ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТВИТТЕРА ДЛЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Кипреев Сергей Николаевич
Краснодарский университет МВД России

Аннотация
В статье рассмотрены практические возможности использования Твиттера в процессе воспитания чувства патриотизма. Показана актуальность данного средства общения, описаны основные способы медиавоздействия и даны рекомендации по использованию Твиттера в патриотическом воспитании молодежи.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кипреев С.Н. Использование воспитательного потенциала Твиттера для патриотического воспитания молодежи // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/05/100248 (дата обращения: 20.04.2024).

В современной информационной войне одним из способов формирования общественного мнения и мировоззренческих установок личности является использование воспитательного потенциала социальной сети Твиттер. Значительная пользовательская активность и динамичность информационного воздействия на граждан делает патриотическую работу в исследуемом медиа чрезвычайно важной.

Е. А. Белоусова и А. В. Зиньковская дают следующую педагогического характеристику Твиттеру: «Твиттер представляет собой платформу для социального общения на повседневную тематику, состоящую из микроблогов. Одной из уникальных особенностей данной сети является лимитированное количество символов и приближенность к разговорной речи, что дает возможность составить определенный портрет того или иного пользователя и выделить его личностные характеристики» [Белоусова, с. 151].

Общей спецификой социальной сети Твиттер является охват широкой аудитории, возможность распространения узконаправленной информации, общения в группах по интересам и др. «Твиттер — это оптимальный инструмент, используемый, чтобы комментировать события, которые происходят в живую, или ретрансляции (репосты, ретвиты) бесед; он также служит для обмена мнениями, проведения интервью» [Торреальба, с. 154].

Наиболее актуальными способами использования Твиттера для формирования чувства патриотизма сегодня являются: повседневное прослушивание патриотической музыки; видеоинформирование через короткие ролики; пересылка мотивирующих фото; отправка заинтересовывающих статей. А. Ф. Иванько и И. С. Останина актуализируют вопрос использования Твиттера в образовании: «можно создать параллельное обсуждение темы занятия через Твиттер, что оживит коллектив, позволит узнать много новых точек зрения от тех, кто в рамках традиционных занятий предпочитает промолчать, обсуждение может продолжаться и после занятий, таким образом, преподаватель может заметить, что действительно волнует его студентов, какие вопросы являются для них не особо понятными, что стоит разъяснить» [Иванько, с. 57].

Актуальным фактором в использовании Твиттера для формирования чувства патриотизма является возможность воздействия видеоинформации на чувственно-эмоциональную сферу личности человека. Средства массовой информации, воздействуя на человека через социальные сети, телевидение, радио, медиахостинги трансформируют понятийную структуру ценностей граждан. Очевидные положительные смыслы размываются, а явно негативные понятия и явления общественной жизни приобретают привлекательные оттенки.

А. К. Быков отмечает, что сегодня актуальна «реализация воспитательного потенциала Великой Победы, что означает новое осмысление историко-педагогического опыта борьбы и победы советского народа в войне и его применение для воспитания гражданско-патриотических качеств в интересах решения стоящих перед обществом и государством задач в экономической, социальной, политической, военной и духовной сферах» [Быков, с. 56].

О. В. Наумова показывает актуальность воспитательного потенциала рассматриваемой социальной сети, которую можно успешно использовать в качестве образовательного инструмента следующим образом: «для коммуникаций в образовательных группах; в управлении образовательными проектами; для развития навыков критического мышления, выработке навыков письма и языковых навыков в целом; как коммуникативная поддержка для проведения конференций, презентаций, семинаров; как библиографический ресурс; как вспомогательное средство при ведении переговоров, дебатов и дискуссий» [Наумова, с. 322].

Нами предлагаются следующие практические рекомендации по использованию Твиттера для формирования чувства патриотизма: не допускать чрезмерного объема информационного воздействия на человека, так как это вызывает отторжение; избегать навязчивости подаваемой информации; информацию подавать с учетом личностных особенностей, интересную конкретному человеку; использовать эмоциональный фактор – затрагивание личностных чувств; сложность языка используемого в информационном материале подбирать по аудитории воздействия.

Еще одной ситуацией, в которой может быть задействован Твиттер, является просмотр обучающих фильмов или презентаций, во время которых студенты и учитель могут обмениваться сообщениями по изучаемой теме. А. С. Белов и А. С. Тропман отмечают, что «такой подход направлен на активное слушание вкупе с аналитической деятельностью студентов. Немаловажно и то, что ограничение на количество используемых символов в публикации делает Твиттер полезной площадкой для развития у студентов навыков резюмирования, краткого и лаконичного способа выражения собственных мыслей» [Белов, с. 2].

Э. М. Молчан и А. А. Гончарова о формировании мировоззрения современной молодежи говорят следующее: «когда человек в отношении окружающих склонен к диалогической форме взаимодействия с ними, то обратная реакция окружающих будет содержать в себе положительное восприятие его мировоззрения. В данном случае у окружающих возникает интерес и предрасположенность к рассмотрению сущности вопросов диалога» [Молчан, с. 33].

Благодаря повсеместному распространению телефонов информационное воздействие на человека поколения Z осуществляется непрерывно. Неокрепшие взгляды молодого человека в информационной паутине не позволяют выбрать верную структуру взглядов в том идеологическом многообразии, которое предстает перед юношами и девушками в социальных сетях, и новое поколение впадает в «идеологическую слепоту».

Т. В. Яковко о вопросах формирования идентичности россиян высказался следующим образом: «взаимообусловленность гуманитарной составляющей гражданского воспитания, этико-правовых и эстетических факторов активизации патриотических чувств и мотивации непосредственного соучастия в преодолении угроз Отечеству. Благодаря такому синтезу более продуктивно актуализируется образовательно-воспитательный потенциал креативной педагогики» [Яковко, с. 63].

Современное нам поколение видит мир через экран телефона. Ценности потребления разжижают духовный мир человека. «Влипание» в гаджеты ведет к информационной холодности, духовной пустоте, некритичному восприятию информации и моральной деградации, когда человек попадает под влияние отрицательных сайтов. Люди сжигают массу личного времени, занимаясь пустыми занятиями, и тем самым наносят вред себе и обществу.

Современным педагогам приходится работать в экстренном режиме, в короткий промежуток времени необходимо «отформатировать» современную молодежь, поставить процесс воспитания на рельсы патриотизма – новой идеологии нашей страны, способной объединить все народы нашего Отечества против надвигающейся агрессии Запада в лице НАТО, для этого целесообразно активизировать деятельность по патриотическому воспитанию в современном медиапространстве, значительную роль в котором играет Твиттер.


Библиографический список
  1. Белов А. С. Применение образования в социальных сетях / А. С. Белов, А. С. Тропман // Евразийское Научное Объединение. – 2019. – № 1-5(47). – С. 246-248.
  2. Белоусова Е. А. Особенности суггестивного воздействия в рамках политической коммуникации на примере медиадискурса «Твиттер» / Е. А. Белоусова, А. В. Зиньковская // Наука и инновации – современные концепции: сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума, Москва, 04 июня 2021 года. – Москва: Инфинити, 2021. – С. 150-154.
  3. Быков А. К. Воспитательный потенциал Великой Победы / А. К. Быков // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2006. – № 1. – С. 51-56.
  4. Иванько А. Ф. Микроблог Twitter в образовании / А. Ф. Иванько, И. С. Останина // . – 2015. – № 6. – С. 57-58.
  5. Молчан Э. М. Диалогическое взаимодействие субъектов: ценностный аспект / Э. М. Молчан, А. А. Гончарова // Ценности и смыслы. – 2016. – № 2(42). – С. 31-35.
  6. Наумова О. В. Твиттер как образовательный инструмент в формировании коммуникативеых навыков студентов-международников / О. В. Наумова // Гуманитарные технологии в современном мире: Сборник статей VIII международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Калининград, 28–30 мая 2020 года / Составители Л.М. Гончарова, Т.В. Нестерова, Э.А. Китанина. Том Часть 1. – Калининград: РА Полиграфычъ, 2020. – С. 319-325.
  7. Торреальба А. А. Твитпломатия: влияние социальной сети Твиттер на дипломатию / А. А. Торреальба // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. – 2015. – Т. 15, № 3. – С. 152-166.
  8. Яковко Т. В. Применение инструментов креативной педагогики при формировании гражданской идентичности молодежи / Т. В. Яковко // Социально-гуманитарные знания. – 2023. – № 2. – С. 60-63.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Кипреев Сергей Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация