МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Глухова Вероника Игоревна
Абаканский педагогический колледж – филиал ХГУ «Колледж педагогического образования информатики и права»

Аннотация
В статье проведен анализ работы педагогов по развитию мелкой моторики школьников 3 класса, автор изучил проблему до использования на уроках изобразительного искусства и технологии методов и приемов и после их применения на практике в учебной деятельности.

Ключевые слова: ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Глухова В.И. Методы и приемы развития мелкой моторики обучающихся начальных классов на уроках технологии и изобразительного искусства // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/04/100166 (дата обращения: 23.04.2024).

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев.

Сухомлинский В. А.

Одной из важнейших задач современного общества является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Педагоги и психологи отмечают увеличение количества детей младшего школьного возраста с различными отклонениями в психомоторном развитии, являющемся одним из ведущих показателей физического и умственного здоровья детей. В этой связи особую важность приобретает изучение природы отдельных видов психомоторных качеств: координации движений, мелкой моторики и чувства ритма – и их влияния на общее психическое и физическое развитие детей младшего школьного возраста [1].

У младших школьников неотъемлемой частью их всестороннего развития является развитие мелкой моторики, так как хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координацией), наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Развитие мелкой моторики важно еще потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает определенную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки. Недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, снижению мотивации к обучению, нарушению общения, повышения уровня школьной и общей тревожности, что в последствии может привести к школьной дезадаптации. Изучением данной проблемы занимались ученые, такие как: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец. А исследованиями связи развития руки и мозга занимались: физиологи В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов; педагоги – М. Монтессори, В.А. Сухомлинский, Е.А. Стребелева; психологи – Л.А. Венгер, Н.И. Гуревич, Н.О. Озерецкий. Отмечая плодотворность данных исследований, следует признать, что проблема развития психомоторных качеств детей младшего школьного возраста не в полной мере осмыслена психологической наукой. Двигательные функции движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка [2]. Это и определило выбор темы нашего исследования.

Цель исследования: теоретически обосновать процесс развития мелкой моторики и в ходе опытно-экспериментальной работы подтвердить влияние методов и педагогических приемов на развитие мелкой моторики у младших школьников на уроках технологии и ИЗО. Мы предположили, что развитию мелкой моторики обучающихся 3 класса на уроках технологии и ИЗО будет способствовать, если учитель будет: а) на уроках изобразительного искусства применять педагогические приемы, такие как: различные техники рисования: граттаж, рисование мыльной пеной (тактильное рисование), пластилинография. б) на уроках технологии применять методы, такие как: плетение из лент (полотняное), вышивание, пришивание пуговиц.

Для достижения цели нашего исследования нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая проводилась на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Черногорска «Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов». В исследовании принимали участие обучающиеся 3 класса, в количестве 32 человек.

На констатирующем этапе нами была проведена работа с целью выявить уровень развития мелкой моторики младших школьников. На данном этапе нами были проведены следующие диагностики: тест К. Йерасика на выявление уровней развития мелкой моторики, тест «Вырезание круга» на выявление развития координации движений и зрительного контроля за ними Н. И. Озерецкого.

Результаты методики К. Йерасика на выявление уровней развития мелкой моторики показала, что, 16% (5 чел.) – высокий уровень учебного интереса, 53% (17 чел.) – средний уровень учебного интереса и 31% (10 чел.) проявили низкий уровень учебного интереса у обучающихся 3 класса. Таким образом, проанализировав результаты методики Г. И. Щукина можно сказать, что в 3 классе преобладает средний и низкий уровень развития мелкой моторики.

Тест «Вырезание круга» на выявление развития координации движений и зрительного контроля за ними Н. И. Озерецкого показала, что у обучающихся 3 класса 12% (4 чел.) показали высокий уровень познавательного интереса, 50% (16 чел.) проявили средний уровень познавательного интереса, а также у 38% (12 чел.) был выявлен средний уровень развития координации движений и зрительного контроля за ними. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в данном классе уровень развития мелкой моторики находится на среднем уровне. Это определяет необходимость проведения опытно-экспериментальной работы с применением методов и приемов для развития мелкой моторики обучающихся 3 класса на уроках технологии и изобразительного искусства.

На формирующем этапе мы провели 4 уроков технологии и изобразительного искусства, на которых использовались разные методы и приемы развития мелкой моторики на каждом уроке (граттаж, рисование мыльной пеной (тактильное рисование), пластилинография, плетение из лент (полотняное), вышивание, пришивание пуговиц).

Например, на уроке изобразительного искусства на тему «Оформление книги» мы предложили ребятам нарисовать обложку своей любимой книги в технике граттаж, целью которой являлась развитие мелкой моторики. Обучающиеся выполняют фон с помощью восковых мелков и гуаши, затем процарапывают рисунок. На уроке технологии на тему «Тканная закладка» обучающимся предлагалось, сплести закладку из атласных лент.

Для определения эффективности проведенной нами работы, мы провели контрольный этап, на котором использовали те же диагностики, что и на констатирующем этапе. Обработав и проведя анализ результатов проведенных диагностик, мы смогли увидеть улучшение в изменении показателей уровней развития мелкой моторики у обучающихся 3 класса. Отсюда можно сделать вывод о том, что проведенная нами работа является эффективной. Цели и задачи реализованы, гипотеза подтверждена.


Библиографический список
  1. Дубровина И. В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учебное пособие / И. В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: «Академия», 2008. – 368 с.
  2. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов / Подласый И. П. – М. : ВЛАДОС, 2023. – 360 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Глухова Вероника Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация