РЕАЛИЗАЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

Иванова Дарья Валерьевна
УУНИТ «Уфимский университет науки и технологий»
бакалавр

Аннотация
Данная статья освещает вопросы реализации наставничества на предприятиях, а именно достоинства и недостатки данной системы, этапы реализации и ответственные лица. Также представлены ключевые требования к наставникам и юридическое регулирование вопросов наставничества на предприятии.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Иванова Д.В. Реализация наставничества на предприятиях // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/12/101154 (дата обращения: 03.12.2024).

Научный руководитель: Галимова Айгуль Шарифовна
кандидат экономических наук, доцент кафедры проектного менеджмента и бизнес-администрирования


Независимо от того, идёт ли речь о сотрудниках офиса или производства, адаптация будет проходить проще и быстрее под руководством опытного сотрудника. Иногда такая схема работы складывается сама по себе. Но чаще целевую систему наставничества разрабатывают и внедряют специалисты HR-отдела.

Чтобы такая система работала эффективно, важно:

  • грамотно подбирать, обучать и мотивировать наставников;
  • формулировать чёткие цели и задачи системы наставничества;
  • создать зависимость между успехом нового сотрудника и выгодой для наставника (например, выплачивать премию наставнику за успешное прохождение адаптации);
  • проследить, чтобы занятие наставничеством не мешало работе опытного сотрудника и не сказывалось на его производительности [1].

Наставничество представляет собой область задач и функций, выполняемых опытным специалистом в процессе адаптации нового сотрудника предприятия. Успех наставничества зависит от прохождения новым сотрудником испытательного срока [2].

В обществе часто путают понятия менторства и наставничества, однако они имеют различные направления. Так наставничество подразумевает более щепетильную работу, и работает на повышение использования кадровых ресурсов предприятия, а именно снижение текучести персонала, повышение производительности труда и уровня удовлетворенности сотрудников. Ключевым объектом наставничества на предприятии является наставник, он представляет собой сотрудника, который имеет длительный стаж в организации, знает специфику предприятия и область задач, в которой трудится наставник. Что позволяет сделать вывод, что наставничество длительный и сложный процесс на предприятии и его успех зависит от квалифицированного наставника предприятия.

Этапы реализации наставничества на предприятии представлены на рисунке 1 [6].

Рисунок 1. Этапы реализации наставничества на предприятии

Данные этапы являются инструментами реализации успешной программы наставничества с целью развития благоприятного климата в коллективе. Как и любая система, система наставничества имеет свои достоинства и недостатки, представленные в таблице 1 [3].

Таблица 1. Достоинства и недостатки системы наставничества

Достоинства

Недостатки

Минимизация времени вливания в работу.

Улучшенная адаптация сотрудников.

Повышение производительности труда и снижение текучести персонала.

Улучшение внутрифирменной коммуникации.

Снижение ошибок в работе.

Привлекательность компании.

Передача ценных знаний.

Улучшение климата внутри коллектива.

Развитие качеств лидера.

Отсутствие опыта у сотрудников.

Затраты на внедрение системы наставничества.

Развитие зависимости у вновь принятого сотрудника.

Личная неприязнь.

Неправильное интерпретирование знаний о работе.

Ограниченность времени наставника.

Отсутствие результата.

Неэффективность программы обучения.

Как было сказано ранее, наставники являются ключевым элементом системы наставничества, что говорит о необходимости изучения требований к данным сотрудникам. Так на рисунке 2 отражены ключевые требования (пожелания) к наставникам на предприятии [4].

Рисунок 2. Требования к профессиональному наставнику

Таким образом, согласно данному рисунку, стоит отметить, что к наставнику достаточно высокие требования, которые не каждая организация может позволить.

На сегодняшний день в Российской Федерации система наставничества имеет свои юридические аспекты для ее регулирования и внедрения, так система наставничества регулируется следующими нормативными документами, которые в большинстве своем относятся к государственным служащим:

  • Положение о порядке осуществления профессионального развития гражданских служащих РФ;
  • Постановление Правительства «Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе РФ».

При этом многие предприятия берут за основу данные разработанные положения.

К отраслевым актам регулирования и внедрения системы наставничества относятся:

  • трудовые отношения. Любая система наставничества осуществляется в рамках трудовых отношений, а значит необходимо соблюдение трудового законодательства РФ. Так к данным внутренним актам могут относиться: Положение о премировании, Положение о наставничестве, Положение об адаптации, Положение о вознаграждении и иные Положения и приказы предприятия;
  • конфиденциальность и защита данных. При функционировании системы наставничества между наставником и вновь принятым сотрудником может быть использована конфиденциальная информация, для этого на предприятиях должно использоваться Положение о конфиденциальности;
  • авторские права и интеллектуальная собственность. Так в процессе передачи информации, наставником может быть передана информация собственных разработок, на данную информацию должны быть установлены авторские права наставника;
  • ответственность и обязанности. Важно установить ясные права, обязанности и ответственность для наставников и стажеров, чтобы избежать недоразумений и конфликтов в работе [5].

В заключение отметим, что ключевым пунктом успешного наставничества является обстановка доверия, уважения и одновременно требовательности. Необходимо отметить важность при обмене обратной связью и дружелюбной обстановки, только так система наставничества может иметь успешную реализацию.


Библиографический список
  1. Галимова А. Ш. Современные способы оптимизации кадрового делопроизводства / А. Ш. Галимова, А. Ф. Габдуллина // People-management в условиях цифровой трансформации экономики : Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Уфа, 22 марта 2022 года / Отв. редактор А.Ш. Галимова. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2022. – С. 21-24.
  2. Зайцева А. Э. Наставничество как условие профессионального роста личности / А. Э. Зайцева // Наставничество: индивидуальная траектория развития профессионалов XXI века: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Ульяновск, 20 апреля 2023 года / Редколлегия: Н.И. Нагимова, Г.Ф. Скрипкина. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2023. – С. 31-33.
  3. Иванова С. В. Проблемы мотивации персонала в сфере услуг / С. В. Иванова, А. Ш. Галимова // People-management в условиях цифровой трансформации экономики : Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Уфа, 22 марта 2022 года / Отв. редактор А.Ш. Галимова. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2022. – С. 41-43.
  4. Калмыков М.В. Творческое саморазвитие личности в современном мире / М.В. Калмыков, Л.А. Донскова // Актуальные вопросы саморазвития личности: психолого-педагогический аспект. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Чебоксары, 2022. – С. 184–187.
  5. Лященко В. В. Наставничество в новых условиях современности / В. В. Лященко // Наставничество в образовании: культура, идеи, технологии: Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Екатеринбург, 16–17 февраля 2023 года / Главный редактор Г.А. Кругликова. Том Часть 1. – Екатеринбург: без издательства, 2023. – С. 188-197.
  6. Пощенко А.А. История изучения ценностных ориентаций личности / А.А. Пощенко, Н.С. Аракелян // Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Чебоксары, 2022. – С. 29–30.
  7. Тарасова Н. В. Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов. Рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций: электронное издание / Н. В. Тарасова, И. П. Пастухова, С. Г. Чигрина. – Москва: Перспектива, 2020. – 108 с.


Все статьи автора «Иванова Дарья Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: