ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ КАК ФОРМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Игнатенко Екатерина Сергеевна
Соликамский государственный педагогический институт (филиал) Пермского государственного национального исследовательского университета

Аннотация
В статье рассматривается интернет-зависимость как форма девиантного поведения, которая возникает в старшем подростковом возрасте. Определены причины, критерии, показатели и результаты диагностики интернет-зависимости у подростков. Кроме того, приведены результаты проведенного исследования проявлений интернет-зависимости у старших подростков. Описаны условия реализации программы профилактики интернет-зависимости у старших подростков, которая помогает предотвратить возникновение девиантного поведения в виде интернет-зависимости.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Игнатенко Е.С. Интернет-зависимость как форма девиантного поведения в старшем подростковом возрасте // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/03/100061 (дата обращения: 20.06.2024).

Современный мир сложно представить без новых технологий,компьютеров, гаджетов,Всемирной сети. Компьютер, планшет, смартфон с выходом в Интернет в любое время суток и практически из любого места давно и прочно заняли свои позиции, став неотъемлемой частью жизни человека. Интернет принёс человечеству большое число возможностей, удобств, но его использование не обходится без вредных последствий и зависимостей, которым особенно подвержены подростки. Интернет-зависимость сегодня становится одной из важнейших проблем, охватывающих большое количество людей. В группе риска интернет-зависимости находятся подростки.

К.А. Андреев определяет Интернет-зависимость как зависимость от использования Интернета, навязчивое желание использовать эту сеть, избыточное время ее использования – все это является формой проявления девиантного поведения [1]. Проблема определения понятия и сущности интернет-зависимости рассматривается зарубежными исследователями – И. Голдбергом, М. Гриффитс, К. Янг и др., и отечественным специалистами – К.А. Андреевым, А.Ю. Егоровым, А.Л. Катковым, Ц.П. Короленко, М.Г. Тарасовой, В.В. Титовой, Д.Н. Чугуновым и др.

Педагоги и психологи сегодня выражают обеспокоенность формированием у подростков Интернет-зависимости как формы девиантного поведения. Социально-психологические исследования свидетельствуют, что сегодня Интернет-зависимости подвержено большое число людей, с каждый годом их становится больше, и значительная доля среди них принадлежит подросткам [1]. Сегодня подростков чаще можно встретить online в социальных сетях, чем в спортивных секциях или играющих в парке.Интернет-зависимость в старшем подростковом возрасте, особенности ее проявления рассматриваются в работах зарубежных – Ш. Текл, М. Шоттон, К. Янг, и отечественных исследователей – Н. В. Дмитриевой, Т.В. Калининой, В.А. Максс, В.Л. Малыгиной, О.Р. Маслова, М.А. Репиной, Е.А. Смирной, Н.С. Хомерики, А.Ф. Федорова, и др.

Важным направлением работы с подростками в условиях образовательного учреждения является профилактика интернет-зависимости как формы девиантного поведения.Вопросы профилактики интернет-зависимости как формы девиантного поведения рассматриваются в работах О.С. Бондаренко, И.В. Гордеевой, И.В. Гориной, А.В. Ивлевой, А.В. Чулкиной, Р.А. Фазлыевой, Г.М. Шарифовой и др.

Несмотря на изученность проблемы интернет-зависимости как формы девиантного поведения в старшем подростковом возрасте, отдельные ее аспекты требуют теоретического осмысления и опытно-экспериментального подтверждения. Так, внимания заслуживает определение интернет-зависимости как формы девиантного поведения и особенностей ее проявления в старшем подростковом возрасте, выявления и подтверждена условий профилактики рассматриваемого явления. Все это определило актуальность темы исследования.

Цель исследования состояла в теоретическом изучении интернет-зависимости как формы девиантного поведения в старшем подростковом возрасте, выявлении особенностей интернет-зависимости у подростков и опытно-экспериментальное подтверждение условий ее профилактики.

Интернет-зависимость является формой проявления девиантного поведения и представляет собой выраженное, стойкое, поведенческое нарушение, которое стимулировано постоянным навязчивым желанием человека войти в интернет, неспособность остановиться и выйти из сети[1]. Интернет-зависимость существует в разных видах, проявление которых зависит от цели пребывания в социальных сетях (поиск общения, бесцельные нахождение в интернете, игровая зависимость, зависимость от просмотра фильмов в сети и др.). Причины интернет-зависимости многообразны, имеют внешний и внутренний характер.Проявления интернет-зависимости как формы девиантного поведения у подростков обусловлены возрастными особенностями подростков.

В.Л. Малыгиным подчеркивается, что проявления интернет-зависимости как формы девиантного поведения у подростков обусловлены возрастными особенностями подростков: бурным развитием и перестройкой всего организм, изменением физического и психического состояние, формированием мировоззрения, становлением нравственных идеалов, самооценки, самосознания[4].

Причины возникновения интернет-зависимости как формы девиантного поведения в старшем подростковом возрасте называют Н.В. Дмитриева, О.В. Дубровина. Выделены пять таких причин:

- недостаточность общения, отсутствие тёплых эмоциональных отношений в семье, недостаток выраженного участия членов семьи в жизни подростка, игнорирование его интересов, безразличие к его мыслям, чувствам, переживаниям;

- отсутствие у подростка увлечения, хобби, интересов, привязанностей за приделами интернета, не занятость подростков в сфере дополнительного образования;

- неумение подростка устанавливать контакты с окружающими людьми, отсутствие друзей, референтной группы, дружеских привязанностей;

- неудачливость подростка, которая выражается в плохой успеваемости, не складывающихся отношениях с одноклассниками, неумении позиционировать себя в обществе сверстников, недовольстве собой и своей внешностью;

- наличие стойкого нарушения здоровья, заболевания, инвалидности, которые препятствуют установлению нормальных взаимоотношений в коллективе сверстников, общению вне дома, установлению реальных контактов в социальном пространстве [2].

О.Р. Маслов среди причин возникновения интернет-зависимости как формы девиантного поведения в старшем подростковом возрасте называет низкую самооценку подростков, их замкнутость, нежелание или невозможность выйти за пределы окружающего их социального пространства [5]. Причинами интернет-зависимости подростков, по мнению О.Р. Маслова, являются склонность подростков избегать ответственности, желание отстраниться проблем и сложностей[5].

Профилактика интернет-зависимости как формы девиантного поведения у подростков является важным условием работы педагогов образовательной организации. Профилактика может осуществляться с соблюдением следующих условий:

- реализация мер первичной профилактики, предполагающих раннюю диагностику интернет-зависимости, создание условий и возможностей для удовлетворения интересов, потребностей подростков социально одобряемыми способами и средствами;

- реализация личностно-ориентированного подхода с учетом интересов, потребностей подростков, их направленности на самостоятельное определение собственного отношения к проблеме;

- организация взаимодействия классных руководителей, социального-педагога, педагога-психолога, специалистов – врача, руководителей дополнительного образования;

- организация занятости подростков в свободное от учебы время, формирование здорового образа жизни, информирование об интернет-зависимости;

- организация работу с родителями подростков.

Теоретические положения исследования были подтверждены в ходе проведения опытно-экспериментальной работы.

В проведенном на базе ГБПОУ «Березниковский техникум профессиональных технологий» (г. Березники, Пермский край) с участием старших подростков двух групп – «электромеханики» и «повар, кондитер» исследовании было изучено патологическое пристрастие старших подростков к Интернету. Для этого использовались критерии, выделенные В.Л. Малыгиным: патологическое пристрастие к Интернету (время, проводимое в сети; отношение к домашним делам, к общению; практика общения в Интернете; раздражительность, агрессивность при упоминании о пристрастии к Интернету и др.), проявление интернет-зависимости (компульсивные симптомы, симптомы отмены, толерантности, внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем, проблемы с управлением временем и др.)[5].

Диагностика интернет-зависимости у старших подростков на основе обозначенных критериев осуществлялась при помощи методик:

1. Тест интернет-зависимости (Internet Addiction Test, IAT) Кимберли Янга, модифицированный В.А. Лоскутовой. Цель: самодиагностика патологического пристрастия к Интернету, независимо от формы проявления такого пристрастия.Тест предназначен для самостоятельного заполнения испытуемым, в т.ч. в форме онлайн-версий (http://detionline.com/test/index.html). Возраст испытуемых: 13 лет и более.

2. Шкала интернет-зависимости Чена (ChenInternetAddictionScale, CIAS, 20003 г.), в адаптации В.Л. Малыгина, К. А. Феклисова.Цель: определение специфических симптомов зависимости, таких как толерантность, синдром отмены, компульсивность (навязчивое поведение); психологические симптомов: способность управлять своим временем и наличие внутриличностных проблем. Методика используется для диагностики, начиная с подросткового возраста (с 14 лет).

По данным, полученным на этапе констатирующего эксперимента, свидетельствуют, что у 20% студентов группы «повар, кондитер» и 28% студентов группы «электромеханики» наблюдаются проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом. Анализ специфических симптомов зависимости показал, что склонность к интернет-зависимому поведению выявлена у 16% студентов группы «повар, кондитер» и 24% студентов группы «электромеханики». В то же время, у подростков не было выявлено интернет-зависимости. На основании полученных результатов была определена экспериментальная группа, старшие подростки, учащиеся группы «электромеханики», которой принимали участие в проведении профилактической работы в условиях формирующего эксперимента.

В ходе формирующего эксперимента была разработана и успешно реализована программа профилактики интернет-зависимости у старших подростков. Основная цель программы – предотвратить возникновение девиантного поведения в виде интернет-зависимости среди старших подростков. При реализации профилактической работы были решены задачи: предупреждено возникновение проблем развития личности подростков и формирования у них девиантного поведения в виде интернет-зависимости; подросткам оказана помощь в решении проблем социализации, связанной с переходом на новый этап жизни – начало профессионального обучения; обеспечено социально-педагогическое и психолого-педагогическое сопровождение, которое способствует предотвращению интернет-зависимости и сохранению психического и физического здоровья обучающихся.

При реализации программы профилактики интернет-зависимости у старших подростков были соблюдены соответствующие условия:  осуществлялись первичные меры профилактики, такие как диагностика интернет-зависимости и создание социально-одобряемых возможностей для удовлетворения потребностей подростков, организация их занятости в свободное от учебы время, формирование здорового образа жизни и информирование их о рисках интернет-зависимости. Также была обеспечена координация усилий классных руководителей, социального педагога, педагога-психолога, специалистов – врача, педагогов дополнительного образования; организована целенаправленная работа с родителями старших подростков.

В контрольном эксперименте подтвердилось, что студенты экспериментальной группы (группа «электромеханики») демонстрируют положительную динамику относительно патологического пристрастия к Интернету, склонности к возникновению интернет-зависимого поведения. Студенты экспериментальной группы (группа «электромеханики») имеют значения выше по показателям «обычный пользователь» и «отсутствие интернет-зависимого поведения». У студентов контрольной группы (группа «повар, кондитер») значения по этим показателям ниже. Это свидетельствует об эффективности проведенной в формирующем эксперименте работы.

Таким образом, старший подростковый возраст представляет риск возникновения интернет-зависимости и патологического пристрастия к Интернету. Профилактическая работа может быть эффективной при соблюдении ряда условий, таких как: проведение первичной профилактики, создание условий для удовлетворения интересов и потребностей подростков с помощью социально одобряемых способов, формирование здорового образа жизни и информирование их об интернет-зависимости. Не менее важно организовать взаимодействие специалистов образовательного учреждения (классных руководителей, социального-педагога, педагога-психолога, специалистов – врача, руководителей дополнительного образования) и работать с родителями.


Библиографический список
  1. Андреев К.А. Интернет-зависимость: формы проявления и подходы к реабилитации. – URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 10.01.2023).
  2. Дмитриева Н.В. Аддиктивная идентичность виртуально зависимой личности. – Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2010. – 198 с.
  3. Ивлева, А.В. Социально-педагогическая профилактика интернет-зависимости обучающихся // Актуальные вопросы педагогики и психологии образования / Под науч. ред. О.Г. Холодковой, Ю.В. Алеевой, Л.И. Сигитовой. – Барнаул: АГПУ, 2019. – С. 83-85.
  4. Малыгин В.Л. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики. – М.: МГМСУ, 2019. – 250 с.
  5. Маслов О.Р. Психика и реальность: типология виртуальности. – М.: РАИИ. – 2018. – С. 211-225.


Все статьи автора «Игнатенко Екатерина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация