ИММЕРСИВНЫЙ ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

Прудникова Светлана Вячеславовна
Негосударственное (частное) экспериментальное общеобразовательное учреждение «Гимназия имени В.В.Давыдова»

Аннотация
Автор данной статьи пытается проанализировать возможности применения иммерсивного подходя в обучении и показать возможности его применения, как на уроках истории, таки во внеурочной деятельности. Иммерсивные формы работы рассматриваются на основе опыта Н(ч)ЭОУ «Гимназии им.В.В.Давыдова».

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Прудникова С.В. Иммерсивный подход при изучении истории: перспективы и возможности // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/12/101232 (дата обращения: 19.04.2024).

Требования ФГОС к современному уроку и уровню обученности учащихся способствуют постоянному профессиональному росту учителей истории и поиску новых подходов, методов и форм работы, направленных на формирование позитивной мотивации к изучению истории, раскрытие  творческих способностей учащихся.  Одним из таких подходов является иммерсивный подход, о возможностях применении которого на уроках истории пойдет речь в представленной статье.

Как известно, иммерсивный подход к обучению (от англ. «immersion» – «погружение») активно разрабатывался еще в 70-е годы прошлого века, в его основе лежат идеи Яна Амоса Коменского и его «золотое правило», согласно которому следует задействовать все возможные каналы восприятия, включая зрение, вкус, обоняние, осязание (1).  В работах Г.К.  Лозанова, согласно суггестологическому методу, говорится о необходимости воздействия на ученика, используя психологические, дидактические и артистические средства (5). Причем артистические средства призваны вовлекать учащихся в творчество, «приобщать их к музыке, танцу, сценической речи и игре в процессе обучения» (3). М.В.Короткова предлагает следующее определение  иммерсивного подхода в образовании: «комплекс приемов и способов интерактивного взаимодействия школьников в искусственно созданном мире, способном воздействовать на его разум и чувства» (3).

Если на более ранних этапах развития иммерсивного подхода его связывали с театральной средой и с включением в актерскую игру, то с развитием технологий все чаще речь идет о создании виртуальных сред. В последнее десятилетие исследователи (В.И. Панов, С.Д. Дерябо, Ю.С. Мануйлов, С.Ф. Сергеев) обращаются к визуализации процесса обучения и говорят о виртуальной среде, погружение в которую значительной степени способствует формированию мотивации и «обогащению познавательного опыта учащихся» (3,4).

Быстрое развитие технологий обусловливает применение все новых, более прогрессивных подходов к обучению, что является очередным требованием к уровню подготовки учителя, к его готовности осваивать новые технологии, создавать, моделировать виртуальную реальность для более эффективного усвоения учебного материала. ..
По словам  Корнилова, «Технологии виртуальной реальности все больше набирают обороты, а снижение стоимости на такое оборудование и, как следствие, его массовая доступность определяют ключевые позиции в ближайшей перспективе, особенно в сфере образования» (2). Из вышесказанного следует, что, как бы мы не стремились придерживаться привычных, общепринятых методов, время заставляет нас изменять, усовершенствовать процесс обучения, все более расширяя спектр применения новых подходов и технических средств.

Соблюдение разумного баланса в выборе методов, форм и средств обучения является, на наш взгляд, залогом успешного обучения, в то же время, любой перекос, чрезмерное увлечение одним подходом и игнорирование других возможностей, может привести к снижению мотивации и, как следствие, к более низким результатам в обучении. Разумное применение иммерсивного подхода наряду с общепринятыми, традиционными походами способствует формированию необходимых для современного человека компетенций. Совершенно очевидно, что для реализации иммерсионного подхода в условиях современной школы требуются определенные средства и профессиональные усилия со стороны учителя истории, поскольку учитель выступает в новом для себя качестве   –   наблюдателя или гида.

Одним из ключевых направлений в работе Н(ч)ЭОУ” Гимназия им. В.В. Давыдова” является развитие творческих способностей учащихся и применение иммерсионного подхода как нельзя лучше способствует поставленным целям. Иммерсивные формы обучения используются нами как на уроках истории, так и во внеурочной деятельности. На уроках истории в современной школе достаточно просто организовать проведение виртуальных экскурсий по музеям, экспедиции вглубь веков, исторические игры, дискуссии с историческими личностями.

Виртуальные экскурсии по лучшим музеям и галереям не только нашей страны, но и всего мира способствуют развитию интереса к предмету и значительно пополняет багаж знаний учащихся. Такие экскурсии помогают нашим ученикам ощутить эффект присутствия, увидеть лучшие мировые шедевры или артефакты не на картинке в учебнике, а в виртуальной среде, что способствует более быстрому запоминанию.

Экспедиции в глубь веков при помощи видеофильмов и исторических игр помогают ощутить дух эпохи, формируют позитивную мотивацию к изучению темы. Учащиеся 5-6 классов с удовольствием принимают участие в инсценировках на исторические темы, сами выбирают и выстраивают сценарий, готовят костюмы, подбирают и создают аудио и видео-эффекты, характерные для данной эпохи. Многие учащиеся Гимназии сегодня увлекаются IT-технологиями, занимаясь в технических кружках и клубах, поэтому создание видеоигр и фильмов на исторические темы является интересным и увлекательным занятием. Дискуссии с историческими личностями успешно проходят в средних и старших классах Гимназии и требуют, помимо сообщения учителем фоновой информации о событии или действиях исторической персоны, подготовки вопросов по теме, аргументов «pro» и «contra», выбор оппонентов, создания проблемных групп.

Во внеурочной деятельности иммерсивный подход используется нами при проведении тематического лагеря, исторических фестивалей и исторических реконструкций. Ставший традиционным в Н(ч)ЭОУ” Гимназия им. В.В. Давыдова” международный летний лагерь, работу которого планируют и ведут сами старшеклассники под руководством педагогов предполагает полное погружение в определенную историческую эпоху разных стран. Тематика лагеря меняется ежегодно и учащиеся создают атмосферу того или иного периода истории, в которой им предстоит жить всю лагерную смену. Декорации, костюмы, распределение обязанностей и ролей осуществляются старшеклассниками.

Исторические фестивали и реконструкции, обычно проходящие в декаду истории при активном управлении и участии учащихся, всегда вызывают большой интерес и желание поучаствовать в процессе разработки сценария, подбора и создания костюмов. Создание виртуальной среды и аудио-визуальных эффектов мероприятия (подбор музыкального сопровождения данной эпохи, создание видеофильмов, визуальных эффектов) привлекают даже тех учащихся, которые никогда не интересовались историей, что способствует развитию интереса к предмету.

Итак, иммерсивный подход при изучении истории может успешно применяться как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Разумное и сбалансированное применение иммерсивных форм обучения способствует погружению учащихся в ситуацию и формирует у них позитивную мотивацию к изучению истории.


Библиографический список
  1. Избранные педагогические сочинения / Я. Коменский; пер. Н. П. Степанов, Д. Н. Корольков, А. А. Красновский. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 440 с.
  2. Корнилов Ю.В. Иммерсивный подход в образовании. Азимут научных исследований: педагогика и психология 8, С.174-178.
  3. Короткова М.В. https://cyberleninka.ru/article/n/immersivnyy-podhod-v-obrazovanii/viewer.
  4. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: [Практ. пособие для учителей] / М. В. Короткова. – Москва: ВЛАДОС, 2000. – 175 с.
  5. Лозанов Г.К. Основы суггестологии // Проблеми на суггестологията. — София, 1973. — С. 55—70.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Прудникова Светлана Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация