ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В КНР

Шишкина Алина Михайловна
Казанский (Приволжский) федеральный университет

Аннотация
Данное исследование определяет отправную точку цифровой образовательной среды и делит ее развитие на несколько этапов. Разработка политики отражает три характеристики: необходимость соответствовать требованиям времени, переход от единого подхода к управлению несколькими подходами и развитие от одной цели для некоторых людей к одной цели для всех. В данной статье рассматривается развитие политики в области цифрового образования в Китае, определяются характеристики политики. Таким образом, это исследование улучшает понимание текущего состояния и потенциальных потребностей цифрового образования в Китае, чтобы способствовать его развитию с точки зрения образовательной политики и управления в дальнейшем.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шишкина А.М. Исторические этапы развития цифровой образовательной среды в КНР // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/05/100320 (дата обращения: 27.04.2024).

Научный руководитель – канд. психол. наук, доцент Сагитова В.Р.
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт Международных отношений

 

Учебная программа базового образования в Китае претерпела несколько волн изменений с момента основания Китайской Народной Республики в 1949 году. Эти изменения обычно следовали за крупными политическими и социальными движениями и включали разработку и внедрение новых руководящих принципов учебной программы в форме учебных программ или стандарты учебной программы по всем школьным предметам[1]. И, безусловно, каждая реформа оставила свой след в истории.

В первое десятилетие после основания Китайской народной республики в 1949 г. были введены национальная учебная программа и учебные материалы, основанные на советской модели («первая волна»: 1949–1952 гг.; «вторая волна» 1953–1957 гг.).

Советский Союз считался новым прототипом успеха. Однако советская модель мало что сделала для решения проблемы массовой неграмотности.  К 1956 году менее половины детей начального и среднего возраста посещали школу[2].  Большая часть сил в этот период была направлена ​​на развитие и реструктуризацию высшего образования. В результате этой реструктуризации количество общеобразовательных университетов уменьшилось, а количество специализированных колледжей значительно увеличилось. В рамках усилий по реструктуризации Министерству образования была отведена важная роль в надзоре за администрацией общеобразовательных и политехнических университетов, а также педагогических учреждений[3]. К сожалению, к 1961 году провал политики «большого скачка», череда стихийных бедствий и разрыв отношений с Советским Союзом помешали дальнейшему продвижению в этом направлении.

С ослаблением советской связи в начале 1960-х гг. произошел короткий «ренессанс» в образовании («третья волна»: 1958–1962 гг.; «четвертая волна»: 1963–1965 гг.) со многими нововведениями и расцветом нового мышления[4].

Поскольку советская модель перестала быть парадигмой, правительство возобновило прежние попытки найти баланс между конфуцианским и западным образованием. «Наставление» Мао ЦзеДуна «ходить на двух ногах» (liangtiaotui zoulu) (两条腿走路) приняло форму двухступенчатой ​​образовательной системы:

  • профессионально-техническое и производственное обучение, а также
  • обычное обучение в университетах и колледжах.

Однако все это отошло в сторону, когда в 1966 году разразилась Культурная революция. Система образования была перестроена после 1976 года с введением в 1977 году национального вступительного экзамена в колледжи («пятая волна»: 1977–1980; «шестая волна»: 1981–1984).

На ранних этапах реформ и открытости Китай официально сделал первый шаг в развитии информатизации образования.

На национальной конференции по образованию в апреле 1978 года Дэн Сяопин отметил, что следует сформулировать меры по ускорению развития современных образовательных средств, таких как телевидение и радио, что является важным подходом к развитию образования по принципу достижения больших, более быстрых, качественных и экономичных результатов[5].

Сочетание современных образовательных технологий и образования впервые появилось в Китае в форме «аудиовизуального образования». «Аудиовизуальное образование» является «предшественником информатизации образования на новом этапе реформ и открытости».

Соответственно, были созданы Китайский центральный виртуальный университет радио и телевидения — предшественник Открытого университета Китая — и Национальный центр образовательных технологий (NCET), которые специализировались на развитии аудиовизуального образования на основе радио и телевидения.

За последующие 30 лет информатизация образования в Китае достигла не только больших успехов, но и создала базу для перехода на новый уровень, такой как «цифровизация»[6].

Такие образовательные технологии включают в себя: первоначальное формирование общенациональной системы информационной инфраструктуры образования, строительство и подключение кампусных сетей в школах всех уровней и типов в городах и экономически развитых районах, постоянное обогащение цифровых образовательных ресурсов, эффективное расширение информационного обучения, первоначальное совершенствование управления информатизацией образования и устойчивое развитие дистанционного онлайн-образования.

С принятием политики реформ и открытости для внешнего мира в 1978 году базовое образование вступило в новую эру прогресса. В 1985 году Центральный комитет Коммунистической партии Китая издал «Решение о реформе образовательной структуры», установив принцип, согласно которому местные органы власти должны нести ответственность за базовое образование. Новая политика была стимулом для местных органов власти, особенно уездов и поселков. В 1986 году Всекитайское собрание народных представителей обнародовало «Закон об обязательном образовании Китайской Народной Республики», тем самым поставив базовое образование в стране на прочную правовую основу. Китай ввел систему обязательного 9-летнего образования[7].

         «Седьмая волна»: 1985–1998 гг. также была богата реформами, которые проходили в несколько этапов:

  • децентрализация в управлении и финансировании базового образования;
  • введение обязательного девятилетнего образования;
  • структурные изменения в среднем образовании и развитие профессионального образования;
  • реформа приема студентов и размещения выпускников в высших учебных заведениях;
  • и меры по поощрению местного производства учебников.).

В 1999 году, результатом «Плана действий по продвижению образования в 21 веке»[8] стала первая программа, направленная на прямое развитие современного цифрового образования, основанного на современных информационных технологиях (обычно называемых Интернет-технологиями). Таким образом, продвижение китайского онлайн-образования на политическом уровне началось в 1999 году.

В Плане действий Министерства образования по продвижению образования в XXI веке предлагается реализация «Проекта современного дистанционного образования» для формирования открытой образовательной сети и построения системы обучения на протяжении всей жизни. В соответствии с этой политикой в ​​высших учебных заведениях, а также в нескольких квалифицированных начальных и средних школах были реализованы пилотные проекты дистанционного обучения. Так, например, были созданы экспериментальные системы дистанционного обучения в 68 высших учебных заведениях, включая Университет Цинхуа и Хунаньский университет. Действительно, эти два проекта заложили основу для расширения доступа населения к высшему образованию. Эта политика также служила для регулирования и стандартизации пилотного управления дистанционным образованием, включая стандартную настройку технологий обучения, прием и регистрацию, а также учебные центры за пределами кампуса.

На этом этапе было создано несколько образовательных предприятий с атрибутами Интернета, начиная с основания в 1999 г. компании Beijing Huaxia Dadi Distance Education Network Service Co. Ltd. В апреле 2000 г. эта компания создала China Dadi Education Network для проведения онлайн-курсов обучения. в различных областях, таких как языковая подготовка и компьютерные технологии, для отдельных лиц и коллективных членов в стране и за рубежом. В том же году были основаны China Accounting Net School и Ambo Education Group. Возглавив концепцию «создания собственной открытой платформы онлайн-образования в Китае», Ambow стала первой платформой, разработавшей международные стандарты[9].

В этот период было основано несколько предприятий, занимающихся поставкой технического оборудования, то есть поставщиков технологий интернет-образования. Эти предприятия в основном занимались предоставлением услуг в области информационных технологий в современном дистанционном образовании и включают компанию Beijing Wanty Technology Development Co. Ltd., основанную в марте 2000 года. По сути, распространение интернет-услуг вызвало первую волну перехода от офлайн-образования к онлайн-образованию. В 2000 году New Orientals, одно из известных частных учебных заведений в Китае, официально вошло в сферу онлайн-образования, запустив New Oriental Online, успешно достигнув прибыльности в первый же год. Хотя в то время доступ к Интернету был относительно ограничен, многие предприятия с энтузиазмом относились к возможностям онлайн-образования, что отражало общий оптимизм китайского общества в отношении онлайн-образования[10].

С популяризацией сетевой инфраструктуры онлайн-образование расширилось от городских до сельских районов, от взрослых до несовершеннолетних, а также от академического образования до неакадемического образования.  В 2003 году был реализован пилотный онлайн-образовательный проект K-12, посвященный обучению несовершеннолетних в отдаленных районах, с целью улучшения сетевых условий в сельских районах с использованием передачи ресурсов на основе компьютерной сети в качестве дополнения к телевещанию, спутниковому телевидению и передаче на компакт-дисках.

В 2012 г. был опубликован «Десятилетний план развития информатизации образования (2011–2020 гг.)», в котором предлагалось, чтобы модернизация образования осуществлялась за счет информатизации образования. На этой основе были последовательно выпущены «План действий по информатизации образования 2.0» и «Модернизация образования в Китае до 2035 года», а также активно развернут ряд национальных инженерных исследовательских центров и стратегических исследовательских баз.

В результате, в 2012 году Китай потратил более 1 триллиона юаней на исследования и разработки и более 700 миллиардов юаней на высшее образование. Исследовательский потенциал и производительность значительно возросли. В период с 2005 по 2012 год количество исследователей в Китае увеличилось на 38%, а количество опубликованных исследовательских статей из высших учебных заведений Китая увеличилось на 54%[11].

Эти цифры показывают, насколько успешным был рынок цифрового образования в Китае, и что он процветал задолго до пандемии. По данным консалтинговой фирмы iResearch, к концу 2018 года рынок достиг 36 миллиардов долларов США, а с 2012 года наблюдается стабильный ежегодный рост примерно на 25%. Другими словами, рынок цифрового образования увеличился более чем втрое всего за семь лет[12].

В отчете Китайского информационного центра интернет-сети говорится, что к июню 2019 года количество пользователей достигло 232 миллионов долларов США, что на 31 миллион больше, чем на конец 2018 года. Поэтому неудивительно, что восемь из 15 крупнейших в мире цифровых образовательных компаний базируются в Китае. Яркие примеры включают VIPKid, который предлагает индивидуальные занятия английским языком с преподавателями из Северной Америки; Liulishuo, стартап, инвестирующий значительные средства в образование; и New Oriental, в настоящее время крупнейшая частная образовательная компания в Китае.

В последнее время цифровое образование получило дополнительный импульс, поскольку власти пытаются сдержать последствия пандемии. Учитывая необходимость продолжения обучения, несмотря на закрытые школы, Министерство образования Китая (МО) обратилось ко всем местным школам с просьбой предоставить цифровое образование, тем самым еще больше оживив этот сектор.

Нельзя отрицать, что цифровое образование имеет свои проблемы. Некоторые учителя утверждают, что с помощью онлайн-обучения трудно достичь такого же уровня взаимодействия с классом. Сидение перед компьютером может не установить такую ​​же связь между учителем и учеником, как совместное использование офлайн класса с ним или с ней. Кроме того, взаимодействие между учащимися ограничено не только во время занятий, но и во время перемен, и после них. Исследования показали, что учащиеся многому учатся, когда взаимодействуют друг с другом, не получая указаний от авторитетной фигуры.

Цифровое образование не должно заменять традиционные способы обучения. Они могут легко сосуществовать и дополнять друг друга. На самом деле, многие китайские образовательные компании применяют смешанный подход, используя одновременно и онлайн-, и офлайн-обучение. По данным Deloitte, так называемый «метод двойного учителя» был самым популярным в 2017 году, когда онлайн-преподаватель обращается к ученикам с помощью видеотрансляции, а ассистент преподавателя инструктирует их лично[13].

Кроме того, существуют неотъемлемые преимущества цифрового образования. Качество обучения в Китае разное: сельские районы отстают от крупных городов, страдают от переполненных классов и некачественных учителей. Цифровое образование может создать более равные условия, предоставляя этим областям доступ к лучшим учителям страны и даже к носителям английского языка из-за рубежа. А также цифровые образовательные компании не зависят от локации крупных учебных заведений, что особенно выгодно, учитывая некоторые цены на недвижимость в Китае. Возможность создавать и дублировать виртуальные классы из любого места просто значительно экономит арендную плату. И последнее, но не менее важное: цифровое образование высвобождает огромное количество времени. Будучи доступным из любого места с подключением к Интернету (или просто через смартфон), необходимость в поездках на работу в определенные учебные заведения эффективно устраняется.

В отчете 20-го Всекитайского конгресса Коммунистической партии Китая предлагается продвигать цифровизацию образования и строить обучающееся общество и ориентированную на обучение страну, где все люди учатся всю жизнь. Недавно состоявшаяся в Пекине Всемирная конференция по цифровому образованию, посвященная теме «Цифровая трансформация и будущее образования», подчеркнула, что международное сотрудничество является важной движущей силой глобальной трансформации образования, особенно цифровой трансформации[13].

В эпоху цифровой экономики инновации цифровых технологий принесут большие возможности и новые вызовы будущему образованию, и необходимо активно реагировать и стимулировать мотивацию образования. Самой большой особенностью образования будущего является сочетание человеко-машинного образования. Пакет новых технологий искусственного интеллекта, таких как ChatGPT, еще больше ускорит темпы сотрудничества человека и машины, будет способствовать формированию новой формы будущего образования под руководством человека. машинное сотрудничество, а также построить универсальную модель обучения на протяжении всей жизни общества и повысить цифровую конкурентоспособность. Цифровое образование опирается на цифровую трансформацию, координирует использование цифровых технологий и исследует образование, которое является справедливым, качественным, эффективным, индивидуализированным, интеллектуальным и ориентированным на будущее. Он изменит традиционную модель образования, расширит доступность образования, и сделать образование более инклюзивным, справедливым и более качественным, экологичным и открытым.

В последние годы Китай активно проводил международные сравнительные исследования и международное сотрудничество для расширения международного обмена в области исследований и практики цифрового образования. С одной стороны, поощрялось совместное создание и совместное использование высококачественных цифровых ресурсов, создание цифрового пространство для общего обучения и общего роста, объединять усилия и помогать другим странам, особенно развивающимся, повышать уровень своего образования и совместно продвигать глобальные образовательные инновации и реформы в эпоху цифровых технологий[14].

С другой стороны, содействовать общему повышению уровня развития цифрового образования в моей стране, активно сотрудничать с другими странами в планировании, стандартизации, мониторинге и оценке цифрового образования, учиться друг у друга и совместно способствовать развитию; уровень исследований, разработки и внедрения цифрового образования, а также углубление исследования изменяющейся тенденции глобальной модели развития образования на фоне цифровой трансформации образования, уделение внимания защите интеллектуальной собственности, управлению безопасностью данных, предотвращению рисков цифровой этики и т. д., а также внести вклад силы Китая в мировое цифровое образование.

Всемирная конференция по цифровому образованию, состоявшаяся в Пекине, обнародовала Всемирную инициативу по сотрудничеству в области развития цифрового образования, призывающую страны и заинтересованные стороны к углублению международного сотрудничества в области цифрового образования.

Цифровая трансформация образования — это процесс постоянного использования цифровых, сетевых и интеллектуальных технических средств для преобразования системы образования и обучения. Цифровизация образования в глобальном масштабе — это сложный исторический процесс, и в процессе реализации до сих пор существуют некоторые практические проблемы.

Во-первых, существуют различия в информационной инфраструктуре между странами, и цифровая трансформация образования находится на разных этапах. Если рассматривать информатизацию образования с точки зрения цифровой трансформации, можно выделить три этапа развития: информатизация оборудования и учебных приложений, поддержка информатизации и расширение возможностей образования, лидерство в области информатизации и реформа образования. Из-за неравномерного развития мировой экономики и усиления цифрового разрыва между странами существуют значительные различия в финансировании образования, сетевой инфраструктуре и возможностях государственных услуг.

Во-вторых, страны имеют разные социальные культуры и системы образования, а также разные потребности в международном сотрудничестве. Система образования ограничена обществом и культурой и включает в себя институциональную настройку и формулирование норм.В международном сотрудничестве часто возникают такие проблемы, как непоследовательная политика, разные системы управления и несоответствующие школьные системы. Кроме того, цели и требования цифровой трансформации в разных странах также достаточно различны, поэтому найти взаимовыгодную точку встречи пока сложно.

В-третьих, в разных странах существуют разные стандарты интерфейса ресурсов и технологий, а также существуют препятствия для обмена образовательными концепциями и ресурсами. Из-за быстрого развития цифровых технологий и быстрого продвижения цифровизации образования во всем мире разработка стандартов все еще отстает от практики, а система международных стандартов еще не сформирована с точки зрения разработки и применения ресурсов, построения цифровой образовательной платформы. и интероперабельность, которая в определенной степени препятствует взаимосвязи и интеграции образовательных данных, эффективному потоку ресурсов, взаимному признанию курсов и академических квалификаций, а также обмену результатами исследований.

В-четвертых, быстрое развитие технологий и резкое увеличение объемов данных усилили риски для личной конфиденциальности и безопасности данных. Под влиянием данных, алгоритмов и вычислительной мощности масштабы данных растут в геометрической прогрессии и накапливаются в огромных количествах, что усугубляет риск утечки конфиденциальных данных. Страны ввели более строгий контроль за трансграничным использованием данных, что объективно ограничивает развитие международного сотрудничества.

Чтобы построить глобальную экосистему цифрового образования, которая была бы открытой, общей, равноправной, взаимовыгодной, здоровой и безопасной, Китай должен работать с другими странами мира для дальнейшего углубления международного сотрудничества в области цифрового образования в рамках равенства, взаимного обучения, вести  диалог и быть толерантным. Какие действия можно для этого предпринять:

  • распространять опыт Китая в области развития информации и создавать международную систему государственных услуг цифрового образования. моя страна должна в полной мере использовать свои ведущие преимущества в области информатизации образования, активно продвигать трансграничное и межведомственное сотрудничество в глобальном масштабе и создать цифровую систему образования, состоящую из информационной инфраструктуры, базовых учебных ресурсов, адаптивной технической поддержки и крупных -масштабные услуги онлайн-обучения.Обучать систему государственных услуг, повышать уровень проникновения услуг, уровень использования и уровень проникновения, устранять цифровые барьеры, преодолевать цифровой разрыв, способствовать восстановлению глобального образования в постэпидемическую эпоху и добиваться справедливости в образовании. и качественное развитие.
  • выступать за многосторонний и разнообразный диалог и сотрудничество, а также устанавливать надежное глобальное партнерство для цифрового образования. Развитие международного цифрового образования требует формирования тесного партнерства между государством, школой, предприятиями и обществом, многопредметного, многоуровневого и многообразного диалога и сотрудничества. Правительству следует усилить планирование и руководство политикой на высшем уровне, сосредоточив внимание на преобразовании методов обучения, создании интеллектуальной учебной среды и разработке перспективной политики для содействия развитию интеллектуального образования. Округа и школы должны внедрять инновационные методы преподавания и обучения с поддержкой технологий, продвигать персонализированное обучение и дифференцированное обучение, а также контролировать качество обучения. Предприятия должны активно инвестировать в цифровое образование и предоставлять техническую поддержку и решения. Заинтересованные стороны, такие как научно-исследовательские учреждения и общественные организации, должны способствовать формированию механизмов международного сотрудничества путем совместного строительства международных центров цифрового образования, проведения международных конференций и проведения совместных исследований.
  • активно участвовать в Международной организации по стандартизации и возглавить создание международной системы стандартов цифрового образования. Повышение уровня развития цифрового образования имеет большое значение для реализации эффективного распределения ресурсов, развития цифровых технологий и улучшения системы управления с помощью, поддающихся количественному измерению, контролируемых и сопоставимых стандартов или норм. Стандартная система в основном включает в себя три аспекта: первый — система технического стандарта, включая архитектуру платформы, портал доступа, информационную безопасность, обмен данными, граф знаний, управление правами собственности и т. д.; другой — система стандарта качества, включая цифровые учебные материалы. , онлайн-курсы, обучающее взаимодействие и т. д. Третье — стандартная система обслуживания, включая среду обучения, поддержку обучения, технические услуги, подтверждение прав на контент, оплату знаний, сертификацию обучения и т. д.
  • инициировать глобальные исследования в области умного образования, отслеживать и продвигать устойчивое развитие цифрового образования. Умное образование является целевой формой цифровой трансформации образования. Содействие глобальным совместным исследованиям и мониторинг умного образования помогут оценить вызовы и тенденции развития, с которыми сталкивается применение цифровых технологий в образовании. Интеллектуальный мониторинг образования на национальном уровне должен быть сосредоточен на входе, выходе, узлах обработки и каналах сбора данных информатизации образования. В 2022 году в рамках «Совместной исследовательской программы Национальной стратегии интеллектуального образования», совместно запущенной международными организациями, такими как Институт образовательных информационных технологий ЮНЕСКО и Пекинский педагогический университет, был опубликован ряд национальных показателей оценки интеллектуального образования.
  • укрепить безопасность данных и защиту конфиденциальности, а также содействовать созданию международной системы управления киберпространством. Выступайте за «защиту конфиденциальности по замыслу», чтобы защита конфиденциальности личных данных проходила через весь жизненный цикл цифровых образовательных продуктов и предотвращала утечку конфиденциальности в звеньях построения сетевой инфраструктуры, планирования бизнес-процессов и реализации сцены. Что касается национальной безопасности данных, моя страна обнародовала такие законы и постановления, как «Закон о безопасности данных Китайской Народной Республики», «Меры по оценке безопасности экспорта данных», и первоначально сформировала систему трансграничных потоков данных. Следующим шагом является постоянное совершенствование законодательства о безопасности данных и усиление надзора, активное проведение консультаций по многосторонним трансграничным потокам данных, создание и совершенствование международной системы управления в киберпространстве, а также обеспечение гарантий международного сотрудничества в области цифрового образования.

Основываясь на существующих исследованиях, это исследование определяет отправную точку политики цифровизации образования Китая.  Это исследование ограничено тем, что изучает историческую подоплеку и последствия этих политик, но не рассматривает процесс, посредством которого они были сформулированы. Онлайн-образование позволяет учащимся самостоятельно выбирать содержание и уровень обучения, наиболее подходящие для них способы изложения и способы коммуникации, тем самым обеспечивая доступную для всех форму обучения. Подводя итог, можно сказать, что продолжающийся рост и расширение цифрового образования после эпидемии COVID-19, эпоха автоматизации и необходимость пожизненного обучения, а также растущее число онлайн-пользователей Китая дают убедительные доказательства того, что цифровое образование будет продолжать процветать в будущем.


Библиографический список
  1. Суворова Е.А. Становление системы образования в Китае во второй половине XX в // Россия и АТР. – 2015. – №1 (87). – С. 198-204.
  2. DeMare B. Chinese Intellectuals and Land Reform, 1946–52 (китайские интеллектуалы и земельная реформа, 1946–1952 гг.) // The China Journal. – 2012. – №67. – С. 109-130.
  3. Cohen Р. The Post-Mao Reforms in Historical Perspective (Постмаоистские реформы в исторической перспективе) // The Journal of Asian Studies. – 1988. – №3. – С. 518-540.
  4. Чжаомин Ч. Реформирование системы образования в Китае // Гуманитарный вектор. – 2010. – №1. – С. 61-69.
  5. Ван Я. Эволюция системы образования в китайской народной Республике // Cоциально-гуманитарные знания. – 2020. – №1. – С. 272-278.
  6. Зубарева Н. П. Основные этапы развития дистанционного образования в китае // Педагогическое образование в России. – 2022. – №5. – С. 8-16.
  7. Лю Ц. Становление и развитие негосударственного высшего образования в Китае в конце XX – начале XXI В // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – №2 (64). – С. 175-185.
  8. Чжаомин Чэнь Реформирование системы образования в Китае // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2010. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformirovanie-sistemy-obrazovaniya-v-kitae
  9. Россия–Китай: тенденции развития образования в XXI в.: Сравнительный анализ / Отв. ред.: В.П. Борисенков, Мэй Ханьчэн. М. : Наука, 2019. – 662 с. – ISBN 978-5-02-040240-9.
  10. Китайский образовательный гигант New Oriental // reuters URL: https://www.reuters.com/business/chinas-new-oriental-education-giant-finds-new-life-english-live-streaming-2022-06-15/
  11. The online education market in China // daxueconsulting URL: https://daxueconsulting.com/online-education-market-in-china/
  12. Deloitte Education Industry Report 2017 // deloitte URL: https://www2.deloitte.com/cn/en/pages/technology-media-and-telecommunications/articles/deloitte-education-industry-report-2017.html
  13. Четырнадцатый пятилетний план национального экономического и социального развития Китайской Народной Республики и наброски долгосрочных целей на период до 2035 года // Государственный совет КНР : оф. сайт. 2021. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2021-03/13/content_5592681.htm
  14. Беденлиер, С. и Маркус Д.М. Образование и цифровизация отражены в стратегиях цифровизации // Журнал развития высшего образования. – 2020. – №15. – С. 41-59.


Все статьи автора «Шишкина Алина Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация