Одним из ключевых требований, предъявляемых к современному уроку истории, помимо отбора и систематизации учебного материала, выстраивания четкой структуры урока и системы повторения и закрепления материала, является формирование у учащихся позитивной мотивации, что невозможно без рационального и сбалансированного применения демонстрационных материалов, визуальных средств обучения. Как известно, современный человек все чаще получает информацию в наглядном виде, поэтому не стоит недооценивать роль визуализации учебного материала на уроке. Одним из эффективных средств визуализации на уроке истории является карикатура (от итальянского caricatura – «преувеличивать»), которая обычно демонстрирует синтез реальных и утрированных черт того или иного исторического события или персонажа, отражая субъективное отношение к ним общества.
Тема исторической карикатуры рассматривается в многочисленных работах исследователей [Башаран В. И., Ларионов А.Э, Аренд О.Ю., М.В. Дворкова, Петров А. М., Петрова В. М. Штомпка П. Шустрова Е. В., Чернявский К. А.]. По мнению А.Э. Ларионова и М.В. Дворковой «формирование национальной исторической памяти как краеугольного камня патриотизма немыслимо без субъективно и коллективно переживаемого чувства соприкосновения с историей, без насколько возможно полного и глубокого погружения в прошлое» (3). По словам В. И. Башаран, карикатура «подвергает высмеиванию определенные бытовые, социальные, общественно-политические явления, а также исторических личностей или характерные типы людей» [1, с. 3].
Общеизвестно, что развитие карикатуры на протяжении всей истории человечества, со времен древнего Египта до наших дней, связано со значимыми историческими событиями, общественными потрясениями и яркими историческими фигурами, деятельность которых вызывала определенную общественную реакцию. Обычно карикатура сопровождается подписью, объясняющей изображение, в форме пояснения, либо диалога изображенных персонажей. На уроках истории карикатура ярко иллюстрирует не только историческое событие или персону, но о отображает критическое отношение автора, обычно выражающего отношение части общества к проблеме. Яркое, эмоционально насыщенное, с юмором изображенное событие или историческая личность помогают лучше запомнить учебный материал, формируя у учащихся определенную ассоциацию с описываемым событием.
Для того, чтобы смысл изображенного на карикатуре стал понятен учащимся, необходимо сообщить им фоновые знания о событии или персоне, помочь им «дешифровать» карикатуру. В научной литературе описан ряд методик «дешифровки» карикатурных изображений [А. В. Петров, М. В. Петрова, Штомпка П., А.Э. Ларионов]. В данной работе мы опираемся на методику анализа карикатурного изображения, предложенную К. А. Чернявским [8, с.217 -220], которая предполагает следующие этапы анализа: определение темы карикатуры, обращение к информационному поводу и персоналиям, определение сатирического подтекста, установление позиции автора, определение аудитории, анализ графики изображения, реконструкция исторической реальности, установление особенностей сюжета карикатуры [8, с.217-220] .
Адаптируя предложенную К. А. Чернявским [8, с.217-220] методику к реалиям современного урока истории в средней общеобразовательной школе с учетом возрастных особенностей учащихся, мы разработали ряд вопросов, которые призваны помочь учащимся в понимании исторических процессов, изображенных на карикатуре, а именно:
- Какое историческое событие или персона изображены на карикатуре?
- О чем говорит текст карикатуры?
- Как текст карикатуры отражает отношение автора к событию или человеку?
- В чем состоят особенности изображения? Какие черты утрирует автор? Что имеет ввиду автор, изображая персонажи таким образом?
- Каково отношение автора к событию или персонажу?
- Для кого (для какой группы общества) автор создавал данную карикатуру? Какою реакцию он хотел вызвать у общества?
- Какие знаки, элементы, цвета автор использует для создания карикатуры и что он пытается передать при помощи этих средств?
В современных учебниках истории имеются карикатуры на различные исторические события, общественные явления, внешнеполитические события. Особой темой в курсе истории является тема Великой Отечественной войны, в рамках которой необходимо знакомить учащихся с политической карикатурой на Гитлера, Муссолини и других исторических персонажей, формирую у них адекватное отношение к упомянутым личностям и историческим процессам. Роль учителя состоит не только в комментариях к карикатуре, гораздо более важным, на наш взгляд, является формирование у учащихся способности к анализу и адекватному пониманию, «считыванию» вербальной и невербальной информации, представленной на карикатурном изображении.
Одна из важнейших задач Н(ч)ЭОУ” Гимназия им.В.В.Давыдова” состоит в вовлечении учащихся в творческий процесс. В зависимости от возраста обучающихся мы предлагаем разные типы заданий, выполнение которых может проходить, как в индивидуальной, так и в групповой форме:
- Найти карикатуры на определенную историческую тему, определенное историческое событие или историческую личность и подготовить небольшое сообщение по теме. Данный вид работы способствует выработке у учащихся умений работы с источниками информации, умений производить отбор и анализ исторического материала.
- Нарисовать собственную карикатуру, изобразив событие или персону, что развивает творческие способности и формирует позитивную мотивацию к изучению истории. Данный вид работы особенно интересен учащимся младшей ступени обучения.
- Подготовить проект с подборкой карикатур определенного исторического периода. Проект может разрабатываться как в группе, в качестве домашнего задания, так и в виде индивидуального исследовательского проекта в рамках проектной деятельности Школьной Академии наук (ШАН) в Н(ч)ЭОУ” Гимназия им.В.В.Давыдова”.
Итак, подытоживая вышесказанное, грамотное и продуманное использование карикатур на современном уроке истории способствует лучшему запоминанию учебного материала, формирует позитивную мотивацию и развивает творческие способности обучающихся и умение анализировать вербальные и невербальные источники информации.
Библиографический список
- Башаран В. И. Карикатура как исторический источник для изучения международных отношений (на примере России и Турции) [Электронный ресурс] // Гасырлар авазы – Эхо веков. URL: https://kpfu.ru/staff_files/F1975672928/ statya_Eho_vekov.pdf (дата обращения: 07.02.2021).
- Ларионов А.Э, Аренд О.Ю. Советский плакат и карикатура периода Великой Отечественной войны как исторический источник и наглядное пособие на уроках истории https://pish.ru/blog/archives/7414
- Ларионов А.Э, Дворкова М.В. Образы русской истории в советской пропаганде периода Великой отечественной войны Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки. 2020, №1https://cyberleninka.ru/journal/n/vestnik-moskovskogo-gosudarstvennogo-oblastnogo-universiteta-seriya-istoriya-i-politicheskie-nauki?i=112799
- Петров А. М., Петрова В. М. Комплексная методика анализа метафоры в карикатурах как креолизованных текстах политической агитации // Политическая лингвистика. 2019. № 5 (77). С. 97–104.
- Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования : учебн. для студентов вузов. М. : Логос, 2007.
- Шустрова Е. В. Методика анализа графических метафор // Педагогическое образование в России. 2014. № 6. С. 70–80.
- Чернявский К. А. Карикатура как исторический источник: методический аспект / К. А. Чернявский. — Текст: электронный // Документ в современном обществе: соединяя пространство и время : материалы XIV Всеросcийской студенческой научно-практической конференции, Екатеринбург, 9–10 апреля 2021 г. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2021. — С. 216-220. — URL: https://elar.urfu.ru/handle//10995/97777