ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Пипина Светлана Степановна
Краевое государственное автономное учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
педагог-психолог

Аннотация
Среди целей и задач социальной политики всего мирового сообщества наблюдается возрастающий интерес к различным видам работы с особенными детьми. Реформы, произошедшие за последнее десятилетие, изменили отношение к детям-инвалидам, среди педагогов стал актуален поиск инновационных способов деятельности. В краевом государственном автономном учреждении «Реабилитационный центр для детей и подростков» города Ачинска Красноярского края работа с детьми-инвалидами с ранних этапов развития является приоритетной, а песочная терапия - одной из наиболее эффективных технологий психологического сопровождения особенных детей.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Пипина С.С. Технологии психологического сопровождения детей-инвалидов // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/05/100386 (дата обращения: 27.04.2024).

Наверняка, многие педагоги задумывались о том, существует ли эффективная деятельность в процессе психолого-педагогического сопровождения детей, причём наибольшие трудности встречаются в работе с детьми с особенностями в развитии. На мой взгляд, такая деятельность есть! Нет ничего проще и доступнее, чем игра с песком. Именно песочную терапию я считаю одной из эффективных технологий сопровождения детей данной категории.

Песочная терапия (sandplay) – увлекательный, творческий и в то же время исцеляющий процесс. Сам принцип песочной терапии был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом, который видел в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе – воплощение жизни во вселенной. Детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд называла данную терапию «техникой построения мира». Широко используя песочную терапию с целью диагностики, при оказании психологической помощи, в процессе индивидуальных и групповых консультаций, я убедилась в её результативности. А приобретённое в фирме профессионального психологического инструментария специальное оборудование (в том числе коррекционно-диагностический комплекс «Песочная магия», базовый и вспомогательные наборы фигур) значительно разнообразило возможности психолого-педагогического сопровождения в нашем учреждении. Использую разные по цвету и форме песочницы, выбор которых связываю с решением поставленных задач. Например, треугольную песочницу красного цвета – для устранения агрессивных проявлений; для сосредоточения на собственной личности – песочницы круглой и квадратной формы. Но чаще всего использую классическую деревянную песочницу размером 50×70×8см. Такой размер соответствует оптимальному восприятию, что позволяет целиком охватить её взглядом. Расположив песочницу на стеклянном журнальном столике, я  визуально сделала её невесомой и, что немаловажно, доступной для перемещения. Развивающие задания на песке эффективнее, чем стандартные педагогические приёмы. В течение летнего времени есть возможность играть в песочнице на улице, а в холодное время года ящик или коробка с песком –  отличные помощники. Работу с песком провожу и на расстеленной клеёнке, образуя пространство без фиксированных границ: ребёнку предлагаю возможность выбора, что важно для его личностного развития.

Для меня  песок – это удивительный природный материал, способный передать ощущение разнообразия окружающего мира. Структура песка притягивает, действует как магнит. Во время создания песочной картины я внимательно наблюдаю за поведением и эмоциональными реакциями. С учётом полученной диагностической информации прогнозирую дальнейшую работу: либо организую развивающие игры, либо с детьми мы занимаемся проигрыванием сюжетов на песке, либо с членами семьи провожу глубинную психокоррекцию с созданием песочных миров. Креативным подходом на занятиях по песочной терапии у нас в учреждении считаю их проведение в сенсорной комнате с использованием имеющегося оборудования, основанного на стимулирующем воздействии всех анализаторов. В её таинственной атмосфере мне не требуется долго рассказывать о песке, достаточно просто предложить поиграть. Создание песочных композиций в отличие от рисунка не требует особых графических умений, предварительной подготовки и планирования. В процессе взаимодействия постепенно происходило осознание того, что на песке не существует понятий “хорошо” или “правильно”, каждый – творец!

Песочные игры считаю универсальными. Осуществляя инклюзивный подход, данные игры использую в работе с детьми с интеллектуальными и физическими особенностями. Среди детей, посещающих наше учреждение, одной из наиболее многочисленных категорий являются дети с  умственной отсталостью и задержкой психического развития. По моим наблюдениям, им сложно обратиться с вопросом или просьбой, поэтому считаю важным развить у них умение строить фразу, называть предметы и действия. Опорой формирования этих умений и являются песочные игры как средство развития и коррекции коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы. У детей с ДЦП в основном нарушены моторные навыки, часто наблюдаются глазодвигательные нарушения. Трогая песчинки, развиваю тактильную чувствительность и зрительно-моторную координацию (данный вид коррекции особенно актуален в период подготовки к школьному обучению). Формирование перечисленных навыков важно и для детей с нарушенным зрением и слухом. Песочную терапию считаю хорошим способом самовыражения для детей с аутизмом. Накопившиеся переживания они держат в себе, а манипуляции с песком и водой помогают им снять напряжение и тревогу.  Для детей с синдромом Дауна характерен некоторый разлад в обработке сенсорных сигналов. Игры с песком и водой в первую очередь необходимы для коррекции сенсорной сферы. Рисование с помощью песка, на мой взгляд, одно из самых продуктивных упражнений для детей с синдромом дефицита внимания. Их успокаивает сама атмосфера таинственности и загадочности. «Рисуем» таким образом мы практически всё: движением рук мы можем убрать всё лишнее и начать сначала. Песок, воздействуя на тактильно-кинестетические центры, развивает оба полушария.

Полученные в процессе занятий навыки рекомендую закреплять на прогулках и, обязательно, дома. В связи с этим ещё одним преимуществом игр с песком считаю то, что ими можно заниматься круглогодично, ящик не занимает много места, его можно легко разместить в том числе и в домашних условиях, так как очень важно, какая среда будет создана не только в пространстве  учреждения, но и в доме ребенка. Судя по отзывам родителей, данные игры помогают им разнообразить семейный досуг, объединяют членов семьи вне зависимости от возраста, характера и образования. Все без исключения говорят об их простоте, доступности, ведь не требуется дополнительных, а тем более дорогостоящих затрат.

Мои собственные наблюдения показывают, что игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние детей и членов их семей, активизируют положительные эмоции, а позитивный настрой считаю главным союзником. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный эффект. Благодаря песочной терапии открывается внутренний мир ребёнка, у него появляется желание взаимодействовать с окружающим миром, что в конечном итоге положительно повлияет не только на педагогическую деятельность с ребёнком, но и на социальную активность семьи в целом.


Библиографический список
  1. Закрепина А.В. Трудный ребенок: пути к сотрудничеству / Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007. (коррекционно-педагогическая работа с детьми с умеренной умственной отсталостью);
  2. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: Методическое пособие для родителей и педагогов /Под ред. Е.А.Стребелевой. – 2-е изд. – М.: 2004.


Все статьи автора «Пипина Светлана Степановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация