ПАМЯТНИКИ АНАУСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Адыкова Ольга
Институт истории и археологии АН Туркменистана
старший научный сотрудник

Аннотация
В своей замечательной книге "Туркменистан - Сердце Великого Шелкового пути" Национальный Лидер туркменского народа, Герой Аркадаг, подчеркивает важность жизни патриотической личности, которая гордится своим прошлым, радуется великим делам предков, глубоко изучает историю и передает ценные сведения будущим поколениям. Карадепе, расположенный в южной части Туркменистана, считается наиболее изученным памятником Анауской культуры эпохи энеолита.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Адыкова О. Памятники Анауской культуры // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/12/101236 (дата обращения: 18.04.2024).

Национальный Лидер туркменского народа Герой Аркадаг в своей замечательной книге “Туркменистан – Сердце Великого Шелкового пути” отмечает: “Только патриотичной личности свойственно жить, постигая свое прошлое, гордясь Родиной, радуясь великим делам славных предков перед Отчизной, глубоко изучать историю, познавать древо предков, передавать касающиеся их ценные сведения последующим поколениям». [1, 4] Как известно, на территории Туркменистана насчитывается множество древних археологических памятников, свидетельствующих о прошлом туркменского народа.

В 1904 г. американская экспедиция под руководством Р. Пампелли при участии известного немецкого археолога Губерта Шмидта провела раскопки на холмах Анау. В результате Р. Пампелли публикует масштабную научную работу о первых земледельцах Южной Туркмении под названием «Исследования в Туркестане. Доисторические цивилизации Анау». В дальнейшем исследования туркменских археологов в тесном сотрудничестве с зарубежными учеными открыли новые страницы археологического изучения памятников Aнауской культуры. [4]

Самыми значительными памятниками Южного Туркменистана эпохи энеолита считаются Карадепе, памятники Геоксюрского оазиса, нижние слои Алтын депе, Намазгадепе и др.

В середине прошлого века археологи, изучавшие анаускую культуру, отмечали, что все памятники этого периода очень близки друг к другу, а сходство в изготовлении, типах и декорировании гончарных изделий свидетельствует о культурном и этническом единстве жителей этого региона.

Карадепе, близ села Артык этрапа Кака, является наиболее изученным памятником анауской культуры. В этот период он стал крупным поселением.

В ходе раскопок этого памятника был обнаружен ряд жилых комплексов. Дома расположены вокруг небольшой площади в центре села. Каждый из них состоял из нескольких больших жилых комнат и меньших хозяйственных построек. В жилых комнатах есть небольшая печь для отопления дома, а во дворе большая печь для приготовления пищи. Керамические изделия составляют большинство находок из Карадепе. Среди них много шарообразных, конусообразных, двуконусных мисок, толстых емкостей для приготовления пищи и хранения продуктов. Появляется керамика, поверхность которой гладкая и блестящая. Наружная часть некоторых горшков украшена рисунками. Наряду с сосудами, украшенными одним цветом (монохромные), есть также разрисованные разными (полихромные), преимущественно черными и красными цветами. В украшении гончарных изделий используются изображения фигурок козлов, барсов (рис. 1) и в редких случаях, человеческих фигур. Также здесь найдены фигурки людей и животных, ступа, камень для ступы, молотилка для зерна, игла и шило из меди и др. [2, 355-360]



Рис 1. Cосуд с изображением пятнистых животных из Карадепе

Среди селений, относящихся к восточной группе позднего энеолита, лучше изучено Ялангачдепе, расположенное на равнине Геоксюрского оазиса. Здесь однокомнатные жилища, построенные по кругу, часто соединенные друг с другом, образуют деревню. В центре села стоит прямоугольный дом с большим очагом, который обложен соломенной глиной и разделен надвое небольшой стенкой. В отличие от других жилых помещений, эта комната является местом, где жители деревни могут вместе молиться, советоваться и т. д. Считается, что это было место сбора общины. [3]

Типы и декор посуды Геоксюра
аналогичны карадепинской. Большинство из них состоят из полусферических и биконических мисок, маленьких и больших чаш, кубков, тазов, больших кувшинов с широкими горлами и хумов. В декоре изображены многоярусная пирамида, крест (рис. 2) и его отдельные части, козлы, пятнистые хищники, птицы и редкие человеческие фигуры. Они отличаются более крупными и красочными узорами.


Рис. 2. Геоксюр. Расписная ваза

Была обнаружена печь для обжига кувшинов. Это одно из старейших специально построенных сооружений. (рис.3)


Рис.3. Печь для обжига сосудов. Геоксюрский оазис. Энеолит

Женские и мужские фигурки, найденные в Геоксюре, аналогичны фигуркам Карадепе. Обнаруженные инструменты включают медные обоюдоострые лезвия, медный нож, шила, иглы, стекло, стамески, костяные иглы, наконечники копий, каменные топоры.

Раскопки нижних слоев памятника Намазгадепе (около Каахка) выявили большой набор материалов, изучение которых дополнили для ученых данные по развитию хозяйства, социальному устройству и духовной культуре жителей Анауской культуры. [4]

Вовремя так называемого Намазга III росли селения, появлялись крупные поселки. Их площадь достигает 4-12 га. В строительстве используется кирпич-сырец размером 48х20 – 24х10 см. Начинают появляться многокомнатные дома.

Больше становится разновидностей глиняной посуды, сосуды плоскодонные и расписаны краской. Появляются кувшины огромного размера. Часть кувшинов украшена треугольными, четырехугольными, квадратными и геометрическими фигурами, похожими на клетки шахматной доски, окрашенными в темно-коричневый цвет. Подобные украшения встречаются на стенах некоторых комнат.

На юго-западе региона обнаруживается черная, лощеная керамика с гладкой поверхностью, а также керамические сосуды с выпуклым рельефным рисунком.

Среди находок первые медные предметы – украшения, ножи, шилья, иглы. Каменные встречаются меньше, но есть. Например, вкладыши серпов, стрелы, зернотерки, ступки, булавы.

Изучение памятников Aнауской культуры эпохи энеолита позволяет сделать вывод, что в V–III тыс. до н.э. Южный Туркменистан входил в круг высокоразвитых культур. Широкое изучение археологических памятников этого периода имело большое значение в изучении и правильном осмыслении различных проблем древнейшей истории не только Южного Туркменистана, но и соседних стран Ирана, Афганистана, Северо-Западной Индии.


Библиографический список
  1. Бердымухамедов Г. “Туркменистан – Сердце Великого Шелкового пути”. Книга 2. ТИГС. Ашхабад, 2018.
  2. Массон В.М. Кара-депе у Артыка. // Тр. ЮТАКЭ. Т. X. – Ашхабад, 1960.
  3. Хлопин И.Н. Геоксюрская группа поселений эпохи энеолита. – М. – Л., 1964;
  4. Pumpelli R. Preihistoric ciwilizations of Anou. V-2 – Washington. 1908.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «author»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация