ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ НАРРАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ

Пантелеева Елизавета Андреевна
Московский городской педагогический университет
Институт специального образования и психологии Бакалавр кафедры логопедии

Аннотация
В статье рассмотрен термин «нарративное мышление» и его связь со связной речью. Проанализированы навыки составления рассказа у детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). Представлены психолого-педагогическая и речевая характеристика детей с общим недоразвитием речи, описаны технологии создания многофункционального логопедического пособия из фетра по развитию нарративного мышления у дошкольников с ОНР и апробация его внедрения. Логопедическая тетрадь состоит из трех разворотов с заданиями.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Пантелеева Е.А. Игровые технологии развития нарративного мышления у дошкольников с ОНР III уровня // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/05/100161 (дата обращения: 22.07.2024).

В настоящее время в практике логопедической работы все чаще встречаются дети с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). У этой категории детей наблюдается ряд нарушений компонентов речи, а именно: лексический, грамматический и фонетико-фонематический строй речи, в связи с чем нарушается и связная речь.

При подготовке к школе особое внимание уделяется обучению составлении рассказов и историй, а также их рассказывание по серии картинок.

В последние годы очень распространенным стал термин “Нарративное мышление”. В это понятие закладывается- умение людей соединять информацию в единую логически-выстроенную историю и повествовать ее. Этим вопросом более подробно занималась Ингрида Балчуниене. [1] Схожим по значению с термином Нарративное мышление является связная речь. Связная речь- это один из важных компонентов речи. Под этим понятием понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Данные термины близко переплетаются с понятием “Текст”. Отсюда мы можем понять, что нарративное мышление и связная речь- это схожие понятия, которые подразумевают под собой способность людей связывать информацию в единую историю и устанавливать в ней причинно-следственные связи.

У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности и общения. Еще на первом году жизни, в процессе непосредственного общения со взрослым закладываются предпосылки будущей связной речи.

К началу второго года жизни появляются осмысленные слова, а далее фразы.

На третьем году жизни развивается понимание речи, собственная речь, растет словарный запас. Дети начинают пользоваться диалогической формой речи.

В дошкольном возрасте речь приобретают монологическую форму. Детьми осваиваются разные типы связных высказываний: описание, повествование с опорой на наглядный материал и без него. [2, с. 193]

В настоящее время уделяется огромное внимание проблеме формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Работа над совершенствованием связной речи должна вестись поэтапно, переходя от репродукции к собственной продукции детей [3, с. 216].

Развитие связной речи начинается с составления описательных рассказов и повышении качества пересказа небольших текстов. Логопед дает дошкольникам представление о связности, последовательности, важности сохранения причинно-следственных связей. Дети учатся отбирать лексические средства, грамматическое, фонетическое, а также интонационное оформление речи. Для этого используются средства выразительности. Благодаря всем вышеперечисленному, у дошкольников развивается умение участвовать в беседе по заданной теме. [4 c. 262]

Дети с ОНР (III уровень) пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают трудности при самостоятельном составлении предложений. Они затрудняются в составлении рассказа по серии картинок, пересказе текста и составлении рассказа по картине.

У Дошкольников отсутствуют слова обозначающие качества, признаки и действия предмета, которые нужны для более точного составления рассказа, преобладающую часть занимают существительные и местоимения, которые при рассказывании просто перечисляются детьми. Все это объясняется ограниченным словарным запасом.

При пересказе дети затрудняются строить фразы, перефразируют и теряют основную мысль, не закончив фразу. Ошибаются в логической последовательности, теряют главных героев и путают события. Речь бедна и хаотична.

Целью данной статьи является описание проектной деятельности по развитию нарративного мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также описание создания многофункционального логопедического пособия из фетра.

На базе Городского психолого-педагогического центра в территориальном отделении «Крылатское» Западного административного округа города Москвы мы проходили педагогическую и преддипломную практику бакалавров кафедры логопедии. В течении 8 месяцев мы посещали занятия логопеда с детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). Все занятия логопед вел в подгрупповой и индивидуальной форме. 10 детей в возрасте от 5 до 6 лет посещали занятия 1 раз в неделю. В ходе занятия наиболее активная работа велась над связной речью и обогащением словарного запаса дошкольников. У этой категории детей наблюдались ошибки в построении фразы, бедность активного словаря, частое употребление существительных и местоимений, нарушение порядка слов и логики построения предложений.

Работа над формированием связной речи проводилась логопедом в игровой интерактивной форме в виде презентации и игр на smart-досках и в виде обычных карточных игр. Такой формат занятий очень интересен и эффективен для дошкольников, так как ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. В этом формате лучше закрепляется и усваивается новый материал.

На каждого из детей мы составили психолого-педагогическую и речевую характеристику. В психолого-педагогической характеристике были отражены: особенности память, внимания, восприятия. Речевая характеристика показала, что все дети испытывали трудности в составлении рассказа по серии картинок, пересказе, составлении рассказа по картине. Все это обосновывается бедностью словаря и неправильным оформлением связи слов.

Проанализировав особенности лексики дошкольников с ОНР, мы создали многофункциональное развивающее пособие для коррекционно-развивающей работы по формированию связного монологического высказывания. За основу для создания пособия использовался фетр. Фетр- это один из самых распространенных и безопасных материалов для создания развивающих книг и пособий для детей. Каждый разворот был тщательно прошит на швейной машинке и проклеен термоклеем.

Книга состоит из 3 основных разворотов, на которых представлены разнообразные сюжеты, выполненные из фетра. Красочные детали прикрепляются на книгу за счет липучек, что позволяет детям проявлять креативность и создавать увлекательные интересные рассказы, благодаря фантазии.

Темы выбирались доступные для дошкольников с ОНР:

  • Времена года
  • Ферма
  • Домашний быт

С помощью этой книги мы предлагаем ребенку сочинить рассказ-описание, опираясь на сюжеты.

На первом развороте с временами года представлены деревья. Ребенку предлагается определить по подсказкам на картинке, какое время года изображено и воссоздать логически правильную хронологию событий, прикрепляя соответствующие детали на книгу. Времена года идут по порядку, начиная с осени. Так же ребенок прикрепляет характерные признаки каждого времени года.

На втором развороте ребенку предлагается сюжет «Ферма», где он видит амбар, который можно открыть и закрыть, и двор. Ребенок сочиняет рассказ используя дополнительные детали, прикрепляя их на липучки. Детям, проживающим в городе, этот разворот является наиболее актуальным.

На третьем развороте раскрывается сюжет «Домашний быт», где дети так же, используя дополнительные детали, прикрепляют их на картинку, сочиняя увлекательный рассказ.

Для усложнения задачи, можно использовать все три разворота книги. Детали с каждого сюжета можно перемешивать и сочинять самые креативные рассказы.

Пример рассказа ребенка по первому развороту:

«Времена года»

Наступила осень. Листья на деревьях пожелтели и стали опадать. На улице была пасмурная погода. За тучами совсем не видно солнца. После осени наступила зима. Выпал первый пушистый снег. Дети слепили снеговика. На улице было очень морозно. Зима сменилась весной, и снег растаял. Выросла травка, а на деревьях стали появляться первые зеленые листочки. Зацвели сады. Соловьи стали петь свои красивые песенки. После весны наступило жаркое лето. На деревьях созрели фрукты и ягоды, которые люди собирали в корзины.

Все занятие с детьми проходит в игре, т.к. игра является ведущим видом деятельности для дошкольников.

Благодаря данному пособию мы формируем у дошкольников с ОНР: связную речь, лексику, грамматику, креативное и нарративное мышление, расширяем словарный запас ребенка.

Для апробации нашего проекта мы провели занятия с детьми с ОНР с использованием данного пособия по развитию нарративного мышления. Благодаря использованию в работе по изготовлению пособия большой цветовой палитры и приятного на ощупь фетра, оно вызвало большой интерес у детей. Нельзя выделить какой-то один разворот, как наиболее интересный, потому как нам показалось, что дети были увлечены каждым одинаково.

Внедрение многофункционального логопедического пособия из фетра на занятиях с детьми с ОНР (III уровня) дало положительный результат в развитии связной речи у детей.

Подводя итог можно сказать, что логопедическое пособие из фетра является хорошим средством по развитию связной речи у детей с ОНР.


Библиографический список
  1. Балчуниене И.Й., Формируем навыки критического (изучающего) мышления // slogy URL: https://edu.slogy.ru/bilingual-dyslexia/mindwing-metod (дата обращения: 11.04.23).
  2. Солдатова, Е. Л., Г. Н. Лаврова  Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез // Издательство Юрайт, 2023. С. 193
  3. Юрина, Ю. А., Особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. 2021. № 10 (352). С. 216-218.
  4. Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция : Научная монография / А. Р. Агрис, А. А. Алмазова, Т. А. Алтухова [и др.] ; Под общей редакцией О.А. Величенковой. Москва : “ЛОГОМАГ”, 2018. С. 262


Все статьи автора «Пантелеева Елизавета Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация