ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Суркова Ангелина Дмитриевна
Дальневосточный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
студент

Аннотация
Во всех правовых государствах права человека и уровень жизни граждан стоит на первом месте, так как от данных составляющих оценивается государство во внешней политике и формулируется мнение в целом о социальной защищенности населения. Государство выполняет правозащитную функцию и при нарушении данных прав имеется разные формы обращения граждан к государству. С помощью данного инструмента люди информируют государство о положительных и отрицательных моментах в деятельности государственных служащих. Кроме этого они могут подсказывать как решить вопрос с наиболее подходящим способом, для этого существует вид обращения в форме предложений. Так же если какая – то структура не выполняет свои обязанности, имеется форма обращения в виде жалобы, что позволяет оценивать работу должным образом. Эти формы и виды обращений более подробно и детально раскрыты в данной статье. Актуальность данной темы обуславливается тем, что с помощью обратной связи люди могут решить свои вопросы и оценивать выполненную работу.

Ключевые слова: , , , , , , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Суркова А.Д. Порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/12/101163 (дата обращения: 12.10.2024).

Одним из важных и ключевых форм связи между государством и обществом является обращение граждан к государству в лице должностных лиц. Таким способом оказывается помощь государственному управлению выполнять правозащитные и правоохранительные функции. Порядок и регламент рассмотрения регулируется Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Граждане могут обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, в том числе обращения объединений граждан, юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и должностном лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление социально значимых функций. Все эти структуры обязаны рассмотреть обращения и дать своевременный и обоснованный нормами закона ответ. В Российской Федерации созданы даже специальные подразделения, которые выполняют контрольные функции по работе с обращениями граждан. К таким структурам можно отнести, например, Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций [1, с.68].

При реализации гражданами своего право на обращение, должны соблюдаться принципы свободности и добровольности. Так же при осуществлении гражданами права на обращение запрещается нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Как правило, обращение гражданина представляет собой предложение, заявление или жалобу, которое направляется в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа.  Имеется также устная форма обращения гражданина в тот или иной орган власти.

Основными видами обращений являются: предложение, которая представляет собой рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию связей с общественностью, совершенствованию социально-экономической и других сфер деятельности государства и общества; заявление – это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, сообщение о нарушениях закона и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика в адрес этих органов власти по их деятельности [3, с.71].

Следующий вид – это жалоба, которая представляет собой обращение гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов, или прав, свобод или законных интересов других лиц. Подача обращения – это юридический факт, на основании которого возникает определенное административное правоотношение, сторонами которого являются гражданин и орган, уполномоченный принимать соответствующее решение.

При рассмотрении заявления государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: ознакомиться с документами и материалами, связанными с рассмотрением заявления, если это не влияет на права, свободы и законные интересы других лиц и если эти документы и материалы не содержат сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну; получить письменный ответ по существу поднятых в обращении вопросов, уведомление о направлении письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поднятых в обращении вопросов; представить дополнительные документы и материалы или запросить их получение, в том числе в электронном виде; подать жалобу на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением апелляционной жалобы в административном и (или) в судебном порядке; подать заявление о прекращении рассмотрения апелляционной жалобы [2, с.85].

Законом установлена ряд требовании письменным обращениям. Так, в нем должно быть указано наименование государственного органа или органа местного самоуправления, куда оно направляется, или фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица или название занимаемой им должности. Также должно быть указано фамилия, имя, отчество, почтовый адрес, на который следует отправить ответ, суть предложения, заявления или жалобы, персональные данные, подпись и дата обращения [5, с.103].

Обращения без указания сведений об авторе обращения, контактных данных, как правило, не рассматриваются. Но имеются исключения. Так, например, если поступают анонимные обращения с содержанием информации о готовящемся, совершенном или находящемся в стадии совершения противоправном деянии, обращение должно быть направлено в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

В случае если письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, то оно направляется в течение 7 дней с даты регистрации в орган или должностное лицо, в компетенцию которых входит решение вопросов, поднятых в обращении, с уведомлением гражданина о направлении запроса [4, с.124].

Как правило, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней с даты регистрации письменного обращения. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом или уполномоченным лицом. Когда запрос поступает в виде электронного документа, ответ на него также отправляется в электронном виде. Если обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, содержит нецензурную или оскорбительную лексику, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, то такое обращение может быть оставлено без ответа по существу поставленных в нем вопросов с сообщение гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правами.

Существует, как говорили ранее, и устная форма обращения, которое, как правило, озвучивается гражданином на личном приеме у руководителей и уполномоченных лиц в государственных органах и органах местного самоуправления. Для устного обращения гражданин заранее записывается, называет вопрос и после этого приходит на место приема в указанное время. При таком обращении руководитель дает предварительный ответ или же вопрос решается сразу на приеме. Информация о месте приема, а также о днях и часах, установленных для приема, доводится заранее до сведения граждан. Данную информацию можно найти и на официальных сайтах государственных структур.

Таким образом, данная тема является актуальным во все времена. Связь с государством, с государственными служащими играет огромную роль в жизни человека, так как с помощью данного инструмента имеется возможность донести информацию до руководителей разных уровней, а также позицию граждан по тому или иному вопросу. Кроме этого, с помощью обращения в форме предложении имеется возможность решения вопросов с наиболее эффективным образом как для руководителей, так и для народа. А с помощью жалобы имеется возможность оценить работу государственного служащего, если по каким-то причинам он не выполняет свою работу на должном уровне с наиболее действующими способами и путями во благо жителей своего региона.


Библиографический список
  1. Агапов А. Б. Административное право: учебник / А. Б. Агапов. – 9-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. – 937 с.
  2. Волкова В.В. Административный процесс: учеб. пособие / В.В. Волкова [и др.]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. – 175 с.
  3. Глущенко П.П. Административное право. Краткий курс. / П.П. Глущенко, Н.Н. Жильский и др. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 272 с.
  4. Зеленцов А. Б. Административное право России: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Л.Л. Попов. – М.: Проспект, 2015. – 560 с.
  5. Штатиной М.А. Административный процесс: учебник / под ред. М. А. Штатиной. — М.: Издательство Юрайт, 2015. – 364 с.


Все статьи автора «Суркова Ангелина Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: