«СНИЗУ ВВЕРХ», «СВЕРХУ ВНИЗ» И ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПРИНЦИПЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ В ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КОРЕЙСКОГО ЯЗЫКА

Лукьянова Анастасия Владимировна
Казанский (Приволжский) федеральный университет

Аннотация
В данной статье рассматриваются «снизу вверх», «сверху вниз» и интерактивный принципы обработки информации, которые применяются в процессе аудирования для улучшения навыков слушания у тех, кто изучает корейский язык. В основном занятия по аудированию направлены на проверку способностей, а не на развитие навыков. Однако как можно проверить умение слушать, не обучив этому навыку? Поэтому в статье раскрываются способы применения принципов обработки информации, а также их плюсы и минусы, для использования данных процессов во время занятия.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Лукьянова А.В. «Снизу вверх», «сверху вниз» и интерактивный принципы обработки информации в обучении аудированию при изучении корейского языка // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/12/101219 (дата обращения: 22.04.2024).

Умение слушать при изучении иностранного языка – важный навык для каждого учащегося. Когда рождается ребенок, он не говорит сразу на своем родном языке, он слушает, как говорят родители и окружающие его люди. Так и при обучении иностранному языку. Учащийся не сможет заговорить, не слушая при этом речь носителей языка.

Каждый человек, который изучает корейский язык как иностранный, ставит себе цель понимать речь носителей языка, которые говорят с естественной для себя скоростью. В таком случае важную роль играет умение слушать. Однако многие учащиеся, не только те, которые недавно начали изучать язык, сталкиваются с проблемой непонимания корейского языка на слух. В таком случае существует большая пропасть между потребностями ученика, их способностями и требованиями. Но здесь стоит отметить, что улучшив методы обучения аудированию, можно сократить и даже преодолеть данный разрыв.

Подход, который преподаватели привыкли использовать при выполнении упражнений по аудированию, в основном состоит из упражнений на понимание прослушанного текста, и не помогает учащимся овладеть определенными принципами аудирования. Однако цель любого аудирования – сосредоточиться на развитии навыков слушания. Кроме того, неправильный ответ на вопрос не означает, что учащийся не понял запись, так как это может быть связано с другими обстоятельствами, например, неправильное понимание вопроса или невозможность сформировать собственный ответ. Поэтому важно различать практику аудирования с помощью упражнений и обучение принципам прослушивания.

Аудирование является важным аспектом изучения любого языка, поэтому и в международный экзамен по корейскому языку TOPIK включен раздел 듣기 (аудирование) для оценки уровня языка. Однако среди других языковых навыков, таких как говорение, чтение и письмо, аудирование по-прежнему исследовано меньше всего, вероятно, из-за его временного характера, спонтанности речи, неспособности слушателя вернуться и пересмотреть сказанное, особенности произношения (ассимиляция), происхождения во времени, а не в пространстве [1, с. 33]. По этим причинам умение слушать – это навык, трудный для изучения.

Джоан Рубин утверждал, что «для изучающих иностранный язык умение слушать – это навык, который предъявляет самые высокие требования к обработке информации, так как учащиеся должны сохранять информацию в кратковременной памяти и проделывать работу над пониманием одновременно. В то время как при чтении учащиеся могут просмотреть текст, но, как правило, у них нет возможности сделать это в случае с аудированием» [2, с. 7].  Поскольку требования к аудированию высоки, учащиеся должны иметь возможность использовать конкретные принципы, которые помогут лучше понять любую поступающую к ним информацию.

Аудирование обычно определяется как деятельность по обращению внимания на определенные звуки или речь и попытка понимания смысла услышанного звука [3, с. 10]. В более широком смысле это означает, что процесс понимания на слух включает в себя активные и сознательные усилия, в ходе которых слушатели конструируют смысл, используя подсказки из контекстной информации и, опираясь на существующие знания, полагаются при этом на стратегические ресурсы для выполнения требуемой задачи [4, с. 419]. Эти стратегические ресурсы можно разделить на три принципа: восходящий, нисходящий и интерактивную обработку, которая представляет собой комбинацию двух предыдущих процессов. Рассмотрим подробнее.

Принцип обработки информации «снизу вверх» – традиционный процесс понимания смысла услышанного и эффективный метод обучения аудированию на начальном этапе (уровне), где вводная информация рассматривается как основа для понимания смысла всего текста или сообщения говорящего. Данный принцип начинается с того, что учащиеся сосредотачивают свое внимание на ключевых словах или фразах, тем самым создают значение путем постепенного комбинирования фонем [5, с. 12]. Таким образом, происходит процесс декодирования для понимания языка, а понимание смысла сообщения начинается с понимания лингвистических элементов, которые и составляют данное сообщение. Другими словами происходит переход от языка к смыслу. По принципу «снизу вверх» учащиеся обрабатывают информацию в следующем порядке: звук – слово – фраза – предложение – текст – смысл текста.

Лексические и грамматические знания слушателя – основа для понимания, то есть лексические знания позволяют понимать значение отдельной лексической единицы, а грамматические – отношения между компонентами предложения. Следовательно, словарный запас очень важен в данном методе обучения аудированию, так как он позволяет постепенно понимать значение предложений и фраз, которые представляют собой более крупные единицы, чем слова и слоги [6]. Далее рассмотрим подробнее.

Смысл сообщения (текста) главным образом передается с помощью лексики, выражающей содержание, то есть так называемых содержательных слов. Например, 이 사람은 칭찬을 싫어하는 사람이다 (рус. это человек, который не любит похвалу). В данном случае к содержательным словам относятся 사람, 칭찬, 싫어하다, а к служебным словам (частицам) можно отнести 은, 을. В аудировании содержательные слова имеют большее значение, чем грамматические (служебные) слова, такие как частицы или окончания.

Существует несколько вариантов действий по распознаванию содержательных слов при прослушивании материала, приведем несколько из них:

  • Предоставить учащимся список содержательных слов, предложить им прослушать материал и ответить, какое количество раз появляются данные слова.
  • Предоставить учащимся список содержательных слов и предложить составить из них предложения, после чего преподаватель зачитывает данные предложения.
  • Предоставить учащимся список содержательных слов, прослушать аудио и проверить, какие из слов были услышаны.
  • Предоставить список парных слов со схожим звучанием, прослушать аудио и проверить, какие слова из пар встречаются в материале.
  • Предоставить тему аудирования и предложить учащимся предположить, какие слова, по их мнению, появятся при прослушивании материала, после чего проверить, оправдались ли их ожидания.
  • Предоставить текст материала с пропусками, предложить учащимся предположить, какие слова пропущены, после прослушивания проверить, верны ли были предположения.

Грамматические знания включают в себя знание частей речи, временных форм, порядка слов в предложении и т.д. Также при аудировании следует различать следующие вещи, связанные с грамматическим аспектом: типы положительных/отрицательных, активных/пассивных и вопросительных предложений. Способы обучения распознаванию служебных слов (частиц):

  • Диктовать предложения, содержащие различные грамматические элементы.
  • Предложить учащимся прослушать предложения, в которых используются различные временные формы, после чего проверить соответствие.
  • Прослушать предложения, в которых используются похожие грамматические элементы, но имеющие разные функции в предложении, затем проверить значение каждого.

Процесс обработки информации «сверху вниз» – это процесс, при котором учащиеся используют фоновые знания (предварительные знания по теме аудирования), контекст, прогнозирование и т.д., чтобы понять смысл сообщения (текста) во время прослушивания [7, с. 40]. Так, если фоновые знания связаны с содержанием материала, то учащиеся могут предположить перевод данного текста. Также ученики могут активно корректировать процесс понимания в соответствии со своими целями и ожиданиями [8, с. 978]. В данном принципе понимание общего смысла материала для прослушивания имеет приоритет, а учащиеся понимают общее содержание так, как если бы они смотрели и оценивали картину.

При процессе «сверху вних» учащиеся обрабатывают информацию в следующем порядке: смысл (содержание) – абзац – предложение – слово – звук. Рассмотрим действия при аудировании, которые основаны на процессе «сверху вниз»:

1. Прогнозировать и слушать.

  • Предоставить лексику и грамматику, которые появятся в материале для прослушивания.
  • Предложить обсудить проблемы, которые будут затронуты в аудировании.

2. Найти общую тему.

  • Попросить учащихся найти общую тему, не понимая всех слов, что поможет повысить уверенность учащихся в своих навыках аудирования.

3. Быть сфокусированным.

  • Предложить интересные задания, которые помогут учащимся оставаться сосредоточенными во время прослушивания, например, заполнение пропусков, рисование того, что услышали или поиск направлений по карте. Данные задания помогут понять, какая на самом деле цель речи или темы говорящего.

4. Прослушать несколько раз.

  • Действия, связанные с повторным прослушиванием одного и того же материала.
  • Необходимо попросить учащихся прослушать несколько раз, чтобы улучшить свои навыки аудирования.
  • Задания должны быть построены так, чтобы учащиеся не теряли интереса.

5. Обсуждать.

  • Обсуждение прослушанного материала для лучшего понимания его содержания.

Принцип обработки информации «сверху вниз» важен для того, чтобы учащиеся могли использовать уже имеющиеся у них знания для компенсации проблем восприятия. Однако это лишь краткосрочная стратегия, и она не всегда помогает научиться лучше слушать. Это связано с тем, что если контекст не знаком, слушающий не может выстроить связь между фоновыми знаниями с предполагаемым смыслом. В таком случае лучше всего сочетать два процесса в обучении пониманию на слух, и преподаватели должны найти баланс между слушанием, ориентированным на язык или слова, и слушанием, ориентированным на смысл, что подразумевает под собой интерактивная обработка информации [9, с. 366].

В случае интерактивного принципа обработки информации слушатель достигает понимания посредством постоянного взаимодействия с материалом аудирования, а процесс понимания рассматривается как цикличный, а не линейный. Также данный процесс оказывает существенное влияние на понимание информации (лингвистическая информация, процесс обработки информации «снизу вверх»), изложенной в материале для прослушивания, и на мыслительную деятельность слушателя (фоновые знания, обработка информации «сверху вниз»). Смысл создается посредством взаимодействия между слушателем и материалом для прослушивания, а понимание достигается посредством анализа языковых элементов (лексики, грамматики и т.д.) и умственной деятельности (фоновые знания, память, рассуждение, прогнозирование и т.д.) [10, с. 20].

Во взаимодействии между слушателем и материалом для аудирования играют роль такие факторы, как лингвистические (словарный запас и грамматика) и когнитивные (фоновые знания слушателя, память, способность к рассуждению и т.д.). И такое взаимодействие между ними позволяет лучше понять материал. Реконструкция информации в данном случае происходит на основе знаний, полученных из прослушиваемого материала, а также на основе собственных предварительных знаний.

В интерактивном процессе обработки информации процессы «снизу вверх» и «сверху вниз» взаимодействуют одновременно. Слабые стороны каждого из процессов компенсируются сильными сторонами. Например, если не хватает лингвистических знаний, их можно дополнить фоновыми, а если не хватает фоновых знаний, то их можно дополнить лингвистическими.

Таким образом, для успешного прослушивания материала требуются такие элементы, как знакомство с заранее представленным или выученным словарным запасом, активация фоновых знаний, умение различать содержательные и служебные слова (частицы). Более того многократное прослушивание и тщательно подготовленные материалы также способствуют развитию навыка аудирования. Приведенные выше способы относятся к трем рассмотренным принципам обработки информации («снизу вверх», «сверху вниз» и интерактивный принцип), которые важно внедрить в обучение. Поэтому преподавателям следует принять некоторые меры для обучения учеников, чтобы лучше развить у них навык слушать.


Библиографический список
  1. Brooks G. Understanding and Improving the Design of Academic Listening Classes. In The 2012 Pan-SIG Conference Proceedings. Japan. 2012. P. 31-36.
  2. Rubin J. A Guide for the Teaching of Second Language Listening. Domine Press. 1995. 238 p.
  3. Underwood M. Teaching Listening. Longman. 1989. 117 p.
  4. O’Malley J. M., Chamot A.U. Listening Comprehension Strategies in Second Language Acquisition // Applied Linguistics. 1989. № 10.  P. 418-437.
  5. Vandergrift L. Listening to Learn or Learn to Listen? // Annual Review of Applied Linguistics. 2004. №24. P. 3-25.
  6. Madani B.S., Kheirzadeh S. The Impact of  Pre-listening Activities on EFL Learner’s Listening Comprehension // International Journal of Listening. 2018. № 36. P. 1-15.
  7. Nation I.S.P., Newton J. Teaching ESL/EFL Listening and Speaking. Routladge. 2009. 205 p.
  8. Gilakjani A.P., Ahami M.R. A Study of Factors Affecting EFL Learner’s English Listening Comprehension and the Strategies for Improvement. Journal of Language Teaching and Research. 2011. № 2. P. 976-988.
  9. Field J. An Insight into Listener’s Problems: Too Much Bottom-Up or Too Much Top-Down? // System. 2004. № 32. P. 363-377.
  10. Wallace M.P. Searching for a New Approach to Listening // Accent Asia. № 5. P. 8-22.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Лукьянова Анастасия Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация