ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПАССАЖИРСКОГО САМОЛЕТА

Горжанова Светлана Юрьевна1, Железнов Олег Владимирович1
1Ульяновский государственный университет

Аннотация
В статье проведен анализ возможного применения полимерных композиционных материалов (ПКМ) в элементах конструкции самолета. Основой решения указанной задачи являются теоретические и практические разработки, базирующиеся на современных достижениях материаловедения, технологии и конструирования агрегатов из ПКМ.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Горжанова С.Ю., Железнов О.В. Оценка влияния инновационных технических и технологических решений на конкурентоспособность перспективного пассажирского самолета // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/05/100368 (дата обращения: 29.04.2024).

Введение

Полимерные композиционные материалы заняли особую нишу наряду с легкими сплавами, используемыми в самолетостроении. ПКМ представляет собой армированные непрерывными высокопрочными волокнами полимерные матрицы. В ПКМ эффективно используются необычайно высокие механические свойства различных типов волокон – прочность, жесткость, которые позволяют получить материал конструкции с существенно более высокими удельными механическими характеристиками в сравнении с традиционными материалами. Основными особенностями и преимуществами ПКМ в сравнении с металлами являются их анизотропия и возможность формирования материала одновременно с проектированием изделия. Располагая в конструкции армирующие волокна, воспринимающие нагрузку в соответствии с заданной схемой нагружения, передаваемую полимерной матрицей, обеспечивающей совместную работу армирующих волокон, создается необходимый элемент конструкции, обладающий свойствами, строго соответствующими его назначению [1].

В последние годы значительно расширился объем применения композитов в конструкциях тяжелых транспортных и гражданских самолетов, в которых доля ПКМ составляет 10-25 %. В Европе фирма Airbus Industry с начала 2007 г. приступила к производству серии (150 шт.) двухпалубных пассажирских самолетов А-380 более чем на 500 мест. Новейший пассажирский самолет
Boeing 787 Dreamliner американской самолетостроительной корпорации Boeing начал эксплуатацию. Поступает заказчикам новейший транспортный самолет А-400.

Благодаря тому, что в этих самолетах доля композиционных материалов достигает

50 %, у них на 20%ниже расход топлива, по сравнению с самолетами предыдущего поколения, и эксплуатационные расходы также снижены на 10%. Разработчики также добились 20%-го сокращения эмиссии вредных газов и 60%-го уменьшения контура распространения шума в районе аэродрома.

Поэтому создание перспективного пассажирского самолета, имеющего конкурентные преимущества невозможно без широкого и грамотного применения в конструкции ПКМ [2].

1. Полимерные композиционные материалы в конструкциях перспективных гражданских самолетов (фюзеляж, крыло, оперение)

Выбор современных полимерных композиционных материалов в конструкциях планера перспективных гражданских самолетов является основным и возможно единственным, на данный момент, способом эффективного применение материалов в крупногабаритных авиационных конструкциях.

Эффективное применение включает в себя:

  • Возможность изготовления конструкций, имеющих специфические аэродинамические обводы, что, в дальнейшем, повлияет на аэродинамику и окажет положительное влияние на топливную эффективность самолета;
  • Варьируя ориентацией армирующего наполнителя, возможность получения конструкций, с требуемыми механическими характеристиками в заданном направлении;
  • Снижение трудоемкости изготовления конструкций, приводящее к снижению себестоимости готового изделия;
  • Снижение массы агрегатов за счет инновационных конструктивных решений, реализуемых только с применением полимерных композиционных материалов и за счет физических особенностей полимерных композиционных материалов, по сравнению с металлами, и как следствие, повышение топливной эффективности самолета;
  • Увеличение КИМ, приводящее к снижению себестоимости изделия и уменьшению затрат, связанных с утилизации отходов производства.

В настоящий момент на предприятиях применяется широкий спектр полимерных композиционных материалов, отвечающих требованиям различных элементов конструкций крыла, фюзеляжа, оперения и агрегатов механизации.

Выбор наиболее подходящих полимерных композиционных материалов и соответствующих технологических процессов переработки для конкретных элементов конструкций крыла, фюзеляжа, оперения и агрегатов механизации позволит добиться оптимальной технологической и материальной эффективности при производстве [3].

Применение полимерных композиционных материалов для конструкций крыла, фюзеляжа, оперения и агрегатов механизации обусловлено требованиям к представленным элементам планера (Рисунок 1).

Рисунок 1. Членение планера с требуемым уровнем свойств ПКМ

На основании требования к конструкции планера, в Таблице 1 представлено соответствие характеристик углеродного волокна и полимерного композиционного материала на основе данного волокна. Данное соответствие позволяет разделить конструкции планера на первичные (primary) и вторичные (secondary) конструкции и дает представление о требуем классе волокна для производства изделий из ПКМ.

Таблица 1. Основные требования к уровню свойств в ПКМ

Требования к ПКМ (пластику), σ, МПа/Е, ГПа

Волокно, σ, МПа/ Е, ГПа

Тип волокна

Класс

конструции из ПКМ

1600-1800/135-140

2800/230

AS4, HTS, T300

Вторичные

2100 – 2300/140-145

4400/231

IT650, T600, AS7,

2500 – 2900/150-160

5700/279

IMA, IMS60(65), T900, IM7

Первичные

Сравнительная оценка характеристик полимерных композиционных материалов и металлических материалов представлена в таблице 2. По данным таблицы 2 видны основные преимущества композиционных материалов по прочностным, жесткостным характеристикам и плотности материалов, что позволяет добиться более жесткой и легкой конструкции элементов планера.

На основании анализа преимуществ полимерных композиционных материалов по отношению к самому широко применяемому в конструкции планера металлическому сплаву – алюминиевому сплаву (на примере 1933), представлена таблица 3, с определением преимущественных коэффициентов ПКМ. Для сравнения прочностные показатели ПКМ взяты для квазиизотропного ламината [0,+45,90,-45].

Таблица 2. Сравнительные характеристики ПКМ и металлов, применяемых в конструкциях планера ВС

Материал

Прочность/Модуль при растяжении,

(МПа/ГПа)

Прочность/Модуль при сжатии,

(МПа/ГПа)

Плотность,

кг/м3

ПКМ (первичные конструкции) 2800/170 1300/142 1570
ПКМ (вторичные конструкции) 2000/140 1200/112 1570
Алюминиевый сплав 1933Т3 443/70,5 500/72 2700
Сталь конструкционная 07Х16Н6-Ш 1175/196 1060/201 7900
Титановый сплав ВТ6ч 938/122,5 856/122,5 4450

Таблица 3. Преимущественный коэффициент ПКМ – алюминиевый сплав

Тип укладки

Весовой

коэффициент

Прочностной коэффициент

Жесткостной

коэффициент

Итоговый

коэффицинет (сред. арифмет.)

квазиизотропная 2700/1570 950/443 59/70,5 1,57
1,72 2,14 0,84
однонаправленная 2700/1570 2800/443 170/70,5 3,47
1,72 6,3 2,4
Усредненный коэффициент (спец укладки) - - - 2,52

По результатам таблицы 3, преимущественный коэффициент применения ПКМ по сравнению с алюминиевым сплавом составляет для квазиизотропной укладки 1,57. Данный тип укладки активно применяется для равномерно нагруженных конструкциях планера и сотовых трехслойных панелей.

Для однонаправленной укладки преимущественный коэффициент составляет 3,47, однако данная укладка не применяется в конструкциях в чистом виде.

Для специальных укладок, позволяющих в большей степени реализовать преимущество ПКМ в конструкциях самолета, преимущественный коэффициент составляет 2,52. Данный коэффициент характеризует существенное преимущество применения ПКМ в конструкции планера гражданского самолета с точки зрения весовой и прочностной эффективности для материала.

На основании типового конструктивного членения крыла, фюзеляжа, оперения и агрегатов механизации (Рисунок 2), требований к прочностным характеристикам материалов и технологии изготовления изделий, представлена наиболее вероятная классификация материалов и технологий, возможных к применению в конструкции планера перспективного гражданского самолета (Таблица 4).

а
б
в


Рисунок 2. Типовое конструктивное членение агрегатов из ПКМ фюзеляжа (а), крыла (б) и оперения (в) гражданского самолета

 

Таблица 4. Вариация ПКМ в зависимости от конструкции элемента
Тип

конструктивного элемента

Состав полимерного композиционного материала

Технология
получения изделия
Тип материала наполнителя Тип связующего
Стрингерные панели кессона крыла, фюзеляжа, центроплана, киля и стабилизатора Углеродная лента шириной 6,35 мм Эпоксидное Автоматизированная выкладка.
Вакуумная инфузия
Препрег на основе углеродной ленты
(6,35 мм) и термопластичной матрицы (ПЭЭК, ПЭКК)
Автоматизированная выкладка без термоформования
Лонжероны кессона крыла Углеродная лента шириной 6,35 мм Эпоксидное Автоматизированная выкладка.
Вакуумная инфузия
Препрег на основе углеродной ленты
(6,35 мм) и термопластичной матрицы (ПЭЭК, ПЭКК)
Автоматизированная выкладка без термоформования
Лонжероны киля и стабилизатора Углеродная лента шириной 6,35 мм Эпоксидное Автоматизированная выкладка.
Вакуумная инфузия
Углеродная NCF ткань Эпоксидное Ручная выкладка.
Вакуумная инфузия
Препрег на основе углеродной ленты и ткани и эпоксидного связующего Автоклавное вакуумное формование
Препрег на основе углеродной ленты
(6,35 мм) и термопластичной матрицы (ПЭЭК, ПЭКК)
Автоматизированная выкладка без термоформования
Шпангоуты и перестыковочные элементы секций фюзеляжа, кницы Углеродная NCF ткань Эпоксидное Ручная выкладка.
Вакуумная инфузия
Препрег на основе углеродной ткани и эпоксидного связующего Автоклавное вакуумное формование
Препрег на основе углеродной ткани и термопластичной матрицы (ПЭЭК, ПЭКК) Термоформование
Механизация крыла, элерон Препрег на основе углеродной ткани и эпоксидного связующего. Сотовый заполнитель на основе арамидоволокнистой бумаги и фенольного связующего Автоклавное вакуумное формование
Препрег на основе стеклянной ткани и ленты и эпоксидного связующего. Автоклавное вакуумное формование
Препрег на основе стеклянной ткани и термопластичной матрицы (ПЭЭК, ПЭКК) Термоформование
Препрег на основе углеродной ткани и термопластичной матрицы (ПЭЭК, ПЭКК) Термоформование
РВ/РН Препрег на основе углеродной ленты (6,35 мм) и термопластичной матрицы (ПЭЭК, ПЭКК) Автоматизированная выкладка с или без термоформованием
Препрег на основе углеродной ткани и ленты и эпоксидного связующего. Сотовый заполнитель на основе арамидоволокнистой бумаги и фенольного связующего Автоклавное вакуумное формование
Балки пола Углеродная лента шириной 6,35 мм Эпоксидное Автоматизированная выкладка.

Заключение

Применение полимерных композиционных материалов позволяет эффективно реализовать проектирование конструкции, добиваясь весовой и прочностной эффективности. Преимущественный коэффициент по отношению к алюминиевому сплаву в среднем 2,5. Данное преимущество дает в итоге:

  • Получить конструкции с требуемыми механическими характеристиками в заданном направлении;
  • Снизить массу конструкции, при прочих равных прочностных характеристиках, по сравнению с металлами;
  • Повысить топливную эффективность конструкции при снижении массы изделий.

В дополнение, применение полимерных композиционных материалов позволяет получить следующие преимущества, обусловленные аэродинамическими параметрами и технологичностью:

  • Изготовление конструкций, имеющих специфические аэродинамические обводы;
  • Снижение трудоемкости изготовления конструкций, за счет единого цикла получения материала-конструкции;
  • Снижение трудоемкости изготовления за счет автоматизации процесса выкладки сухого армирующего наполнителя, в случае изготовления изделия методом вакуумной инфузии;
  • Снижение трудоемкости изготовления за счет автоматизации процесса выкладки сухого армирующего наполнителя с термопластичной матрицей, в случае изготовления изделия автоматизированной выкладки и консолидации;
  • Снижение трудоемкости изготовления за счет сокращения цикла изготовления изделий методом термоформования;
  • Увеличение КИМ, приводящее к снижению себестоимости изделия и уменьшению затрат, связанных с утилизации отходов производства. Снижение КИМ происходит за счет автоматизированного раскроя, выкладки и формирования материала – изделий за единый технологический цикл (отсутствие формообразующей металлообработки в случае применения металлических конструкций) [4].

Библиографический список
  1. Бондалетова  Л.И., Бондалетов В.Г. Полимерные композиционные материалы. – Министерство Образования и Науки Российской Федерации. – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный Исследовательский Томский Политехнический Университет», 2013
  2. Смотрова С.А., Смотров А.В., Симонов-Емельянов И.Д. Полимерные композиционные материалы на основе высокопрочных и высокомодульных волокон для высоконагруженных конструкций летательных аппаратов, 2016 – с.41 – 50
  3. Савин С.П. Применение современных композиционных материалов в конструкции планера самолетов семейства МС-21, 2012
  4. Славин А.В., Донецкий К.И., Хрульков А.В. Перспективы применения полимерных композиционных материалов в авиационных конструкциях в 2025 – 2035 гг. (обзор), 2022.


Все статьи автора «Горжанова Светлана Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация