Научный руководитель: Галимова Айгуль Шарифовна
кандидат экономических наук, доцент кафедры проектного менеджмента и бизнес-администрирования
Независимо от того, идёт ли речь о сотрудниках офиса или производства, адаптация будет проходить проще и быстрее под руководством опытного сотрудника. Иногда такая схема работы складывается сама по себе. Но чаще целевую систему наставничества разрабатывают и внедряют специалисты HR-отдела.
Чтобы такая система работала эффективно, важно:
-
грамотно подбирать, обучать и мотивировать наставников;
-
формулировать чёткие цели и задачи системы наставничества;
-
создать зависимость между успехом нового сотрудника и выгодой для наставника (например, выплачивать премию наставнику за успешное прохождение адаптации);
-
проследить, чтобы занятие наставничеством не мешало работе опытного сотрудника и не сказывалось на его производительности [1].
Наставничество представляет собой область задач и функций, выполняемых опытным специалистом в процессе адаптации нового сотрудника предприятия. Успех наставничества зависит от прохождения новым сотрудником испытательного срока [2].
В обществе часто путают понятия менторства и наставничества, однако они имеют различные направления. Так наставничество подразумевает более щепетильную работу, и работает на повышение использования кадровых ресурсов предприятия, а именно снижение текучести персонала, повышение производительности труда и уровня удовлетворенности сотрудников. Ключевым объектом наставничества на предприятии является наставник, он представляет собой сотрудника, который имеет длительный стаж в организации, знает специфику предприятия и область задач, в которой трудится наставник. Что позволяет сделать вывод, что наставничество длительный и сложный процесс на предприятии и его успех зависит от квалифицированного наставника предприятия.
Этапы реализации наставничества на предприятии представлены на рисунке 1 [6].
Рисунок 1. Этапы реализации наставничества на предприятии
Данные этапы являются инструментами реализации успешной программы наставничества с целью развития благоприятного климата в коллективе. Как и любая система, система наставничества имеет свои достоинства и недостатки, представленные в таблице 1 [3].
Таблица 1. Достоинства и недостатки системы наставничества
Достоинства |
Недостатки |
Минимизация времени вливания в работу.
Улучшенная адаптация сотрудников. Повышение производительности труда и снижение текучести персонала. Улучшение внутрифирменной коммуникации. Снижение ошибок в работе. Привлекательность компании. Передача ценных знаний. Улучшение климата внутри коллектива. Развитие качеств лидера. |
Отсутствие опыта у сотрудников.
Затраты на внедрение системы наставничества. Развитие зависимости у вновь принятого сотрудника. Личная неприязнь. Неправильное интерпретирование знаний о работе. Ограниченность времени наставника. Отсутствие результата. Неэффективность программы обучения. |
Как было сказано ранее, наставники являются ключевым элементом системы наставничества, что говорит о необходимости изучения требований к данным сотрудникам. Так на рисунке 2 отражены ключевые требования (пожелания) к наставникам на предприятии [4].
Рисунок 2. Требования к профессиональному наставнику
Таким образом, согласно данному рисунку, стоит отметить, что к наставнику достаточно высокие требования, которые не каждая организация может позволить.
На сегодняшний день в Российской Федерации система наставничества имеет свои юридические аспекты для ее регулирования и внедрения, так система наставничества регулируется следующими нормативными документами, которые в большинстве своем относятся к государственным служащим:
-
Положение о порядке осуществления профессионального развития гражданских служащих РФ;
-
Постановление Правительства «Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе РФ».
При этом многие предприятия берут за основу данные разработанные положения.
К отраслевым актам регулирования и внедрения системы наставничества относятся:
-
трудовые отношения. Любая система наставничества осуществляется в рамках трудовых отношений, а значит необходимо соблюдение трудового законодательства РФ. Так к данным внутренним актам могут относиться: Положение о премировании, Положение о наставничестве, Положение об адаптации, Положение о вознаграждении и иные Положения и приказы предприятия;
-
конфиденциальность и защита данных. При функционировании системы наставничества между наставником и вновь принятым сотрудником может быть использована конфиденциальная информация, для этого на предприятиях должно использоваться Положение о конфиденциальности;
-
авторские права и интеллектуальная собственность. Так в процессе передачи информации, наставником может быть передана информация собственных разработок, на данную информацию должны быть установлены авторские права наставника;
-
ответственность и обязанности. Важно установить ясные права, обязанности и ответственность для наставников и стажеров, чтобы избежать недоразумений и конфликтов в работе [5].
В заключение отметим, что ключевым пунктом успешного наставничества является обстановка доверия, уважения и одновременно требовательности. Необходимо отметить важность при обмене обратной связью и дружелюбной обстановки, только так система наставничества может иметь успешную реализацию.
Библиографический список
-
Галимова А. Ш. Современные способы оптимизации кадрового делопроизводства / А. Ш. Галимова, А. Ф. Габдуллина // People-management в условиях цифровой трансформации экономики : Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Уфа, 22 марта 2022 года / Отв. редактор А.Ш. Галимова. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2022. – С. 21-24.
-
Зайцева А. Э. Наставничество как условие профессионального роста личности / А. Э. Зайцева // Наставничество: индивидуальная траектория развития профессионалов XXI века: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Ульяновск, 20 апреля 2023 года / Редколлегия: Н.И. Нагимова, Г.Ф. Скрипкина. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2023. – С. 31-33.
-
Иванова С. В. Проблемы мотивации персонала в сфере услуг / С. В. Иванова, А. Ш. Галимова // People-management в условиях цифровой трансформации экономики : Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Уфа, 22 марта 2022 года / Отв. редактор А.Ш. Галимова. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2022. – С. 41-43.
-
Калмыков М.В. Творческое саморазвитие личности в современном мире / М.В. Калмыков, Л.А. Донскова // Актуальные вопросы саморазвития личности: психолого-педагогический аспект. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Чебоксары, 2022. – С. 184–187.
-
Лященко В. В. Наставничество в новых условиях современности / В. В. Лященко // Наставничество в образовании: культура, идеи, технологии: Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Екатеринбург, 16–17 февраля 2023 года / Главный редактор Г.А. Кругликова. Том Часть 1. – Екатеринбург: без издательства, 2023. – С. 188-197.
-
Пощенко А.А. История изучения ценностных ориентаций личности / А.А. Пощенко, Н.С. Аракелян // Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Чебоксары, 2022. – С. 29–30.
-
Тарасова Н. В. Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов. Рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций: электронное издание / Н. В. Тарасова, И. П. Пастухова, С. Г. Чигрина. – Москва: Перспектива, 2020. – 108 с.