Korea’s participation in the G7 summit // Brussels School of Governance. 2021. URL: https://brussels-school.be/publications/other-publications/korea-chair-explains-south-korea’s-participation-g7-summit (дата обращения 30.04.2023).
  2. The Summit for Democracy // U.S. Department of State. 2021. URL: https://www.state.gov/summit-for-democracy/ (дата обращения 30.04.2023).
  3. FACT SHEET: Summit on Global Supply Chain Resilience to Address Near-Term Bottlenecks and Tackle Long-Term Challenges // The White House. 2021. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/10/31/fact-sheet-summit-on-global-supply-chain-resilience-to-address-near-term-bottlenecks-and-tackle-long-term-challenges/ (дата обращения 30.04.2023).
  4. 2021 P4G Seoul Summit // IISD. 2021. URL: https://sdg.iisd.org/events/2021-p4g-seoul-summit/ (дата обращения 30.04.2023).
  5. 2021 Seoul Un Peacekeeping Ministerial // United Nations Peacekeeping. 2021. URL: https://peacekeeping.un.org/en/2021-seoul-un-peacekeeping-ministerial (дата обращения 30.04.2023).
  6. UN agency upgrades Korea’s status to developed economy // Korea.net. 2021. URL: https://www.korea.net/NewsFocus/policies/view?articleId=200509 (дата обращения 30.04.2023).
  7. Downer A. Challenges and Opportunities of Korea’s Foreign Policy as a Developed Country. Sejong: KIEP. 2022. 181 p.
  8. Matosian A.E. The Key Components of South Korea’s Soft Power: Challenges and Trends // RUDN Journal of Political Science. 2021. №2. P. 279-286.
  9. Lee B. J. A Study on Korea’s Brand Image Perceived by Foreign Correspondents: Focusing on National and Regional Differences // The Korean Journal of Area Studies. 2012. №2. P. 65-83.
  10. Kim Su-Jeong A Second «Dae Jang Geum» Unlikely with Export Strategies Alone // The Korea Foundation. 2013. № 12. P. 77-83.
  11. Sa-Kong Introduction to the Korean Economy // The Korean Economy Six Decades of Growth and Development, Korea development Institute. 2010. P. 326-344.
  12. Korea & the OECD: 25 years & beyond // OECD. URL: https://www.oecd.org/country/korea/anniversary (дата обращения 30.04.2023).
  13. About the G20 // G20. URL: https://www.g20.org/en/about-g20/#members (дата обращения 30.04.2023).
  14. What Are Chaebol Structures in South Korea? [Электронный ресурс] // Investopedia URL: http://www.investopedia.com/terms/c/chaebol-structure.asp (дата обращения 30.04.2023).
  15. Cheng Li-Chih The Korea Brand: The Culture Dimension of South Korea Branding Project In 2008 // SAIS US-Korea Yearbook. 2008. P. 73-85.
  16. Faure A. K-Culture Diplomacy: From São Paulo to Tehran [Электронный ресурс] // The Diplomat. URL: https://thediplomat.com/2016/05/k-culture-diplomacy-from-sao-paulo-to-tehran/ (дата обращения 30.04.2023).
  17. Greetings [Электронный ресурс] // Korean Culture and Information Service. URL: https://www.kocis.go.kr/eng/openGreetings.do (дата обращения 09.05.2023).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Лукьянова Анастасия Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация