Введение
В последние годы технологии дополненной реальности (AR) значительно влияют на многие аспекты повседневной жизни, в том числе и область искусства и музейного пространства. AR-технологии представляют собой интеграцию цифровой информации с окружающим миром пользователя в реальном времени, для их применения достаточно камеры на смартфоне. Таким образом получается создавать уникальные интерактивные проекты, смешивающие физический и виртуальный миры [1].
Актуальность исследования данной темы обусловлена рядом факторов. Во-первых, использование AR в искусстве и музеях открывает новые возможности для взаимодействия с аудиторией, обогащая восприятие искусства и культурного наследия. Во-вторых, AR-технологии способны повысить инклюзивность музейного пространства, делая его более привлекательным и понятным для различных групп посетителей – в том числе и для людей с ограниченными возможностями. Третий важный аспект – это потенциал AR для создания новых форм выражения в области искусства, а также методов его преподавания.
Таким образом, данное исследование ориентировано на комплексный анализ влияния AR-технологий в сфере искусства и музейного пространства. Целью исследования является выявление и описание ключевых тенденций, примеров использования и перспективных направлений развития AR в данной области. Это даст более полную картину влияния технологий дополненной реальности на современное искусство и музейное пространство, а также поможет определить возможные пути дальнейшего развития этого направления в контексте глобальных технологических и культурных тенденций.
Основная часть
Исторический обзор. Историческое применение AR-технологий в искусстве и музеях началось в начале 2000-х годов, когда первые экспериментальные проекты, например, The Augmented Reality Project в Музее современного искусства Нью-Йорка, начали исследовать новые возможности взаимодействия с аудиторией [2]. Эти начинания заложили основу для дальнейшего развития и интеграции AR в музейное пространство, способствуя созданию интерактивных туров и обогащению экспозиций.
С развитием мобильных технологий и приложений AR стала все чаще интегрироваться в культурное пространство. Музей Кливленда (Кливленд, США) и приложение ARtLens начал предлагать посетителям интерактивные возможности для исследования и обучения. Это привело к созданию новых форм художественного выражения, где AR используется не только для предоставления контекста и информации, но и как средство для создания новых, уникальных произведений искусства. Современное использование AR в искусстве и музеях отражает рост интереса к технологиям, способным обогатить культурный опыт и предложить новые методы взаимодействия с аудиторией.
Технологические аспекты AR-технологий. В последние годы технологии дополненной реальности обеспечили кураторам и командам по программированию в музеях возможности для экспериментов и исследования новых способов улучшения традиционного опыта посещения. AR-технологии в музейной среде активно используются для предоставления дополнительной информации, новых идей и интерактивных элементов, обогащая взаимодействие с посетителями. Например, музеи могут использовать AR для визуализации того, как мог выглядеть скелет динозавра в живой форме или для доступа к 3D-визуализации художника, рассказывающего о своём произведении.
Проект Акронского художественного музея (Огайо, США) можно назвать поистине инновационным в сфере AR. По всему городу в процессе выставки были установлены художественные постеры, и с каждым произведением искусства жители могли взаимодействовать с помощью QR-кода. Проект вывел взаимодействие с арт-объектами на новый уровень «позволив каждому почувствовать себя творцом» [3]. Такой подход не только обогащает культурный опыт граждан, но и способствует их большему вовлечению в искусство.
В Нортонском музее искусств (Флорида, США), было запущено новое AR-приложение, известное как Norton Art+. Приложение направлено на усиление вовлеченности и интереса к современному искусству, особенно среди молодых посетителей. С помощью него посетители могут взаимодействовать с произведениями искусства, выбирать текстуры и изменять выражения лиц скульптур, выходя тем самым на новый уровень взаимодействия, недоступный в традиционных галерейных настройках.
В общем и целом, технологии AR в искусстве и музеях обеспечивают уникальные возможности для расширения культурного опыта, позволяя посетителям не только глубже погружаться в историю и контекст произведений, но и активно участвовать в творческом процессе, что, несомненно, делает искусство доступнее и привлекательнее для широкой аудитории.
Текущее состояние AR в искусстве и музеях. По всему миру использование технологий AR в искусстве и музеях набирает обороты благодаря инициативам на государственном уровне. Одним из заметных примеров является проект «Артефакт», разработанный Министерством культуры РФ. Эта платформа интерактивных гидов на основе AR предоставляется всем национальным культурным учреждениям бесплатно. Пользователи могут скачать приложение Artefact, с помощью которого можно узнать об экспонате больше, просто направив на него камеру телефона.
Также, например, Эрмитаж, один из крупнейших и наиболее значимых музеев в России, активно интегрирует технологии виртуальной реальности (VR), которые тесно связаны с AR, для обогащения опыта своих посетителей:
1. 3D Моделирование и Виртуальные Туры. Эрмитаж предоставляет виртуальные туры, включающие 3D модели знаменитых экспонатов, таких как Белый зал и Зал Юпитера. Эти проекты используют передовые техники 3D сканирования, фотограмметрии и компьютерного моделирования для создания реалистичных и интерактивных виртуальных пространствах [4].
2. «Эрмитаж. Виртуальное путешествие во времени и пространстве». Этот проект включает в себя 360-градусное VR видео, которое погружает зрителей в историю Эрмитажа, начиная со времен Екатерины Великой. Посетители виртуально перемещаются по различным местам в музее, включая Зимний дворец и Площадь Дворца, и знакомятся с текущим директором музея Михаилом Пиотровским. Проект создан при финансовой поддержке партнеров музея, режиссером Михаилом Антковым и производственными компаниями Super8 studio и Videofabrica [5].
В Узбекистане также наблюдается активное внедрение AR в сфере искусства и музейного пространства. Проект NazzAR, инициированный президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым в 2019 году, направлен на внедрение системы AR во всех основных исторических памятниках страны [6]. Приложение NazzAR имеет режим распознавания, который подключает камеру смартфона к функции AR и работает непосредственно в музее, позволяя посетителям получать информацию о помеченных экспонатах. Кроме того, приложение предлагает 3D-туры, включающие просмотр различных музеев и объектов культурного наследия в режиме AR, обеспечивая тематические экскурсии с многоязычным виртуальным гидом.
Данные проекты демонстрируют стремление различных стран к интеграции современных технологий в культурное пространство, улучшая доступность и интерактивность музейного опыта. Примеры также демонстрируют потенциал AR в области культуры и искусства.
Перспективы AR. Будущее AR в искусстве и музеях предвещает значительные инновации и расширение возможностей. Ожидается, что AR-технологии помогут проводить опыты с помощью искусственного интеллекта, создавать голографические художественные выставки, коррелируя с другими передовыми технологиями, такими как блокчейн и метавселенная [7]. Эти разработки уже сегодня объединяют физические и виртуальные миры, позволяя создавать новые интерактивные опыты в музеях и искусстве, что не может не отразиться на росте их популярности (рис. 1).
Рисунок 1. Популярность музеев в зависимости от интеграции технологий AR
Таким образом, AR открывает новые горизонты для креативности, образования и вовлечения аудитории, делая искусство и культуру более доступными и интерактивными для широкой публики.
Заключение
AR-технологии радикально изменили способ взаимодействия с музейными экспонатами, расширили границы традиционного музейного опыта и поспособствовали увеличение интереса аудитории. Примеры иллюстрируют, как крупнейшие музеи мира с помощью AR-технологий делают искусство доступным широким слоям населения и обеспечивают новые образовательные возможности. Они служат мостом между прошлым и настоящим, а также между физическим и виртуальным пространством. AR-технологии обогащает культурный опыт, делая более интерактивным, инклюзивным и многогранным.
Библиографический список
-
Бобовникова А.О. Agile-стратегии в управлении ИТ-проектами и их вклад в формирование бизнес-стратегии на рынке США // Финансовый вестник. 2023. № 2 (61). С. 85–89.
-
Stylianou-Lambert, Theopisti, and Myrto Aristidou. “From the Artist’s Perspective: On the Longevity of VR/AR Artworks.” 2021.
-
Guazzaroni, G. Virtual and Augmented Reality in Art During the Pandemic. In: Extended Reality Usage During COVID 19 Pandemic, Cham: Springer International Publishing, 2022. Pp. 89-93.
-
Блаженкова Ю.П. Современные интерактивные технологии в культурно-просветительской деятельности художественного музея (на примере Приморской государственной картинной галереи). Искусство Евразии. 2020. № 3 (18). С. 121-130.
-
Белякова Ю.В, Леухин А.Н. К проблеме классификации иммерсивных экскурсионных программ: вопросы теории. В: Социально-экономические аспекты регионального развития, 2020. С. 51-54.
-
Нуридинова З.Л. Медиа пространство как средство общения музеев с посетителями. Oriental Art and Culture. 2023. Т. 4. № 4. С. 122-126.
-
Козлова М.Д. Построение и оптимизация бизнес-процессов в медицине: сохранение инноваций при фокусе на прибыль. В: Инновационные подходы в современной науке: сб. ст. по материалам CLVII Международной научно-практической конференции «Инновационные подходы в современной науке». М.: Изд. «Интернаука», 2024. № 1(157).