РОЛЬ ОЛИМПИАДНЫХ РАБОТ ПО ТЕХНОЛОГИИ В АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Голованова Софья Олеговна
МАОУ Школа №183 им. Р. Алексеева
учитель технологии

Аннотация
В статье описана значимость олимпиад в образовательном процессе, выделены этапы и туры, прописаны достоинства и недостатки олимпиад. Также были проанализированы цели и задачи Всероссийской олимпиады школьников по технологии.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Голованова С.О. Роль олимпиадных работ по технологии в активизации познавательной деятельности школьников // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/12/101134 (дата обращения: 27.12.2024).

В современной образовательной практике существует следующая проблема: крайне сложно организовать процесс обучения так, чтобы обучающиеся не только эффективно и качественно усваивали знания, формировали и развивали уже имеющиеся умения и навыки, но наравне с этим также повышали уровень своей познавательной активности.

Развить познавательную активность и добиться повышения познавательного интереса у обучающихся можно различными способами, таких способов не мало: например, как можно чаще использовать в обучении различные формы и методы, вводить проблемное и проектное обучение, отходить от традиционных форм уроков, а также через участие школьников в олимпиадном движении [1].

Через участие в олимпиадах дети развивают такие навыки, как самоконтроль, управление своим временем, планирование дел и задач.

Благодаря олимпиаде педагоги имеют замечательную возможность показать ученикам важность школьных предметов. Так как результаты олимпиады не являются анонимными, они могут дать психологам и методистам материал для анализа и работы. Олимпиада, являясь культурно-массовым мероприятием, требует от учеников углубленные познания в определенном предмете, терпение, сосредоточенность, эрудированность, смекалку и выдержку [1].

Невозможно не сказать о роли олимпиад в активизации познавательной деятельности, а также в повышении стимулов школьников к обучению:

1.Формирование самооценки. Участники олимпиады по итогу получают различные призы, грамоты и дипломы. Данные награды способны помочь в формировании самооценки, а также найти своё призвание и выбрать профессиональный вектор.

2.Формирование самостоятельности. Несомненно, участие в предметных олимпиадах развивает у школьников самостоятельность, желание обучаться и инициативность.

3.Толчок к саморазвитию. Олимпиады побуждают школьников к самопознанию, поиску себя, самосовершенствованию, самостоятельному развитию.

4. Формирование психологически сильных людей. Все мы знаем, что в олимпиадах используются нестандартные и сложные для школьной программы задания. Такие задания тренируют обучающихся не паниковать, когда имеются высокие психологические нагрузки, а также в нестандартных ситуациях.

5. Расширение кругозора. «Олимпиады позволяют выявить не только знания фактического материала, но и умение эффективно применять их в новых условиях, требующих нестандартного подхода и творческого мышления» [2, с. 46].

6. Проверка знаний. Олимпиада является прекрасной возможностью проверить усвоенные знания, а также знания в сравнении со своими сверстниками, одноклассниками.

С целью определения самых способных и эрудированных обучающихся и проводится самая важная Всероссийская олимпиада по технологии на школьном, муниципальном, региональном, и заключительном этапах. Каждый этап включает три тура: тестирование учащихся; выполнение ими практических работ; защита творческих проектов.

Недостатком начального периода в подготовке к олимпиадам является то, что задания и вопросы предлагаются решить всем обучающимся. Так как школьники на этом этапе не могут грамотно и профессионально оценить свои возможности, данные задания скорее направлены на выявление более способных обучающихся. Однако, нужно учитывать, что задания не все должны быть максимально сложные, ибо у некоторых детей может пропасть интерес к заданиям, предмету и олимпиадам в целом [3].

Важно показать практическую значимость олимпиадных заданий, чтобы обучающиеся связывали свои школьные успехи с будущими перспективами. Для этого педагог должен стараться способствовать развитию интереса к учению и в последующем поддерживать его.

По мнению Кожиной О.А. основными целями Всероссийской олимпиады школьников по технологии являются (рис. 1):


Рисунок 1. Цели Всероссийской олимпиады по технологии

Всероссийская олимпиада по технологии имеет свои задачи, которые представлены на рисунке 2.


Рисунок 2. Задачи Всероссийской олимпиады по технологии

Благодаря олимпиаде по технологии у школьников повышается интерес к урокам и предмету в целом, а также предоставляется возможность показать свои способности, умения, навыки. Олимпиада учит детей нестандартно и оригинально мыслить.

«Правильно организованная работа по активизации познавательной деятельности учащихся через предметные олимпиады приводит к повышению интереса к изучению учебных предметов и успеваемости» [4].

Таким образом, олимпиада является одним из наиболее значимых и важных средств, которые помогают активизировать познавательную активность обучающихся. Для успешного выполнения олимпиадных заданий ученик должен иметь ряд способностей и качеств: логическое мышление, стрессоустойчивость, самостоятельность, инициативность, а также интуицию и хорошее воображение. А также выполняя олимпиадные задания, ученик совершенствует вышеперечисленные качества. Полученный опыт прохождения олимпиады способствует интеллектуальному росту и расширению кругозора школьников. Олимпиада по технологии способна помочь в поиске своего призвания и жизненного пути.


Библиографический список
  1. Новикова Н. Н. Дистанционная олимпиада по технологии: результаты и перспективы / Н. Н. Новикова, Г. В. Пичугина, С. Е. Григорьев // Школа и производство. – 2014. – № 5. – С. 36-41.
  2. Инструментальная дидактика и дидактический дизайн: теория, технология и практика многофункциональной визуализации знаний: материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции, Москва – Уфа, 28 января 2013 г. : Издательство БГПУ имени М. Акмуллы, 2013. – 290 с.
  3. Миндеева С. В., Толстых О. Д. Олимпиадное движение как форма активизации учебно-познавательной деятельности студентов //Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. – 2016. – №. 4.
  4. Файзрахманова А. Л. Формирование познавательной активности учащихся на уроках технологии (на примере раздела «Кулинария») //Проблемы и перспективы развития науки в России и мире: сборник статей.− Уфа: АЭТЕРНА. – 2018. – С. 171-173.


Все статьи автора «Голованова Софья Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: