Сторителлинг (с англ. «storytelling» – калька, где «story» – история, а «telling» – рассказывание) – искусство составления и рассказывание увлекательных историй.
Сторителлинг, как технологию разработал австралийский, представитель античной философии Дэвид Армстронг. В своих исследованиях он учел психологический фактор: рассказы из жизни легче воспринимаются, чем логические аргументы и сухие суждения. Они способны вызвать у слушателя доверие и понимание, что должно мотивировать его к активным действиям.
Несмотря на то, что эта технология разработана для маркетинга и менеджмента, она достаточно полезна в области образования, в частности в работе с дошкольниками.
Рассказ – ключевой прием в работе воспитателя. Мы постоянно придумываем собственные сюжеты, подаем познавательную информацию через описание событий из жизни.
В нашем понимании, задача сторителлинга – с помощью рассказа создать условия для мотивации детей к обучению на занятии или во время образовательной ситуации, вызвать симпатию к главному персонажу, который поможет заинтересовать воспитанников и доступно донести до них нужную информацию.
Правила сторителлинга:
- Рассказ в начале занятия (сюрпризный момент) должен длиться не более 2-3 мин. Это должен быть непростой или комический случай из жизни персонажа, цель которого – донести до детей важную информацию;
- Персонажи (или персонаж) должны быть яркие, хорошо знакомые детям;
- Ключевым является вопрос, на котором сосредоточено внимание слушателей и на который будет дан ответ в конце истории;
- Для поддержания внимания детей важно обеспечить оптимальный ритм истории (то есть то, насколько быстро или медленно она развивается);
- Эмоциональное наполнение рассказа должно приближать ее к собственному опыту слушателей, чтобы они сочувствовали персонажу, желали помочь ему;
- Дети должны быть участниками событий, которые происходят с персонажем и лично касаются каждого из них;
- Рассказчику уместно варьировать тон, громкость своего голоса. Рассказ тихим голосом, а иногда даже шепотом, помогает слушателям воспринять сюжет, слиться с ним, сопереживать персонажам;
- Желательно сопровождать рассказ соответствующими мелодиями и звуками (подготовленными заранее);
- Рассказ не следует перегружать лишними деталями и наглядностью.
Сюжет, который рассказывает воспитатель, следует развивать по подготовленному плану. Однако для создания увлекательного рассказа самой структуры мало. Важно правильно связать все ее элементы в единое произведение. Стиль и тон сторителлинга – то, что влияет на восприятие истории.
Чтобы сюжет захватил детей, в нем обязательно должны быть представлены базовые структурные элементы. Поэтому опишем, как следует строить рассказ (впоследствии по вашему образцу будут рассказывать дети).
Основные структурные компоненты сторителлинга
Начинаем, как правило, с привязки к месту события (где началась история – реальная, сказочная, фантазийная и т.д.).
Далее должны возникнуть особые обстоятельства (кто-то исчез, испортились погодные условия, кому-то (животным, растениям, сказочным персонажам и др.) нужна помощь).
Чтобы решить проблему, персонаж покидает дом и отправляется навстречу приключениям. Эти приключения обязательно завершаются его победой и счастливым возвращением домой.
Наконец – мораль истории (старших дошкольников можно привлечь к формулировке вывода).
Внедрение в практику работы приема сторителлинга мотивирует воспитанников к учебной деятельности, познания, нового, осознание цели своей деятельности, а также способствует их общему развитию.
Библиографический список
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. – СПб.: Златоуст, 1998. – 355 с. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух // Дошкольное образование. — 2008. – №8. – С. 23-35.
- Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. – М.: Обруч, 2015. -192 с.
- Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 177 с.